


Материал помещен в архив


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В 2019 ГОДУ: ПАМЯТКА БУХГАЛТЕРУ
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал актуален на 2019 год. Также по этой теме см. «Обязательные особые режимы налогообложения организаций в 2018 году: памятка бухгалтеру». |
Особые режимы налогообложения: право или обязанность плательщика?
В Республике Беларусь организации применяют общую систему налогообложения и особые режимы налогообложения.
Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) или Президентом Республики Беларусь (п.1 ст.10 НК).
Особый режим налогообложения применяется для плательщиков (п.2 ст.10 НК):
• налога при упрощенной системе налогообложения;
• единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
• единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
• налога на игорный бизнес;
• налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
• налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
• сбора за осуществление ремесленной деятельности;
• сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
• единого налога на вмененный доход.
При установлении особых режимов налогообложения плательщики и элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК или Президентом Республики Беларусь (п.3 ст.10 НК).
![]() |
Обратите внимание! Плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и сбора за осуществление ремесленной деятельности организации не являются. Налог при упрощенной системе налогообложения и единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции организации не обязаны применять - они имеют право их применения. Остальные перечисленные выше особые режимы налогообложения организации обязаны применять, то есть право выбора отсутствует. |
Кто признается плательщиком налогов и сборов при особых режимах налогообложения, объекты налогообложения, вопросы освобождения от уплаты налогов (сборов), их ставки и порядок уплаты определены разделом VII НК.
Декрет о развитии предпринимательства
Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»
Субъект хозяйствования, намеревающийся осуществлять вид экономической деятельности, включенный в Перечень, уведомляет об этом местный исполнительный и распорядительный орган посредством подачи письменного уведомления через службу «одно окно» или направления его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием единого портала электронных услуг. В уведомлении указывается информация о соответствии субъекта хозяйствования, его работников, осуществляемой им деятельности и предназначенных для использования в процессе ее осуществления земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, транспортных средств и иных объектов требованиям, предусмотренным законодательством.
![]() |
Справочно Форма уведомления, порядок его направления в местный исполнительный и распорядительный орган, а также порядок учета уведомлений установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2018 № 143 (подп.3.1 п.3 Декрета № 7). |
Со дня, следующего за днем направления уведомления, субъект хозяйствования вправе начать осуществление заявленного в уведомлении вида экономической деятельности независимо от включения информации об этом субъекте, его деятельности и принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы, осуществления иных административных процедур с учетом требований, предусмотренных подп.3.2 п.3 Декрета № 7 (часть первая подп.3.2 п.3 Декрета № 7).
В случае прекращения, приостановления или возобновления осуществления вида экономической деятельности, включенного в Перечень, субъект хозяйствования уведомляет об этом местный исполнительный и распорядительный орган (подп.3.3 п.3 Декрета № 7).
Налогообложение у организаций розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории сельской местности и в малых городских поселениях
Организации розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания при налогообложении кроме НК должны руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»
Указом № 345 независимо от места нахождения и даты государственной регистрации предоставлены налоговые льготы в отношении осуществляемых:
• на территории сельской местности розничной торговли в торговых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках, общественного питания в объектах общественного питания, бытовых услуг - юридическим лицам независимо от средней численности их работников;
• на территории малых городских поселений общественного питания в объектах общественного питания, бытовых услуг - микроорганизациям.
Населенные пункты и территории вне населенных пунктов, относящиеся к территории сельской местности и территории малых городских поселений, определены решениями областных Советов депутатов.
К оказываемым юридическими лицами (микроорганизациями) бытовым услугам, в отношении которых могут быть применены установленные Указом № 345 налоговые льготы, относятся бытовые услуги, определенные законодательством о ведении государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь». Положение о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 № 1108.
