



Оформление приказа по административно-хозяйственным вопросам (с комментарием)
Рассмотрели на примере, как правильно с учетом норм Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4, оформлять приказ руководителя организации по административно-хозяйственным вопросам.
Найменне вышэйстаячай арганiзацыi Найменне арганiзацыi ЗАГАД ____________ № ____________ Месца выдання |
Наименование вышестоящей организации Наименование организации ПРИКАЗ Место издания |
О подготовке и проведении
штабной тренировки
по ГСЧС
В соответствии с Планом основных мероприятий по подготовке органов управления и сил объектового звена республиканского унитарного предприятия «Проспект» Минской городской подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (далее - ГСЧС и ГО) на 2025 год и в целях поддержания уровня готовности должностных лиц по организации и проведению мероприятий при угрозе и возникновении ЧС различного характера, выработки алгоритма действий руководства предприятия, руководителей структурных подразделений, руководителей и членов гражданских формирований и персонала при возникновении на объекте режима повышенной готовности
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести под руководством директора предприятия на базе помещений и площадей предприятия по адресу: ул. Промышленная, 26, штабную тренировку по ГСЧС на тему: «Проверка системы управления, оповещения, связи и действия персонала предприятия при угрозе и возникновении ЧС различного характера».
Дата и время проведения штабной тренировки: 17.06.2025 с 09:00 до 13:00.
2. Привлечь к участию в штабной тренировке по ГСЧС:
заместителя директора предприятия И.И.Иванова;
руководителей структурных подразделений;
руководителей гражданских формирований.
3. Назначить помощником руководителя штабной тренировки по ГСЧС юрисконсульта В.В.Петрова.
4. Осуществлять управление должностными лицами и гражданскими формированиями, привлекаемыми к штабной тренировке по ГСЧС, с использованием действующей системы связи. Пункт управления штабной тренировкой по ГСЧС - кабинет директора предприятия.
5. В целях подготовки штабной тренировки по ГСЧС:
5.1. помощнику руководителя штабной тренировки по ГСЧС В.В.Петрову разработать календарный план подготовки штабной тренировки по ГСЧС до 11.06.2025 и план проведения штабной тренировки по ГСЧС до 12.06.2025;
5.2. заведующему административно-хозяйственным отделом Е.В.Сидорову провести инструкторско-методическое занятие с руководством, гражданскими формированиями, руководителями структурных подразделений до 13.06.2025;
5.3. установить срок готовности к проведению штабной тренировки по ГСЧС 17.06.2025.
6. Подвести итоги штабной тренировки 24.06.2025.
7. Помощнику руководителя штабной тренировки по ГСЧС В.В.Петрову:
7.1. подготовить информацию для подведения итогов штабной тренировки.
Срок исполнения - 20.06.2025;
7.2. подготовить и представить в Центральный РОЧС г. Минска докладную записку о проведении штабной тренировки по ГСЧС.
Срок исполнения - 27.06.2025.
8. Приказ довести до сведения всех работников, привлекаемых к штабной тренировке по ГСЧС.
Директор | Подпись | В.Н.Громов |
Визы | ||
С приказом ознакомлены: | Подпись | И.И.Иванов 04.06.20__ |
Подпись | В.В.Петров 04.06.20__ | |
Подпись | Е.В.Сидоров 04.06.20__ |
![]() |
Другие приказы по основной деятельности, оформленные в соответствии с нормами Инструкции № 4, представлены в примере 1, примере 2, примере 3. |
Комментарий
1. Приказ по административно-хозяйственным вопросам оформляется на общем бланке стандартного формата А4 или на специальном бланке для приказа.
Государственные организации обязаны использовать гербовые бланки и оформлять реквизиты общего бланка продольным вариантом на двух государственных языках в соответствии с Указом от 28.06.2000 № 357 «Об упорядочении изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь».
Негосударственные организации, не имеющие права помещать изображение Государственного герба Республики Беларусь на бланках, могут разрабатывать общие бланки и бланки для приказов как на одном из государственных языков (русском или белорусском) с угловым или продольным вариантом расположения реквизитов бланка, так и на двух языках с продольным вариантом расположения реквизитов бланка.
2. Каждый лист приказа по административно-хозяйственным вопросам должен иметь поля:
левое - 30 мм;
правое - не менее 8 мм;
верхнее и нижнее - не менее 20 мм.
Приказы по административно-хозяйственным вопросам допускается печатать на двух сторонах листа с настройкой зеркальных полей в соответствии с установленными размерами.
При оформлении приказа по административно-хозяйственным вопросам на двух и более листах второй и последующий листы должны быть пронумерованы. Номера листов проставляют в центре верхнего колонтитула арабскими цифрами с расстоянием 10-15 мм от верхнего края листа приказа, шрифт в обычном начертании, размер шрифта - не менее 13 пт. Первый лист не нумеруется.
