Горячая тема от 08.10.2024
Автор: Артемьева А.

Охрана окружающей среды: основные изменения за III квартал 2024 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Уточнен порядок внесения платы за сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки

2. Изменено законодательство об охране озонового слоя

3. Внесены изменения в регламенты административных процедур

4. Скорректированы ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 о требованиях экологической безопасности

5. Изменения в заполнении заявления на природоохранное разрешение

6. Уточнен порядок осуществления компенсационных мероприятий

7. Скорректированы ЭкоНиП 17.03.01-001-2021 о нормативах содержания химических веществ в почвах

8. Внесены изменения в ЭкоНиП 17.06.08-003-2022 и ЭкоНиП 17.06.06-005-2022 о гидросфере

9. Уточнен порядок принятия обязательства по обращению с отходами в результате утраты ТС своих свойств

10. Уточнен порядок определения условий осуществления компенсационных мероприятий

11. Отменена форма статистической отчетности 1-воздух

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Для всех отраслей

Охрана окружающей среды: основные изменения за III квартал 2024 года

Анна Артемьева

Анна Артемьева
юрист, редактор Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

08.10.2024

В материале приведены основные изменения в законодательстве по охране окружающей среды и природопользованию за июль - сентябрь 2024 г.

 


Охрана окружающей среды и природопользование

1. Уточнен порядок внесения платы за сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки

С 1 июля 2024 г. постановление Совмина от 25.07.2024 № 533 скорректировало Положение о порядке расчета суммы и сроках внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, порядке возврата излишне внесенной (взысканной) платы и пеней (%), утв. постановлением от 30.06.2020 № 388 (далее - Положение о порядке внесения платы).

Плательщики - производители стеклянной упаковки вправе в отчетных периодах начиная с III квартала 2024 г. при расчете суммы платы применять понижающие коэффициенты при наличии:

✓ свидетельства о включении объекта по использованию отходов в реестр объектов по использованию отходов и (или) объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, выданного плательщику при регистрации введенного в эксплуатацию объекта по использованию отходов;

✓ договоров, на основании которых приобретены отходы стекла, и первичных учетных документов, подтверждающих их приобретение;

✓ сведений о фактическом использовании отходов стекла в весовом выражении при производстве стеклянной упаковки и первичных учетных документов, подтверждающих использование (передачу для использования) отходов стекла в производственном процессе.

Их размеры и условия применения приведены в приложении к Положению о порядке внесения платы.

В III квартале 2024 г. плательщики (производители стеклянной упаковки) при расчете платы вправе по своему усмотрению выбирать:

1) воспользоваться льготой, предусмотренной подп.1.7 п.1 приложения 11 к постановлению № 388, согласно которой от обязанности по обеспечению сбора отходов освобождаются производители в части произведенной стеклянной упаковки при условии использования в процессе ее производства не менее 30 % (от общего объема их производства или по каждому виду продукции отдельно в весовом выражении) отходов стекла, собранных на территории Беларуси;

2) либо при расчете платы применить понижающий коэффициент в соответствии с процентом использования отходов стекла.

С 6 октября 2024 г. постановление № 533 скорректировало Положение о порядке, условиях применения и требованиях к собственной системе сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, утв. постановлением № 388.

2. Изменено законодательство об охране озонового слоя

С 6 июля 2024 г. Закон от 29.12.2023 № 332-З внес изменения в Закон от 12.11.2001 № 56-З «Об охране озонового слоя» для приведения его норм в соответствие с поправками к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16.09.1987, международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС, и совершенствования законодательства об охране озонового слоя.

Закон № 56-З регулирует отношения в области охраны озонового слоя, связанные с обращением с озоноразрушающими веществами.

Внесены изменения в:

✓ понятийный аппарат;

✓ полномочия Совмина и Минприроды в области охраны озонового слоя;

✓ требования к содержанию государственных программ по охране озонового слоя;

✓ виды экономического стимулирования в области охраны озонового слоя;

✓ обязанности юрлиц и ИП в области охраны озонового слоя;

✓ требования в области охраны озонового слоя при планировании хозяйственной и иной деятельности и т. д.