![]() |
Обратите внимание! Действие установленных Указом № 345 налоговых льгот не распространяется на оказание бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств классифицируются в группе 45.2 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83. |
Указом № 345 установлено, что с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе осуществлять на территории сельской местности розничную торговлю в торговых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках, общественное питание в объектах общественного питания, оказание бытовых услуг, а индивидуальные предприниматели и микроорганизации - на территории малых городских поселений общественное питание в объектах общественного питания, оказание бытовых услуг с учетом следующих особенностей:
• обороты по реализации товаров (работ, услуг), возникающие соответственно от деятельности на территории сельской местности и от деятельности на территории малых городских поселений, освобождаются от налога на добавленную стоимость;
• прибыль от реализации товаров (работ, услуг), полученная соответственно от деятельности на территории сельской местности и от деятельности на территории малых городских поселений, облагается налогом на прибыль по ставке 6 %;
• освобождаются от налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности:
- расположенные на территории сельской местности капитальные строения (здания, сооружения), которые являются торговыми объектами, объектами общественного питания, объектами бытового обслуживания либо части которых являются такими объектами, и земельные участки, на которых находятся указанные капитальные строения (здания, сооружения), у юридических лиц при условии осуществления ими в календарном месяце на территории сельской местности розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг в этих капитальных строениях (зданиях, сооружениях);
- расположенные на территории малых городских поселений капитальные строения (здания, сооружения), которые являются объектами общественного питания, объектами бытового обслуживания либо части которых являются такими объектами, и земельные участки, на которых находятся указанные капитальные строения (здания, сооружения), у микроорганизаций при условии осуществления ими в календарном месяце на территории малых городских поселений общественного питания, бытовых услуг в этих капитальных строениях (зданиях, сооружениях) (подп.1.1 п.1 Указа № 345).
Таким образом, если организация, применяющая особые режимы налогообложения, имеет объекты налогообложения, перечисленные в Указе № 345, она вправе воспользоваться льготами, установленными Указом № 345.
Налогообложение в сфере агроэкотуризма
Деятельность в сфере агроэкотуризма, кроме НК, регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 365 «О развитии агроэкотуризма»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Следует руководствоваться Указом от 04.10.2022 № 351 «О развитии агроэкотуризма». Порядок вступления в силу изменений указан в п.23 Указа № 351. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно Агроэкотуризм - деятельность, направленная на ознакомление агроэкотуристов с природным и культурным потенциалом республики, национальными традициями в процессе отдыха, оздоровления, временного пребывания в агроэкоусадьбах (абзац 2 п.12 Указа № 365). |
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъекты агроэкотуризма обязаны уплатить сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и направить письменное уведомление по форме, установленной постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 23.11.2017 № 30 (далее - постановление № 30), с указанием даты начала осуществления такой деятельности в районный исполнительный комитет по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма (п.7 Указа № 365).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться формой уведомления о прекращении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма согласно приложению 2 к постановлению Минспорта от 28.11.2022 № 50. |
Запрещается осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, перечисленных в п.5 Указа № 365, без уплаты сбора, письменного уведомления районного исполнительного комитета, заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма либо осуществление субъектами агроэкотуризма деятельности, причиняющей вред окружающей среде и (или) историко-культурным ценностям, материальным объектам (п.9 Указа № 365).
При прекращении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъекты агроэкотуризма также направляют в районный исполнительный комитет по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма письменное уведомление по форме, установленной постановлением № 30 (часть первая п.10 Указа № 365).
Обязательные особые режимы налогообложения для юридических лиц
Критерий | Налог на игорный бизнес | Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности | Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр | Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма | Единый налог на вмененный доход |
Плательщики | Организации, указанные в подп.2.1 п.2 ст.14 НК, то есть юридические лица Республики Беларусь. Филиалы организаций-плательщиков не вправе исчислять суммы налога на игорный бизнес и исполнять налоговые обязательства этих организаций по налогу на игорный бизнес (ст.354 НК) |
