


Материал помещен в архив
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ГОСТИНИЦ
Основные термины, применяемые в гостиничном хозяйстве
Правила гостиничного обслуживания в Республике Беларусь утверждены постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2006 № 471 (далее - Правила № 471).
В законодательстве, регулирующем порядок осуществления деятельности по предоставлению услуг гостиниц, используются следующие основные термины:
• гостиница - имущественный комплекс (комплекс зданий и сооружений, здание или часть здания с оборудованием и иным имуществом), отвечающий установленным требованиям технических нормативных правовых актов, в котором осуществляется гостиничное обслуживание;
• гостиничное обслуживание - услуги, оказываемые исполнителем, по предоставлению номеров (мест в номерах) для временного проживания физических лиц, а также дополнительные услуги;
• дополнительные услуги - услуги общественного питания, связи, бытовые, спортивные, туристские и другие услуги, оказываемые исполнителем на возмездной и (или) безвозмездной основе в соответствии с законодательством;
• исполнитель - юридическое лицо, его филиал, расположенный вне места нахождения юридического лица, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие гостиничное обслуживание;
• потребитель - юридическое или физическое лицо, заказывающее и (или) использующее гостиничное обслуживание (п.2 Правил № 471);
• категория гостиницы - классификационная группировка, характеризуемая определенным комплексом требований к гостинице;
• номер - обособленное помещение из одной или нескольких комнат, оборудованное для временного проживания 1, 2, 3, 4 и более человек;
• разряд номера гостиницы - классификационная группировка, характеризуемая определенным комплексом требований к номеру гостиницы.
Отнесение гостиниц к категориям и номеров в гостиницах к разрядам осуществляется в соответствии с Примерным положением об отнесении гостиниц к категориям и номеров в гостиницах к разрядам, утвержденным приказом Минжилкомхоза РБ от 14.04.2011 № 46.
Материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество оказываемых услуг, уровень обслуживания должны соответствовать присвоенной гостинице категории (п.23 Правил № 471).
Основные положения законодательства, регулирующего порядок формирования тарифов на услуги гостиниц
В настоящее время не существует специального нормативного правового акта, устанавливающего порядок формирования и применения тарифов на услуги гостиниц. Есть лишь Методические рекомендации о порядке формирования тарифов на услуги гостиниц, утвержденные приказом Минжилкомхоза РБ от 22.02.2006 № 32 (далее - Методические рекомендации), которые не являются нормативным документом, но которыми полезно руководствоваться при формировании тарифов на услуги гостиниц. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения экономического обоснования и установления единого порядка формирования тарифов на услуги гостиниц (за проживание граждан) и могут применяться юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, являющимися владельцами гостиниц.
Можно также использовать в работе положения Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111. Вместе с тем данная Инструкция определяет порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых согласно Указу Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72), т.е. руководствоваться ею при формировании тарифов на услуги гостиниц необязательно, так как данный вид услуг не назван в Указе № 72 (в приложении 1 к Указу № 72 упоминается лишь пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда).
Таким образом, по общему правилу тарифы на услуги гостиниц в настоящее время формируются на основе плановых затрат (себестоимости), всех видов налогов и иных обязательных платежей, установленных налоговым и бюджетным законодательством, и прибыли, уровень которой определяется с учетом качества оказываемых услуг и конъюнктуры рынка.
В приложении к Методическим указаниям приведена Примерная номенклатура статей калькуляции для расчета тарифов на услуги гостиниц (далее - Примерная номенклатура), которая, нужно отметить, несколько устарела. Например, в настоящее время уже не уплачивают упоминаемые в Примерной номенклатуре чрезвычайный налог, отчисления в государственный фонд содействия занятости, отчисления в инновационный фонд, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог.
![]() |
Справочно Можно воспользоваться Примерной плановой калькуляцией для расчета тарифов за проживание в гостиницах, приведенной в приложении к Инструкции о порядке формирования и применения тарифов на услуги гостиниц, утвержденной постановлением Минэкономики РБ и Минжилкомхоза РБ от 23.11.2007 № 203/41 (несмотря на то, что данное постановление утратило силу с 5 декабря 2010 г.). |
На основе Примерной номенклатуры субъекту предпринимательской деятельности рекомендуется разработать свою номенклатуру статей затрат, отражаемых в калькуляции для расчета тарифов на услуги гостиниц.