В государственных органах и иных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, применяется шрифт в обычном начертании, размер шрифта номеров листов - 14 пт.
При двухстороннем оформлении приказа по административно-хозяйственным вопросам на трех и более страницах номер присваивается страницам, а не листам.
3. При наборе текста приказа по административно-хозяйственным вопросам применяется шрифт в обычном начертании, размер шрифта не менее 13 пт.
В государственных органах и иных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, применяется шрифт в обычном начертании, размер шрифта 15 пт.
Текст приказа по административно-хозяйственным вопросам печатается на бланках стандартного формата А4 через одинарный интервал.
Выравнивание текста производится по ширине листа.
4. Реквизиты приказа по административно-хозяйственным вопросам отделяют друг от друга полуторным межстрочным интервалом. Допускается реквизиты приказа отделять друг от друга пробельной строкой, равной размеру шрифта реквизитов.
В конце реквизитов точки не ставятся.
5. Конкретный перечень разновидностей приказов по административно-хозяйственным вопросам нормативными правовыми актами не установлен. При их определении необходимо руководствоваться Перечнем № 140.
К главам Перечня № 140, посвященным административно-хозяйственным вопросам, можно отнести следующие:
• гл.45 «Административно-хозяйственные вопросы»
• гл.46 «Эксплуатация зданий (сооружений)»;
• гл.47 «Пожарная безопасность и охрана организаций»;
• гл.48 «Промышленная безопасность»;
• гл.49 «Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона»;
• гл.50 «Транспортное обслуживание»;
• гл.51 «Организация внутренней связи».
Соответственно, приказы, издаваемые в организации по вопросам, которые отражены в гл.45-51 Перечня № 140, будут относиться к приказам по административно-хозяйственным вопросам.
Перечень вопросов, получивших отражение в указанных главах Перечня № 140, не является исчерпывающим.
6. Заголовок приказа по административно-хозяйственным вопросам выражается с помощью предлога «О»
![]() |
Пример Об организации противопожарной безопасности и ответственности должностных лиц за ее выполнение в 2025 году О подготовке помещений к эксплуатации в осенне-зимний период Об организации и ведении гражданской обороны на предприятии О списании автотранспортного средства Об укомплектовании аптечек первой помощи универсальных |
Текст приказа по административно-хозяйственным вопросам состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной (п.89 Инструкции № 4).
В констатирующей части излагаются цели, задачи и причины издания приказа. Как правило, констатирующая часть приказа начинается с абзаца словами «В связи», «В целях» и т. п.
Если приказ издается на основании или во исполнение нормативного правового акта или распорядительного документа вышестоящей организации, локального правового акта организации, то в констатирующей части дается ссылка на этот документ с указанием его вида, даты, регистрационного индекса и названия, а в отдельных случаях и краткого содержания документа.
![]() |
Пример В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ___.____.____ № ___ «О __________________________» или
|
Если распорядительная часть приказа не нуждается в обосновании, констатирующая часть может отсутствовать.
Распорядительная часть приказа по административно-хозяйственным вопросам начинается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами от границы левого поля, без кавычек и без разрядки (пробелов между буквами). Перед распорядительным словом знаки препинания ставятся в зависимости от синтаксической связи с констатирующей частью.
Текст распорядительной части приказа начинается с новой строки с абзаца. Если исполнение приказа предполагает выполнение различных по характеру действий, то намеченные мероприятия излагаются по пунктам.
Каждый пункт приказа строится по схеме:
• исполнитель (конкретное должностное лицо или структурное подразделение, указывается в дательном падеже);
• предписываемое действие, выраженное глаголом в неопределенной форме;
• срок исполнения (рекомендуется указывать на отдельной строке).
Если одному или нескольким исполнителям предписывается выполнить ряд действий с разными сроками исполнения, то в отдельном пункте (пунктах) указывается исполнитель (исполнители), а подпунктами определяются действия и сроки.
![]() |
Пример ПРИКАЗЫВАЮ: 6. ___________ 7. Помощнику руководителя штабной тренировки по ГСЧС В.В.Петрову: 7.1. подготовить информацию для подведения итогов штабной тренировки по ГСЧС. Срок исполнения - 20.06.2025; 7.2. подготовить и представить в Центральный РОЧС г. Минска докладную записку о проведении штабной тренировки по ГСЧС. Срок исполнения - 27.06.2025. 8. ___________ |
Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и записываются с абзацного отступа.
Подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа. Номер подпункта включает номер пункта и номер подпункта, после которых ставятся точки.
![]() |
Пример 1.1. 1.2. 1.3. |
Для приказов с большим количеством пунктов текст распорядительной части может оформляться в виде таблицы.
![]() |
Пример
|
Распорядительная часть приказа заканчивается, как правило, указанием должностного лица, структурного подразделения или органа, ответственного за контроль исполнения документа или конкретных пунктов документа. Для этого используется устойчивое выражение: «Контроль за исполнением приказа возложить на ____». Структурное подразделение или лицо, на которых возлагается контроль, указывается в винительном падеже. Если указание о возложении ответственности за контроль отсутствует, это значит, что контроль за исполнением приказа будет осуществлять руководитель, издавший приказ. Формулировки типа «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой» не допускаются.