Организации, являющиеся организаторами лотерей (ст.361 НК). Справочно Исключительное право на деятельность по учреждению, организации и проведению лотерей в Республике Беларусь принадлежит государству и в установленном порядке осуществляется республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, государственными юридическими лицами. При проведении лотерей реализацию лотерейных билетов (прием лотерейных ставок) осуществляют организаторы лотерей, а также юридические и физические лица на основании гражданско-правовых договоров с организаторами лотерей.(п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 04.05.2007 № 209 «О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь», далее - Указ № 209) |
Организации, являющиеся организаторами электронных интерактивных игр (ст.365 НК) | Осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь: - физические лица; - сельскохозяйственные организации. При этом под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых являются производство (выращивание) и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 % от общей суммы выручки (ст.373 НК) |
Юридические лица Республики Беларусь, списочная численность работников которых составляет не более 15 человек, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов (примечание 1) (пп.1-6 ст.378 НК). Филиалы организаций - плательщиков единого налога не вправе исчислять суммы налогов, сборов (пошлин) и исполнять налоговые обязательства этих организаций (п.10 ст.378 НК) |
Объект налогообложения | Объектами обложения налогом на игорный бизнес признаются (п.1 ст.356 НК): - игровые столы; - игровые автоматы; - кассы тотализаторов; - кассы букмекерских контор; - положительная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок). Справочно Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 № 9 (примечание 2).От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2019 г. следует руководствоваться Положением об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2018 № 305. Комментарий см. здесь |
Доходы, полученные от организации и проведения лотерей (п.1 ст.362 НК). Справочно Положение о порядке осуществления лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь утверждено Указом № 209 |
Доходы, полученные от проведения электронных интерактивных игр (п.1 ст.367 НК). Справочно Положение о порядке осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр на территории Республики Беларусь утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 10.04.2008 № 201 |
Осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (п.2 ст.375 НК). Справочно Перечень услуг в сфере агроэкотуризма приведен в п.5 Указа № 365 |
Доход от оказания услуг по обслуживанию и ремонту (ст.379 НК) |
Освобождение от налогообложения | Доходы, полученные плательщиками от осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, не признаются объектами налогообложения (ст.355 НК): - налогом на добавленную стоимость, за исключением этого налога, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь; - налогом на прибыль |
Доходы от осуществления деятельности по организации и проведению лотерей и обороты по реализации лотерейных билетов (по приему лотерейных ставок) не признаются объектами налогообложения соответственно налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость (п.3 ст.362 НК) | Доходы от осуществления деятельности по проведению электронных интерактивных игр и обороты по приему ставок по электронным интерактивным играм не признаются объектами налогообложения соответственно налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость (п.1 ст.366 НК) | Уплата сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (п.1 ст.374 НК): - заменяет уплату подоходного налога с физических лиц и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в части доходов, полученных физическим лицом от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (подп.1.1); - заменяет уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции и налога при упрощенной системе налогообложения в части доходов (прибыли, выручки), полученных сельскохозяйственной организацией от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (подп.1.2); - не освобождает сельскохозяйственную организацию от обязанностей налогового агента, установленных НК и иными актами налогового законодательства (подп.1.3) |
Обороты по реализации услуг по обслуживанию и ремонту, оказанных плательщиком единого налога, не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (часть первая п.7 ст.378 НК). Вместе с тем плательщики налога на вмененный доход вправе исчислять НДС по таким оборотам, если они закрепили это право в учетной политике организации. При этом налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в течение всего периода применения единого налога в таком календарном году в отношении всех оборотов по реализации услуг по обслуживанию и ремонту (часть вторая п.7 ст.378 НК) |
Не вправе воспользоваться льготами, установленными Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности»: 1) в абзацах 2 и 4 подп.1.1, подп.1.2.1 п.1: - организации, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и уплачивающие сбор за осуществление такой деятельности; - организации, применяющие иные установленные законодательством особые режимы налогообложения (подп.1.6 п.1); 2) в подп.1.1-1.3 п.1 - коммерческие организации, обособленные подразделения в части осуществления ими: - деятельности в сфере игорного бизнеса; - лотерейной деятельности; - деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр (подп.1.8 п.1) | |||||
Уплата иных налогов |
- |
- |
- |
