Вопрос-ответ от 01.06.2018
Автор: Статкевич В.

Обществом планируются работы по объекту - «Замена лифтов в производственном и складском корпусе». В бухгалтерском учете лифты отражены как отдельные инвентарные объекты основных средств. В разработанном архитектурно-планировочном задании вид строительства определен как капитальный ремонт. Как правильно в бухгалтерском учете отразить затраты?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВОПРОС (ОАО «БЗМП»): Обществом в соответствии с проектной документацией планируются работы на объекте - «Замена лифтов в производственном и складском корпусе». В бухгалтерском учете лифты отражены как отдельные инвентарные объекты основных средств. Проектом предусмотрены демонтаж этих лифтов и установка новых высококачественных грузовых.

В разработанном архитектурно-планировочном задании (АПЗ) вид строительства определен как капитальный ремонт.

Как правильно в бухгалтерском учете отразить следующие затраты:

1) расходы на разработку АПЗ;

2) командировочные расходы, связанные с получением проектной документации;

3) расходы по технологическому обследованию и разработке заключения о состоянии строительных конструкций лифтовой шахты;

4) расходы по демонтажу старых лифтов и установке новых;

5) расходы на изменение инженерных систем (электрических сетей)?

 

ОТВЕТ: При ответе на данный вопрос не рассматривалась правильность классификации выполняемых работ в качестве работ по капитальному ремонту и не принимался во внимание тот факт, что после изучения документов такие работы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, можно было бы квалифицировать как работы по реконструкции (в том числе модернизации и (или) технической модернизации), то есть работы, указанные в вопросе, фактически рассматриваются как работы по капитальному ремонту.

В соответствии с п.20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26:

а) фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) основных средств, проведением иных аналогичных работ, отражаются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» и кредиту счетов 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов. Суммы данных затрат, учтенные на счете 08, списываются с этого счета в дебет счета 01 «Основные средства» по окончании работ;

б) фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.

Порядок бухгалтерского учета затрат на проведение текущего либо капитального ремонта не зависит от величины (суммы) таких затрат.

Также следует обратить внимание, что необходимость разработки проектной документации у организации согласно законодательству возникает в том числе и при выполнении работ по капитальному ремонту.

В частности, в соответствии с п.6 ст.51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются в установленном порядке на основе утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка является обязательной, и проектной документации, в том числе сметы (сметной документации).

Отсутствие необходимости в разработке проектной документации установлено лишь в отношении работ по текущему ремонту, выполнение которых согласно п.9 ст.51 вышеуказанного Закона осуществляется на основании дефектного акта и сметы.

 

справочно

Справочно

С 26 февраля 2018 г. в связи со вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» у организации нет необходимости в получении разрешительной документации при проведении работ по капитальному ремонту (подп.4.4 п.4 этого Декрета), в состав которой входит архитектурно-планировочное задание.

 

При возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте на предоставленном земельном участке в состав разрешительной документации ранее входили следующие документы:

• решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта;

• разрешение на выполнение научно-исследовательских и проектных работ на материальных историко-культурных ценностях;

архитектурно-планировочное задание;

• заключения согласующих организаций;

• технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта (подп.4.4 п.4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. следует руководствоваться подп.4.3 п.4 Положения № 223, изложенного в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 785. Разрешительная документация при возведении, реконструкции, реставрации на предоставленном земельном участке включает:

• решение исполкома о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, строительства объекта;

• архитектурно-планировочное задание;

• технические условия;

• технические требования.

 

Таким образом, все указанные в вопросе затраты организации, в том числе расходы на разработку АПЗ, командировочные расходы, связанные с получением проектной документации, расходы по технологическому обследованию и разработке заключения о состоянии строительных конструкций лифтовой шахты; расходы по демонтажу старых лифтов и установке новых, расходы на изменение инженерных систем (электрических сетей) являются текущими затратами и на основании первичных учетных документов отражаются организацией на счетах учета затрат в тех отчетных периодах, в которых они были понесены.

 

01.06.2018

 

Виктор Статкевич, аудитор

 

Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Бухгалтерский учет в строительных организациях»