


Материал помещен в архив
ВОПРОС
Общество с ограниченной ответственностью приобрело служебный автомобиль по договору лизинга.
В случае временного простоя автомобиля (не используется в предпринимательской деятельности, отсутствуют путевые листы, не списывается топливо) имеет ли организация право учитывать при расчете налога на прибыль ежемесячные амортизационные отчисления по данному автомобилю, а также вознаграждение лизингодателю?
ОТВЕТ
Основным критерием включения расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (п.1 ст.169, п.1 ст.170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)). Затраты по приобретению основных средств отражаются посредством начисления амортизации. При этом основные средства, находящиеся в простое или запасе сроком до 3 месяцев, приравниваются к основным средствам, находящимся в эксплуатации (подп.2.1 п.2 ст.170 НК). Если служебный автомобиль использовался до момента простоя в предпринимательской деятельности, затраты на амортизацию и лизинговое вознаграждение в течение 3 месяцев простоя могут быть учтены в составе затрат, учитываемых при налогообложении.
Развернутый ответ. Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухучета. К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.1 ст.169 НК).
Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.170 НК).
Таким образом, основным критерием включения расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
Затраты на приобретение (в том числе путем создания) объектов основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности и находящихся в эксплуатации, отражаются в затратах, учитываемых при налогообложении, посредством начисления амортизации. Основные средства, находящиеся в простое (в том числе в связи с проведением ремонта) продолжительностью до 3 месяцев, запасе, приравниваются к основным средствам, находящимся в эксплуатации (подп.2.1 п.2 ст.170 НК).
Следовательно, если служебный автомобиль использовался до момента простоя в предпринимательской деятельности, затраты на амортизацию и лизинговое вознаграждение в течение 3 месяцев простоя могут быть учтены в составе затрат, учитываемых при налогообложении.
23.09.2020
Ирина Янукович, аудитор, налоговый консультант, директор общества с ограниченной ответственностью «ПиК-аудит»