Руководитель субъекта предпринимательской деятельности, оказывающего услуги гостиниц, утверждает самостоятельно разрабатываемые экономически обоснованные нормы и нормативы материальных и трудовых затрат, применяемые при формировании тарифов.
Рекомендуется составлять экономические расчеты (плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат) и иные документы, обосновывающие уровень применяемых гостиницей тарифов. Это позволит наладить контроль за уровнем расходов и будет способствовать рентабельной работе гостиницы. Экономические расчеты составляются в произвольной форме и утверждаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем и хранятся на бумажных носителях (п.2.12 Методических рекомендаций).
При формировании тарифов за услуги гостиниц (в т.ч. за проживание в гостиницах) рентабельность исчисляется как отношение заложенной в тариф прибыли к полной себестоимости оказываемых услуг (п.2.10 Методических рекомендаций).
Тарифы за проживание в гостинице устанавливаются за 1 место в сутки с дифференциацией в зависимости от категории гостиницы и разрядности номеров.
Расчет тарифов за 1 место в сутки осуществляется исходя из среднего тарифа, определяемого с учетом плановой загрузки гостиницы, и коэффициентов разрядности номеров. Коэффициенты разрядности номеров рассчитываются исходя из затрат на их содержание (п.2.13 Методических рекомендаций).
Тарифы на услуги гостиниц формируются с учетом плановой загрузки гостиницы, которая определяется исходя из максимальной ее загрузки по техпаспорту (без учета номеров, сдаваемых в аренду) и коэффициента плановой загрузки.
Коэффициент плановой загрузки гостиницы принимается на уровне фактически сложившегося за предыдущий год, но не менее:
• 0,7 - для гостиниц, расположенных в г.Минске и областных центрах;
• 0,5 - для гостиниц, расположенных в других городах и городских поселках (п.2.11 Методических рекомендаций).
Коэффициент фактической загрузки гостиницы определяется как отношение фактического количества занятых мест в гостинице за предыдущий год к максимальному количеству мест согласно техпаспорту в отчетном периоде (без учета номеров, сдаваемых в аренду).
Тарифы на услуги гостиниц утверждаются руководителем субъекта предпринимательской деятельности в белорусских рублях и помещаются в прейскуранты. В случаях, предусмотренных законодательством, тарифы на услуги гостиниц могут быть установлены в иностранной валюте.
Особенности расчета некоторых видов расходов при экономическом обосновании тарифов на услуги гостиниц
Применение в работе Методических рекомендаций обеспечивает определенное единообразие в принципах экономического обоснования тарифов на услуги гостиниц.
В частности, п.2.4 Методических рекомендаций предусматривает, что в состав расходов на оплату труда обслуживающего персонала гостиниц включаются выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества, стимулирующих и компенсирующих выплат, действующих систем премирования, иных условий труда в соответствии с применяемыми в гостиничном хозяйстве формами и системами оплаты труда. При определении расходов на оплату труда следует учитывать положения Указа Президента РБ от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда», а также Нормативы численности руководителей, специалистов, служащих, рабочих гостиничного хозяйства и работников общественного питания, утвержденные приказом Минжилкомхоза РБ от 13.12.2010 № 186.
Плановые расходы гостиниц, связанные с отоплением и горячим водоснабжением, определяются исходя из расчета среднемесячного потребления теплоэнергии за предыдущий год и тарифа на отпуск 1 Гкал теплоэнергии, действующего на момент формирования цен на услуги гостиниц (п.2.5 Методических рекомендаций).
Плановые расходы гостиницы по оплате за электроэнергию определяются исходя из среднемесячного потребления электроэнергии за предыдущий год и действующего тарифа на электроэнергию на момент формирования цены (п.2.6 Методических рекомендаций).
Расходы гостиницы по оплате водоснабжения и канализации определяются (п.2.7 Методических рекомендаций):
• при наличии водомеров - по среднемесячному объему водопотребления за предыдущий год;
• при отсутствии водомеров - по нормам водопотребления, утвержденным в установленном порядке.
Расходы гостиницы по стирке белья исчисляются по формуле, приведенной в п.2.8 Методических рекомендаций:
Рст.б. = Зм х Мкб х Цст / 2,5,
где Зм - плановая месячная загрузка гостиницы (койко-сутки);
Мкб - вес одного комплекта белья (кг);
Цст - действующая цена на стирку 1 кг белья (руб.);
2,5 - средняя продолжительность нахождения комплекта белья в эксплуатации (дни).