При осуществлении видов деятельности (получении доходов), не относящихся к оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, сельскохозяйственная организация уплачивает по этим видам деятельности (доходам) налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК и иными актами налогового законодательства. Расходы (затраты), понесенные в связи с осуществлением деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, не учитываются в качестве таковых либо в качестве сумм, участвующих при определении налоговой базы, при исчислении налогов, сборов (пошлин) (часть вторая п.2 ст.374 НК) | По иной деятельности организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход, являются плательщиками налога на прибыль, а также налога на добавленную стоимость (пп.7, 8 ст.378 НК) (примечание 3) |
При наличии объектов налогообложения организации уплачивают иные налоги, в том числе налог на недвижимость, земельный налог и др. Это вытекает из норм статей НК, которыми установлены плательщики налогов и объекты налогообложения. Применять льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу следует с учетом норм Указа № 345 | |||||
Условия применения | Общее количество объектов налогообложения каждого вида, за исключением указанных в абзаце 6 части первой п. 1 ст.356 НК (то есть за исключением положительной разницы между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), до 1 апреля 2019 г. подлежит до их установки (использования) обязательной регистрации в налоговых органах по месту постановки на учет с выдачей свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения по письменному заявлению плательщика (часть первая п.2 ст.356 НК). В свидетельстве указываются количество объектов налогообложения каждого вида и их местонахождение. Форма свидетельства утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 (часть вторая п.2 ст.356 НК). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2019 г. п.5 Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2018 № 305 отменена обязательная регистрация налоговыми органами общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида и выдачу соответствующих свидетельств. Вследствие чего, форма свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес согласно приложению 16 к постановлению № 14 на основании постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 1 исключена. Заверенная налоговым органом копия свидетельства хранится по месту нахождения объектов налогообложения, указанных в этом свидетельстве (часть третья п.2 ст.356 НК). Запрещается нахождение в игорном заведении объектов налогообложения, не принадлежащих плательщику на праве собственности (хозяйственного ведения) и (или) не зарегистрированных в налоговых органах, за исключением нахождения в нем незарегистрированных объектов налогообложения в случае принятия налоговым органом решения об аннулировании свидетельства. Такие объекты могут находиться в игорном заведении в течение 30 дней после получения уведомления об аннулировании свидетельства в соответствии с частью пятнадцатой п.2 ст.356 НК (часть четвертая п.2 ст.356 НК). Объекты налогообложения считаются зарегистрированными с даты выдачи свидетельства (часть восьмая п.2 ст.356 НК). Изменение в игорном заведении общего количества объектов налогообложения разрешается только после регистрации этого изменения в налоговых органах (часть десятая п.2 ст.356 НК). Игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор с 1 апреля 2019 г. подлежат постановке на учет в специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (далее - СККС), до их использования для организации и (или) проведения азартных игр (п.3 ст.356 НК). Деятельность в сфере игорного бизнеса подлежит лицензированию (п.8 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться перечнем лицензируемых видов деятельности согласно приложению 1 к Закону от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь |
Плательщики ведут учет доходов и расходов по каждой проводимой лотерее (п.2 ст.362 НК). Справочно Инструкция о порядке ведения бухгалтерского учета при осуществлении лотерейной деятельности утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.08.2007 № 124.Инструкция о порядке проведения лотерей в Республике Беларусь и поступления в республиканский бюджет денежных средств, полученных от проведения республиканских лотерей, утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.08.2007 № 125 |
Плательщики ведут учет доходов и расходов по каждой проводимой электронной интерактивной игре (п.2 ст.366 НК) | Сельскохозяйственная организация вправе применять в текущем налоговом периоде сбор в случае, если по итогам налогового периода, предшествующего текущему налоговому периоду, она отвечает условию, указанному в абзаце 3 ст.373 НК (то есть если выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 % общей выручки). Сельскохозяйственная организация, прошедшая государственную регистрацию в году, в котором она претендует на применение сбора, имеет право на его применение, если указанное соответствие соблюдено за период со дня государственной регистрации до 1-го числа месяца, в котором уплачен этот сбор. Сельскохозяйственная организация, уплатившая сбор в месяце, в котором осуществлена государственная регистрация организации, имеет право на его применение, если такое соответствие соблюдено за период с даты государственной регистрации организации до конца этого месяца (п.3 ст.374 НК). Сельскохозяйственная организация ведет раздельный учет выручки, полученной от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, и выручки, полученной от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, выручки (доходов) от других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством (часть первая п.2 ст.374 НК; п.2 Указа № 365). Совокупность условий, необходимых для осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма, приведена в п.4 Указа № 365 |
