Вопрос-ответ от 30.12.2015
Автор: Бенсман М.

Обязательно ли проводить торги, подрядные торги или переговоры при закупке товаров (работ, услуг) для текущего ремонта?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Обязательно ли проводить торги, подрядные торги или переговоры при закупке товаров (работ, услуг) для текущего ремонта?

 

ОТВЕТ: Закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляются с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) путем проведения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве (далее - торги) либо переговоров (подп.1.1, 1.2 п.1 Указа № 591). При этом проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным в случаях, когда заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту (абзац 5 подп.1.6 п.1 Указа № 591). В этих случаях закупка работ по текущему ремонту может осуществляться по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов или переговоров (подп.1.7 п.1 Указа № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Таким образом, при выборе подрядчика и заключении договора для выполнения текущего ремонта заказчик вправе применить как процедуру подрядных торгов, так и процедуру переговоров.

Что касается закупки товаров для текущего ремонта, здесь ситуация не столь однозначна.

Нормой абзаца 5 части первой подп.1.5 п.1 Указа № 591 определено, что при строительстве объектов с обязательным проведением в соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 591 подрядных торгов закупка товаров, необходимых для строительства таких объектов, стоимостью каждого их вида 3 000 базовых величин и более, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, также должна осуществляться путем проведения торгов.

При этом частью второй подп.1.5 п.1 Указа № 591 определено, что закупкой товаров при строительстве считается закупка товаров, осуществляемая на основании проектной документации, в соответствии с которой определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами.

Однако для осуществления текущего ремонта проектная документация не разрабатывается. Разработка проектной документации при выполнении работ по текущему ремонту зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций не требуется. Работы осуществляются согласно сметной документации, составленной на основании дефектных актов, оформленных в установленном порядке (п.4.23 ТКП 45-1.02-295-2014 (02250) «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.03.2014 № 85).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 ноября 2018 г. абзацы 3 и 4 п.4.23 ТКП 45-1.02-295-2014 исключены на основании изменения № 6 в данный ТКП, внесенного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.09.2018 № 208.

 

Соответственно, поскольку при выполнении работ по текущему ремонту отсутствует проектная документация, на основании которой должны определяться перечень и количество товаров, необходимых для выполнения таких работ, то закупка таких товаров не подпадает под определение закупки товаров для строительства, для которой выбор процедуры закупки регулируется Указом № 591.

Как уже было сказано, нормой подп.1.5 п.1 Указа № 591 определено, что проведение подрядных торгов на закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 базовых величин и более является обязательным при строительстве объектов, для которых обязательным является проведение подрядных торгов при заключении договора о строительстве объекта в соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 591. Однако поскольку, как следует из абзаца 5 подп.1.6 п.1 Указа № 591, проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным в случаях, когда заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту, требование нормы подп.1.5 п.1 Указа № 591 не распространяется на закупку товаров для текущего ремонта.

Тем не менее следует отметить, что неоднократно высказываемая позиция Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь по данному вопросу отличается от вышеуказанного мнения.

По мнению министерства, поскольку в соответствии с нормой абзацев 35 и 38 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З) текущий ремонт относится к понятию «строительная деятельность», то закупка товаров для текущего ремонта относится к закупке товаров для строительства, и заказчики в этом случае обязаны руководствоваться нормой подп.1.2 п.1 Указа № 591, то есть проводить процедуру переговоров.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 июля 2016 г. абзацы 35 и 38 ст.1 Закона № 300-З изложены в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Следует отметить, что данная позиция не бесспорна как с точки зрения вышеприведенных норм, так и с точки зрения Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В соответствии с частью третьей ст.10 данного Закона в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Таким образом, Указ № 591 имеет большую силу, чем Закон № 300-З, и к тому же является специальным нормативным актом, регулирующим выбор процедур закупок, применяемых при строительстве. Соответственно, норма Закона № 300-З, относящая текущий ремонт к строительной деятельности, не может применяться для порядка выбора процедур закупок, определенных Указом № 591.

Тем не менее, поскольку в соответствии с п.4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» право давать разъяснения по вопросам применения утвержденного данным постановлением Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов предоставлено Министерству архитектуры и строительства, следует рекомендовать заказчикам при проведении закупок товаров для текущего ремонта следовать рекомендациям данного министерства и применять для таких закупок процедуру переговоров.

 

Справочно

В проекте Указа Президента Республики Беларусь «О закупках при строительстве» на 2016 год, который опубликован для обсуждения на сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (http://mas.by/ru/obsujd_proektow), вышеуказанные противоречия нормативных актов устранены и закупка товаров для текущего ремонта прямо отнесена к закупке товаров для строительства, следовательно, такие закупки должны будут осуществляться на условиях и в порядке, определенных данным Указом.

 

30.12.2015

 

Максим Бенсман, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»