


Материал помещен в архив


ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОМ ОТ 14.06.2003 № 204-З «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ», КАК ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Отношения, связанные с прекращением государственной службы, регулируются главой 5 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон).
Пункт 1 ст.40 Закона содержит перечень оснований прекращения государственной службы. Одно из таких оснований - возникновение (установление) обстоятельств, предусмотренных п.1 ст.33 Закона (подп.1.2 п.1 ст.40 Закона).
На отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства (п.2 ст.1 Закона). В частности, трудовые отношения с участием государственных служащих в части, не урегулированной Законом и другими актами законодательства о государственной службе, регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее - ТК).
Расторжение контракта по обстоятельствам, являющимся основаниями для отказа в приеме на государственную службу
В п.1 ст.33 Закона перечислены обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в приеме на государственную службу:
• признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
• лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;
• несоответствие его квалификационным требованиям;
• представление заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности, и др.
Представляется, что трудовые отношения с государственным служащим подлежат прекращению по подп.1.2 п.1 ст.40 Закона в случае, если указанные обстоятельства возникли после приема государственного служащего на государственную службу либо имели место до такого приема, но не были известны нанимателю.
Иным будет основание увольнения в случае, если соответствующие обстоятельства возникли до приема на государственную службу и были известны нанимателю (например, кандидат на государственную службу находился в браке с государственным служащим, с которым он на государственной службе связан отношениями непосредственной подчиненности), однако, несмотря на это, был принят на государственную службу. По мнению автора, в данном случае трудовые отношения подлежат прекращению по подп.1.7 п.1 ст.40 Закона (нарушение требований законодательства при приеме на государственную службу).
Трудовой договор признается недействительным в случае его заключения с гражданином, признанным недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия (п.3 ст.22 ТК). Таким образом, гражданин, который до принятия на государственную службу был признан недееспособным, не может быть уволен по подп.1.2 п.1 ст.40 Закона, поскольку заключение трудового договора с таким гражданином - основание признания данного трудового договора недействительным. Трудовой договор, признанный недействительным, не нуждается в прекращении, поскольку он изначально не порождает никаких прав и обязанностей для его сторон. Однако если государственный служащий был признан недееспособным после поступления на государственную службу, он подлежит увольнению по подп.1.2 п.1 ст.40 Закона.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З п.3 ст.22 ТК изложен в новой редакции: «с гражданином, признанным недееспособным;». Комментарий см. здесь. |
Расторжение контракта по обстоятельству близкого родства или свойства
Одним из обстоятельств, влекущих прекращение государственной службы по подп.1.2 п.1 ст.40 Закона, названо близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) государственного служащего с другим государственным служащим, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (подп.1.6 п.1 ст.33 Закона).
В случае возникновения (установления) указанного обстоятельства государственная служба прекращается при невозможности перевода государственного служащего на должность, исключающую непосредственную подчиненность или подконтрольность государственных служащих, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, либо отказе государственного служащего от такого перевода.
Таким образом, в случае возникновения (установления) близкого родства или свойства между государственными служащими, которые на государственной службе связаны отношениями непосредственной подчиненности или подконтрольности (например, вступление их в брак), наниматель (государственный орган (организация)) обязан предложить обоим государственным служащим перевод на имеющиеся вакантные должности, соответствующие их специальности (квалификации). Во избежание возникновения спорных ситуаций такое предложение целесообразно направить в письменной форме. Отказ государственного служащего от предложенного перевода также желательно оформить документально. При отсутствии такой возможности допускается, по мнению автора, указание в письменном предложении на то, что неполучение ответа государственного служащего на предложение в определенный срок расценивается как отказ от перевода. В случае отказа обоих государственных служащих от перевода либо отсутствия у нанимателя соответствующих вакантных должностей увольнению по подп.1.2 п.1 ст.40 Закона подлежит, полагаем, один из государственных служащих по выбору нанимателя.
Порядок и срок прекращения государственной службы
Закон не содержит норм, определяющих порядок и срок прекращения государственной службы по подп.1.2 п.1 ст.40 Закона. Представляется, что датой увольнения будет дата возникновения или выявления соответствующего обстоятельства. Дата возникновения обстоятельства, являющегося основанием прекращения государственной службы, считается датой увольнения в случае, если соответствующее обстоятельство возникло после приема государственного служащего на государственную службу. Датой возникновения того или иного обстоятельства, по мнению автора, следует считать:
1) дату вступления в силу решения суда о признании государственного служащего недееспособным или ограниченно дееспособным;
2) дату вступления в силу приговора суда, которым государственному служащему назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
3) дату выдачи медицинского заключения, подтверждающего наличие заболевания, входящего в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;
4) дату принятия решения руководителя государственного органа (организации) об отказе государственному служащему в допуске к государственным секретам (абзац 2 части первой ст.34, абзац 2 части первой ст.37 Закона Республики Беларусь от 19.07.2010 № 170-З «О государственных секретах»);
5) дату принятия решения руководителя государственного органа (организации) о несоответствии государственного служащего занимаемой должности на основании решения аттестационной комиссии (п.6 ст.36 Закона);
6) дату возникновения (установления) близкого родства или свойства государственного служащего с другим государственным служащим, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, а при наличии у нанимателя возможности перевести государственного служащего на другую должность - дату отказа государственного служащего от такого перевода;
7) дату, следующую за последним днем срока представления декларации о доходах и имуществе;
8) дату вступления в силу постановления о наложении административного взыскания за указание в декларации о доходах и имуществе неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию (часть 1 ст.23.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. административная ответственность за нарушение порядка декларирования доходов и имущества предусмотрена ст.24.6 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь; |
9) дату вступления в силу обвинительного приговора суда.
Дата выявления (установления) обстоятельства, являющегося основанием прекращения государственной службы, является датой увольнения в случае, если соответствующее обстоятельство возникло до приема на государственную службу, однако не было известно нанимателю по каким-либо причинам, в том числе в связи с представлением государственным служащим неполных и (или) недостоверных сведений при приеме на государственную службу. Выявление (установление) того или иного обстоятельства, полагаем, следует зафиксировать в письменной форме (акт, докладная записка и др.). Датой выявления (установления) указанного обстоятельства следует считать дату составления (утверждения) соответствующего документа в установленном порядке.
Таким образом, трудовые отношения с государственным служащим подлежат прекращению по подп.1.2 п.1 ст.40 Закона в случае, если обстоятельства, предусмотренные п.1 ст.33 Закона, возникли после приема на государственную службу либо имели место до такого приема и были установлены после него. Дата увольнения определяется в каждом конкретном случае в зависимости от того, какое обстоятельство из предусмотренных п.1 ст.33 Закона возникло или установлено.
19.07.2017
Елена Гадлевская, юрист
По этой теме также см.:
Основания прекращения государственной службы.