Условия применения единого налога установлены пп.2-6 ст.378 НК. Кроме того, плательщики единого налога (п.9 ст.378 НК): - обязаны обеспечить раздельный учет выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту и затрат по производству и реализации этих услуг; - обязаны распределять все косвенные затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на операции по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту в порядке, установленном подп.2.2 п.2 ст.182 НК; - не вправе применять особые режимы налогообложения, предусмотренные главами 32 и 34 НК, в период применения единого налога и до конца календарного года, в котором его применение прекращено. Порядок расчета численности приведен в подп.5.5-5.8 п.5 ст.378 НК. Справочно Списочная численность работников организации рассчитывается в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 № 92.От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 февраля 2020 г. следует руководствоваться Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20.01.2020 № 1 |
Налоговая база | Определяется отдельно по объектам налогообложения, указанным в абзацах 2-5 части первой п.1 ст.356 НК, и по объекту налогообложения, указанному в абзаце 6 части первой п.1 ст.356 НК (п.1 ст.357 НК). До 1 апреля 2019 г. для таких объектов налогообложения, как игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор, налоговая база налога на игорный бизнес определяется как максимальное количество объектов налогообложения, находящихся в игорных заведениях в течение налогового периода (п.2 ст.357 НК). С 1 апреля 2019 г. для указанных объектов налогообложения налоговая база налога на игорный бизнес определяется как максимальное количество объектов налогообложения, состоящих на учете в СККС в течение налогового периода (часть первая п.3 ст.357 НК). В случае использования в налоговом периоде для организации и (или) проведения азартных игр названных объектов налогообложения, не состоящих на учете в СККС, такие объекты включаются в налоговую базу налога на игорный бизнес (часть вторая п.3 ст.356 НК). Налоговая база по таким объектам налогообложения определяется как максимальное количество объектов налогообложения, используемых в налоговом периоде для организации и (или) проведения азартных игр, не состоящих на учете в СККС (часть третья п.3 ст.357 НК). Для объекта налогообложения, указанного в абзаце 6 части первой п.1 ст.356 НК, налоговая база налога на игорный бизнес определяется как денежное выражение образующейся по всем видам деятельности в сфере игорного бизнеса в течение налогового периода положительной разницы между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), уменьшенное на сумму налога на игорный бизнес, исчисленную за налоговый период по всем объектам налогообложения: игровым столам, игровым автоматам, кассам тотализаторов, кассам букмекерских контор (п.4 ст.357 НК) |
Налоговая база налога на доходы определяется как разница между суммой доходов, полученных от организации и проведения лотерей, и суммой начисленного призового фонда лотереи. Доходами, полученными от организации и проведения лотерей, признается общая сумма, вырученная от реализации лотерейных билетов (приема лотерейных ставок), исчисленная исходя из количества реализованных лотерейных билетов (принятых лотерейных ставок) и их продажной стоимости (стоимости участия в лотерее) (ст.363 НК) |
Налоговая база налога на доходы определяется как разница между суммой доходов, полученных от проведения электронных интерактивных игр, и суммой сформированного выигрышного фонда. При определении налоговой базы налога на доходы не учитываются собственные средства плательщиков, направляемые ими на увеличение выигрышного фонда (п.2 ст.367 НК) |
- |
Налоговая база единого налога определяется как денежное выражение дохода от оказания услуг по обслуживанию и ремонту. Доходом от оказания услуг по обслуживанию и ремонту в целях главы 40 НК признается сумма вмененного дохода за налоговый период и выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за налоговый период в размере, превышающем вмененный доход за налоговый период. Вмененный доход за налоговый период исчисляется как произведение базовой доходности на одного работника в месяц и средней численности работников организации за отчетный месяц. При этом базовая доходность на одного работника в месяц определяется путем деления ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, установленной согласно приложению 24 к НК для г. Минска (290 руб.), при осуществлении вида деятельности, указанного в подп.1.1.1 п.1 ст.337 НК, на коэффициент 0,1. В выручку от реализации услуг по обслуживанию и ремонту включается стоимость имущества (в том числе материалов, технических жидкостей, комплектующих, запасных частей), использованного при оказании этих услуг, за исключением принадлежащего заказчику и принятого от него для оказания таких услуг. Выручка от реализации услуг по обслуживанию и ремонту (в том числе при безвозмездном оказании услуг с включением использованного при их оказании имущества) определяется в порядке, установленном для целей исчисления налога на прибыль, и отражается на дату, установленную для целей исчисления такого налога. Суммы налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации услуг по обслуживанию и ремонту, исчисленные плательщиком единого налога в связи с принятым им решением, указанным в части второй п.7 ст.378 НК, а также исчисленные в соответствии с подп.7.1 п.7 ст.129 НК в связи с их излишним предъявлением, в выручку от реализации услуг по обслуживанию и ремонту не включаются (п.1 ст.380 НК) (примечание 4) |