7. В случае отмены приказом ранее изданного распорядительного или организационного документа (его отдельных положений) в приказе дается ссылка на отменяемый документ или его пункты с указанием вида этого документа, его даты, регистрационного индекса и заголовка (названия). Например: «Признать утратившим силу приказ директора предприятия от ___.____.____ № ___ "О ______"».
8. Отметка о наличии приложения как отдельный реквизит в приказах по административно-хозяйственным вопросам не оформляется.
Указание на наличие приложения дается в тексте приказа, например:
• если приложение одно - «согласно приложению», «(см. приложение)», «по прилагаемой форме» и т. д.;
• если приложений несколько - «(приложение 1)», «(приложение 2)», «согласно приложению 1», «согласно приложению 2» и т. д.
При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами, и в тексте приказа при ссылке на приложение указывается его номер.
9. Проекты приказов подлежат визированию исполнителями и заинтересованными должностными лицами. Перечень лиц, визирующих проект приказа, определяется составителем приказа исходя из его содержания и требований нормативных правовых актов. Перечень лиц, визирующих проект приказа, зависит от организационной структуры, а также существующего в организации разграничения компетенции. Обязанности по визированию проектов приказов закрепляются в локальных правовых актах организации (инструкции по делопроизводству, должностных инструкциях работникам, табеле унифицированных форм документов и т. д.) (пп.56, 90 Инструкции № 4).
Первым, как правило, визирует проект приказа исполнитель, то есть должностное лицо, его подготовившее.
Отказываться от визирования проекта приказа запрещено. При несогласии визирующих с содержанием приказа или отдельными его положениями заинтересованное лицо визирует проект документа с замечаниями. Замечания излагаются на проекте документа ниже даты визирования. При значительном объеме замечания излагаются на отдельном листе, а на проекте документа указывается: «Замечания прилагаются».
![]() |
Пример Начальник отдела кадров |
Визы проставляются ниже реквизита «Подпись» на лицевой стороне последнего листа первого экземпляра приказа слева. Проекты приказов также допускается визировать на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра приказа.
10. Согласованный проект приказа с замечаниями визирующих лиц и заключением составителя на замечания представляются на подпись руководителю, от имени которого он издается. Право подписи приказа определяется в уставе (положении) организации, иных локальных правовых актах. Как правило, приказ подписывает руководитель организации, а в его отсутствие - первый заместитель.
11. В приказ не следует включать пункт «Приказ довести до сведения ______». При необходимости ознакомления с содержанием приказа всех работников организации пункт «Приказ довести до сведения всех работников» обязателен (п.89 Инструкции № 4).
Факт ознакомления работника (работников) с приказом документируется при помощи отметки об ознакомлении, проставляемой работником (работниками) на последнем листе приказа и содержащей слова «С приказом ознакомлен(а)»
![]() |
Пример
|
Вместо указанной отметки факт ознакомления может документироваться на отдельном листе ознакомления. Составление листа ознакомления целесообразно в случае отсутствия необходимого места на самом документе.
12. Датой приказа является дата его подписания. Дата в приказе проставляется лицом, его подписавшим.
Дата в приказах оформляется цифровым способом, например: «21.05.2025». Цифровой способ используется не только при оформлении реквизита «Дата документа», но и при указании дат в тексте приказа, а также во всех других реквизитах (визы, отметка об исполнении документа и направлении его в дело и др.).
13. Подписанный приказ подлежит регистрации. Приказ должен быть зарегистрирован в день подписания.
Регистрация приказов по административно-хозяйственным вопросам осуществляется отдельно от приказов по основной деятельности и по личному составу (подп.125.2 п.125 Инструкции № 4).
Регистрационным индексом приказа по административно-хозяйственным вопросам является его порядковый регистрационный номер, присваиваемый ему в пределах делопроизводственного года, который дополняется условным буквенным обозначением.
![]() |
Пример 1-ах, 2-ах, 3-ах и т. д. или 1-ахв, 2-ахв, 3-ахв и т. д. |
Порядок регистрации приказов по административно-хозяйственным вопросам, в том числе использования условных буквенных обозначений, закрепляется в инструкции по делопроизводству организации.
Приказы по административно-хозяйственным вопросам, регистрируемые отдельно, группируются в отдельные дела (п.157 Инструкции № 4).
![]() |
Дополнительно по теме • Оформление информационных элементов распорядительных документов (приказов, распоряжений). • Утверждение, согласование, подписание документов в электронном виде, электронных документов. • Всё по одной теме. Оформление документов в организации. |
Примечание 1. Реквизит «Государственный герб Республики Беларусь» или «Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)».
Примечание 2. Реквизит «Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)».