


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ОГРАНИЧЕНИЯ В СФЕРЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
Возможные способы государственного регулирования цен в отношении детского питания
Товары для детей - немногие из товаров, по которым в настоящее время сохранено государственное регулирование цен. При этом такое регулирование предусмотрено лишь в отношении детского питания. Цены на непродовольственные детские товары формируются с учетом конъюнктуры рынка.
Так, в утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года, включено детское питание: сухие смеси, каши, консервы и соки (п.15). То есть Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь при необходимости вправе временно (на период не более 90 дней в течение 1 года) установить на указанные позиции детского питания предельные максимальные отпускные цены и (или) предельные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 августа 2019 г. следует руководствоваться п.17 перечня № 35 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.08.2019 № 542. |
Что касается предельного норматива рентабельности, то такое ограничение в размере 15 % в настоящее время действует в отношении детского питания, производимого и реализуемого на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках на республиканском уровне (далее - реестр монополистов республиканского уровня) (приложение 4 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 № 121, далее - Инструкция № 121).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2018 г. следует руководствоваться приложением 2 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20. |
Для субъектов хозяйствования, не включенных в реестр монополистов республиканского уровня, норматив рентабельности законодательством не ограничен.
В каких случаях на детское питание, производимое организациями-монополистами республиканского уровня, предельный норматив рентабельности не распространяется?
Приведенный в приложении 4 к Инструкции № 121 предельный норматив рентабельности в размере 15 %, установленный в отношении детского питания, не распространяется (часть вторая п.51 Инструкции № 121):
• на товары, цены на которые регулируются в соответствии с законодательством иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности (например, если на товары законодательством установлены предельные максимальные отпускные цены и (или) предельные торговые надбавки);
• товары при заключении организацией-монополистом республиканского уровня соглашения (примечание), в котором определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этой организации, а также пределы изменения цен на товары (часть первая подп.1.15 п.1 ст.9 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», подп.6.10 п.6 Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2016 № 702).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. согласно абзацу 47 ст.14 Закона № 94-З антимонопольный орган в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции заключает с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, соглашения, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих субъектов, а также пределы изменения цен (тарифов) (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 98-З); |
• товары, производимые и реализуемые организациями-монополистами республиканского уровня, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов и в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период;
• новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения, - в течение 3 лет со дня постановки их на производство;
• иные новые товары - в течение 1 года со дня постановки этих товаров на серийное производство.
Приведенный перечень случаев неприменения предельного норматива рентабельности в размере 15 % является исчерпывающим.
Примечание. Положение о порядке заключения соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, утверждено постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.09.2015 № 54.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке заключения соглашений с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.06.2018 № 52. |
14.06.2018
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»