Ставки | Установлены ст.358 НК. Сумма налога на игорный бизнес исчисляется плательщиками самостоятельно как произведение налоговой базы и налоговой ставки, установленной на соответствующий объект налогообложения (ст.359 НК) |
8 % (п.1 ст.364 НК). Сумма налога на доходы определяется как произведение налоговой базы и ставки налога (п.3 ст.364 НК) |
8 % (п.1 ст.368 НК). Сумма налога на доходы исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога (п.3 ст.368 НК) |
Одна базовая величины в календарный год. Размер базовой величины определяется на дату уплаты сбора (п.2 ст.375 НК) |
5 % (п.1 ст.381 НК). Сумма единого налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки единого налога (п.3 ст.381 НК) |
Налоговый период | Календарный месяц (п.2 ст.358 НК) | Календарный месяц (п.2 ст.364 НК) | Календарный месяц (п.2 ст.368 НК) | Календарный год (ст.376 НК) | Календарный месяц (п.2 ст.381 НК) |
Сроки подачи плательщиком декларации налоговым органам по месту постановки на учет | Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.360 НК). Справочно Форма декларации (расчета) по налогу на игорный бизнес приведена в приложении 19 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 (далее - постановление № 2).От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 февраля 2021 г. следует руководствоваться формой налоговой декларации (расчета) по налогу на игорный бизнес в редакции постановления МНС от 15.01.2021 № 2 |
Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.364 НК) | Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.368 НК) | Не представляется | Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.381 НК). Справочно Форма налоговой декларации (расчета) по единому налогу на вмененный доход приведена в приложении 22 к постановлению № 2.От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 февраля 2021 г. форма налоговой декларации (расчета) по единому налогу на вмененный доход исключена постановлением № 2 |
Справочно Форма декларации (расчета) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр приведена в приложении 21 к постановлению № 2 | |||||
Сроки уплаты налога (сбора) | Не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.2 ст.360 НК) | Не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.364 НК) | Не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.368 НК) | 1. За полный последующий календарный год - не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года. 2. В иных случаях - до начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. В случае прекращения деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма до истечения налогового периода или неосуществления деятельности в течение налогового периода уплаченная сумма сбора возврату (зачету) не подлежит (п.1 ст.377 НК) |
Не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.381 НК) |
Примечание 1. Под автомототранспортными средствами понимаются транспортные средства, приводимые в движение двигателем, предназначенные для движения по дорогам и для перевозки пассажиров, грузов и (или) установленного на них оборудования (автомобили (в том числе автомобили для буксирования транспортных средств, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков), квадрициклы, мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды, скутеры), а также мотовездеходы, квадроциклы, трициклы, снегоходы, гоночные автомобили и мотоциклы, прицепы, полуприцепы, прицепыроспуски. При этом к автомототранспортным средствам не относятся колесные трактора, самоходные машины, троллейбусы, трамваи (подп.5.1 п.5 ст.378 НК).
Под компонентами автомототранспортного средства понимаются составные части конструкции (агрегаты, узлы и детали) автомототранспортного средства, предоставленные для обслуживания и (или) ремонта отдельно от автомототранспортного средства (подп.5.2 п.5 ст.378 НК).
Под услугами по обслуживанию и ремонту понимаются относящиеся к автомототранспортным средствам и (или) их компонентам (подп.5.3 п.5 ст.378 НК):
• регламентные работы (по видам технического обслуживания, в том числе талонам сервисной книжки);
• смазочно-заправочные работы (за исключением топливозаправочных);
• контрольно-диагностические работы (в том числе проводимые на предмет соответствия автомототранспортных средств обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении);
• регулировочные работы;
• уборочно-моечные работы (за исключением работ по мойке, полировке лакокрасочного покрытия воском (тефлоном), уборке, осуществляемых плательщиками, не оказывающими иные услуги, относимые в соответствии с подп.5.3 п.5 ст.378 НК к услугам по обслуживанию и ремонту);
• работы по предпродажной подготовке;
• услуги по диагностике неисправностей;
• контрольно-смотровые работы;
• услуги по замене и (или) восстановлению агрегатов, узлов и деталей (в том числе двигателей, коробок передач, подвесок, рулевых управлений, тормозных систем, ведущих мостов и приводов ведущих колес, топливной аппаратуры, электрооборудования, стекол, кузовов (кабин, рам, салонов) и (или) их элементов);
• шиномонтаж (включая балансировку колес, ремонт местных повреждений дисков, шин и камер);
• подготовка к окраске и (или) окраска;
• установка дополнительного оборудования;
• другие услуги (работы), которые в соответствии с ОКРБ 007-2012 классифицируются в классе 45.20 (услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств) и категории 45.40.5 (услуги по техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов).