Рекомендуемые нормы расхода моющих средств для гостиничного хозяйства утверждены приказом Минжилкомхоза РБ от 01.02.2011 № 16.
Плановые расходы на услуги телефонной связи определяются исходя из количества телефонных номеров и действующих тарифов (п.2.9 Методических рекомендаций).
Особенности установления тарифов на услуги гостиниц в отношении иностранных граждан
В п.2.15 Методических рекомендаций закреплен подход, согласно которому плата за услуги гостиниц с граждан Российской Федерации взимается по тарифам, утвержденным для граждан Республики Беларусь.
Плата за услуги гостиниц с граждан иных стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), взимается по тарифам, утвержденным для граждан Республики Беларусь с применением повышающих коэффициентов, устанавливаемых местными исполнительными и распорядительными органами (п.2.16 Методических рекомендаций).
Плата за услуги гостиниц с иностранных граждан других государств (т.е. не входящих в состав СНГ) взимается по тарифам, утвержденным руководителями юридических лиц и индивидуальными предпринимателями (как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях), с учетом конъюнктуры рынка гостиничных услуг (п.2.17 Методических рекомендаций).
Следует отметить, что, поскольку Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, положения этого документа носят рекомендательный характер. Значит, субъекты предпринимательской деятельности при установлении тарифов на услуги гостиниц для иностранных граждан вправе придерживаться иных подходов.
Округление сформированных тарифов, предоставление скидок
Округление сформированных тарифов производится в соответствии с порядком округления, установленным соответствующим законодательством. В частности, в связи с выходом из обращения с 1 марта 2013 г. банкнот номиналом 10 и 20 руб. применяемые в стране цены (тарифы) (в т.ч. тарифы на услуги гостиниц) должны округляться до 50 руб. Правила округления изложены в письме Минторга РБ от 12.10.2011 № 03-21/662к «Об округлении розничных цен».
Для обеспечения максимальной загрузки гостиниц повышения эффективности их финансово-хозяйственной деятельности и стимулирования развития туризма организации гостиничного хозяйства имеют право предоставлять скидки с установленных тарифов за услуги гостиниц (п.2.18 Методических рекомендаций). В целях обеспечения соблюдения единых правил предоставления скидок рекомендуется разработать и утвердить порядок применения скидок, в котором закрепить размеры (диапазоны) скидок и условия, на которых они предоставляются.
Особенности формирования тарифов на дополнительные услуги, общие правила расчета и внесения платы за гостиничное обслуживание, предоставление льгот
В случае предоставления гостиницами дополнительных услуг (услуг бань, бассейнов, парикмахерских, автостоянок и др.) формирование тарифов на них следует осуществлять в соответствии с нормами законодательства по ценообразованию, устанавливающими порядок формирования цен (тарифов) в соответствующих сферах экономической деятельности (п.2.19 Методических рекомендаций).
Дополнительные услуги, оказываемые на возмездной основе, предоставляются исполнителем только с согласия потребителя. Запрещается обусловливать выполнение одних услуг обязательным оказанием других (п.24 Правил № 471).
Плата за гостиничное обслуживание вносится потребителем при оформлении проживания посуточно или в полном объеме на условиях предварительной оплаты. При выселении потребитель обязан произвести окончательный расчет за оказанные ему услуги. При этом потребителю выдается квитанция (чек) (п.16 Правил № 471).
Плата за проживание взимается в соответствии с единым расчетным часом с 12 ч текущих суток. При размещении до расчетного часа (с 0 до 12 ч) плата взимается за половину суток.
В случае выезда потребителя после расчетного часа плата за проживание взимается в следующем порядке:
• в течение 12 ч - за половину суток;
• от 12 до 24 ч - за полные сутки.
При проживании в гостинице не более суток плата взимается за сутки (п.17 Правил № 471).
Не взимается плата за проживание в гостинице детей в возрасте до 8 лет при условии их размещения с родителями (опекунами) в одном номере без предоставления отдельного места в номере (п.20 Правил № 471).
Исполнителем должны быть предоставлены льготы при оказании услуг тем категориям граждан, в отношении которых такие льготы предусмотрены законодательством (п.21 Правил № 471).
02.07.2013
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»