


Обязательно ли разрабатывать должностные инструкции на заместителей директора или достаточно издать приказ о распределении между ними обязанностей?
ОТВЕТ
По мнению автора, целесообразнее составить должностную инструкцию.
Должность - служебное положение работника, обусловленное кругом его должностных обязанностей, правами и характером ответственности (часть первая п.4 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1; далее - Общие положения ЕКСД).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2021 г. следует руководствоваться пп.4 и 10 Общих положений ЕКСД, изложенных в новой редакции постановлением Минтруда и соцзащиты от 22.07.2021 № 55. |
Должностная инструкция - локальный правовой акт организации, который разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно. В должностной инструкции определяется конкретная трудовая функция (должностные обязанности) работника, а также его права и ответственность.
На руководителей организаций (структурных (обособленных) подразделений) должностные инструкции, как правило, не разрабатываются.
Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя организации определяются в соответствующих учредительных документах, а руководителей структурных (обособленных) подразделений - в положениях об этих подразделениях.
Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации (структурных (обособленных) подразделений) определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей (часть седьмая п.10 Общих положений ЕКСД).
В ЕКСД не включены квалификационные характеристики производных должностей работников, в том числе с применением производных наименований должностей «первый заместитель», «заместитель», «ведущий» и «старший», поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в ЕКСД характеристик соответствующих базовых должностей либо должностей соответствующих руководителей (часть первая п.5 Общих положений ЕКСД).
На заместителя руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) возлагаются должностные обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии. Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации, как правило, осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя (части восьмая, девятая п.10 Общих положений ЕКСД).
Слова «как правило» означают, что возможны иные варианты действий (в данном случае - способа оформления).
По усмотрению нанимателя должностные обязанности заместителя руководителя организации могут быть указаны:
• в приказе (распоряжении) нанимателя о распределении обязанностей между заместителями руководителя.
![]() |
Справочно Приказ, определяющий трудовые функции заместителей руководителя (пример), см. здесь; |
• соответствующей должностной инструкции.
По мнению автора, для определения особенностей квалификационных требований к должности с учетом специфики деятельности организации, объема требуемых знаний, полного перечня прав и обязанностей, особенностей их осуществления, ответственности заместителя руководителя организации целесообразно составить должностную инструкцию.
![]() |
Справочно Подробно см. подборку «Должностные и рабочие инструкции». |
17.06.2020
Ольга Гасюкевич, юрист