Примечание 2. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 № 211 утверждены:
• Положение о порядке содержания казино;
• Положение о порядке содержания зала игровых автоматов;
• Положение о порядке содержания тотализатора;
• Положение о порядке содержания букмекерской конторы.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2019 г. п.1 постановления № 211 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2019 № 139 изложен в новой редакции: «1. Утвердить: • Положение о порядке осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию казино; • Положение о порядке осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию зала игровых автоматов; • Положение о порядке осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию тотализатора; • Положение о порядке осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию букмекерской конторы (прилагается).». |
Примечание 3. При определении валовой прибыли для целей исчисления налога на прибыль не учитываются (п.8 ст.378 НК):
• выручка от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за период применения единого налога;
• затраты по производству и реализации этих услуг (в том числе относящиеся к имуществу, использованному при оказании таких услуг, а также косвенные затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, распределенные на операции по оказанию таких услуг в порядке, установленном подп.2.2 п.2 ст.182 НК);
• суммы единого налога.
Примечание 4. Для целей исчисления единого налога областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза, базовую доходность на одного работника в месяц применительно ко всей территории соответствующей административно-территориальной единицы и (или) в зависимости от места осуществления плательщиком деятельности по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту (населенный пункт, вне населенного пункта, место осуществления деятельности в пределах населенного пункта (центр, окраина)) (часть первая п.2 ст.380 НК).
Исчисление и уплата единого налога исходя из базовой доходности на одного работника в месяц, увеличенной (уменьшенной) в соответствии с решениями областных (Минского городского) Советов депутатов, принятыми согласно части первой п.2 ст.380 НК (далее - решение местного Совета депутатов), производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу (часть вторая п.2 ст.380 НК).
В случае принятия решения местного Совета депутатов об отмене ранее установленного увеличения (уменьшения) базовой доходности или об увеличении (уменьшении) базовой доходности в ином размере исчисление и уплата единого налога исходя из ранее установленного увеличения (уменьшения) базовой доходности прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанное решение вступило в силу (часть третья п.2 ст.380 НК).
При наличии у плательщика функционирующего обслуживающего объекта исчисление единого налога производится исходя из базовой доходности на одного работника в месяц, определенной с учетом ее увеличения (уменьшения), установленного решением местного Совета депутатов на территории, на которой находится указанный объект, если иное не установлено частью шестой п.2 ст.380 НК (часть четвертая п.2 ст.380 НК).
При отсутствии у плательщика на протяжении всего налогового периода функционирующего обслуживающего объекта (в частности, если оказание услуг по обслуживанию и ремонту осуществляется с выездом к заказчику (на место нахождения автомототранспортного средства) или деятельность по оказанию этих услуг не осуществляется в одном или нескольких налоговых периодах) исчисление единого налога за этот налоговый период производится исходя из базовой доходности на одного работника в месяц, определенной с учетом ее увеличения (уменьшения), установленного решением местного Совета депутатов по месту нахождения плательщика (часть пятая п.2 ст.380 НК).
При наличии у плательщика нескольких обслуживающих объектов, функционирующих на протяжении всего либо части налогового периода, исчисление единого налога производится исходя из наибольшего размера базовой доходности на одного работника в месяц из размеров такой доходности, действующих на территориях, на которых находятся указанные объекты, с учетом ее увеличения (уменьшения), установленного решениями местных Советов депутатов (часть шестая п.2 ст.380 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Согласно подп.1.6 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411 при выявлении после 31 декабря 2018 г. факта неприменения единого налога на вмененный доход, относящегося к налоговым периодам, истекшим до 1 января 2019 г., определение налоговой базы единого налога на вмененный доход за такие периоды производится без применения положений п.4 ст.3252 НК в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г. Действие подп.1.6 п.1 Указа № 411 распространяется на случаи выявления после 31 декабря 2018 г. названного в нем факта (абзац 3 п.6 Указа № 411). С 1 января 2023 г. следует руководствоваться НК с учетом изменений, внесенных Законом от 30.12.2022 № 230-З. Комментарии см. здесь. |
29.03.2019
Валентина Прохожая, экономист