Вопрос-ответ от 26.09.2014
Автор: Петрухно Ф.

Обязан ли наниматель заменить (отремонтировать) спецодежду, если она пришла в негодность до истечения установленного срока носки, либо ее должен заменить (отремонтировать) работник за счет собственных средств?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Обязан ли наниматель заменить (отремонтировать) спецодежду, если она пришла в негодность до истечения установленного срока носки, либо ее должен заменить (отремонтировать) работник за счет собственных средств?

 

ОТВЕТ: Это обязанность нанимателя.

Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ) должны быть исправны, соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасные условия труда (п.23 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209 (далее - Инструкция № 209)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 августа 2019 г. следует руководствоваться Инструкцией № 209 в редакции постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 27.06.2019 № 30.

 

Справочно

Работники обеспечиваются СИЗ по типовым нормам в соответствии с наименованиями профессий и должностей, включенными в общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.10.2009 № 125 (п.10 Инструкции № 209). В данных типовых нормах указываются сроки носки СИЗ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. вместо ОКРБ 006-2009 действует Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.07.2017 № 33.

 

Наниматель обязан заменить или отремонтировать СИЗ, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки, если это произошло по причинам, не зависящим от работника (замена осуществляется на основании акта, составленного с участием представителей первичных профсоюзных организаций или уполномоченных лиц) (абзац 4 части первой п.55 Инструкции № 209).

 

Обратите внимание!

Закупка СИЗ осуществляется по согласованию со службой охраны труда организации (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены обязанности по охране труда).

Приемка от поставщиков каждой партии СИЗ должна производиться с проверкой документов, подтверждающих их качество и соответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, проверкой соответствия заявленному ассортименту по назначению, защитным свойствам, моделям, родовому признаку, размерам, ростам, цветовой гамме и другим качественным показателям.

Поступающие СИЗ могут подвергаться выборочному контролю на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов. При несоответствии указанным требованиям СИЗ подлежат возврату с предъявлением в установленном порядке соответствующих претензий (часть первая п.26 и п.27 Инструкции № 209).

 

26.09.2014

 

Федор Петрухно, юрист