Предусмотрены меры по сокращению потребления гидрофторуглеродов, что будет способствовать внедрению современного эффективного оборудования, импортозамещению, выпуску конкурентоспособной продукции, сокращению энергозатрат.

Признан утратившим силу п.9 Общих требований в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утв. Декретом от 23.11.2017 № 7.

В рамках работы по приведению законодательства к указанному Закону приняты следующие нормативные правовые акты:

1) постановление Совмина от 29.05.2024 № 387 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;

2) постановление Минприроды от 30.05.2024 № 34 «Об изменении постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 122 и от 8 декабря 2014 г. № 42»;

3) постановление Минприроды от 14.06.2024 № 35 «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 января 2022 г. № 9».

С 6 июля 2024 г. постановлением № 34 внесены изменения в ведомственные постановления:

1) от 19.12.2008 № 122 «Об утверждении Инструкции о порядке обращения с озоноразрушающими веществами»;

2) от 08.12.2014 № 42 «Об учете озоноразрушающих веществ, инвентаризации оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие и (или) озонобезопасные вещества».

 

список

Дополнительно по теме

Охрана озонового слоя. Комментарий к Закону от 29.12.2023 № 332-З.

3. Внесены изменения в регламенты административных процедур

С 6 июля 2024 г. постановление № 35 скорректировало постановление Минприроды от 21.01.2022 № 9 «Об утверждении регламентов административных процедур в сфере охраны атмосферного воздуха».

1. Исключен Регламент административной процедуры «Получение заключения об отсутствии в продукции озоноразрушающих веществ».

2. Внесены изменения в Регламент административной процедуры «Получение заключения (разрешительного документа) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с этой территории либо ввоз в Республику Беларусь с территории государства - члена Евразийского экономического союза и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства - члена Евразийского экономического союза включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (приложение № 7), озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества».

4. Скорректированы ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 о требованиях экологической безопасности

С 6 и 23 июля 2024 г. действует постановление Минприроды от 01.02.2024 № 5-Т, которым скорректировано постановление от 18.07.2017 № 5-Т «Об утверждении экологических норм и правил».

В ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 уточнено, что в них установлены требования экологической безопасности при осуществлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности. Ранее эти требования касались также планирования хозяйственной деятельности. С учетом этого в ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 скорректированы пп.7, 8, 10, 11, 12, 13, 15 и др.

ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 установили требования экологической безопасности к хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой используются природные ресурсы и (или) оказывается воздействие на окружающую среду:

✓ при осуществлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности;

✓ по охране земель (почв) при снятии, сохранении и использовании плодородного слоя почвы;

✓ по охране земель при размещении и эксплуатации внутрихозяйственных карьеров;

✓ по охране земель (почв) при рекультивации нарушенных земель;

✓ к ведению учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду;

✓ при обращении с отходами производства;

✓ к ведению учета отходов;

✓ к отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды, проведению локального мониторинга окружающей среды;

✓ к периодичности отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды при осуществлении производственных наблюдений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

✓ к периодичности отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды, определяемые территориальными органами Минприроды при подготовке заявок на отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды;

✓ к расчету массы загрязняющих веществ, поступивших в компоненты природной среды, находящихся и (или) возникших в них, и иных показателей для целей исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

✓ при эксплуатации автомобильных дорог, трубопроводов, воздушных линий электропередачи и трансформаторных подстанций, к техническому обслуживанию технических помещений (подвальный этаж (подвал), подполье, чердак, технический этаж, машинное помещение лифтов, электрощитовая и другие технические помещения);

✓ при обращении с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы;

✓ к составу и содержанию технологических регламентов использования, обезвреживания и (или) захоронения отходов.

5. Изменения в заполнении заявления на природоохранное разрешение

С 19 июля 2024 г. постановление Минприроды от 09.07.2024 № 37 скорректировало Инструкцию о порядке заполнения заявления на получение комплексного природоохранного разрешения, утв. постановлением от 28.01.2022 № 17.

6. Уточнен порядок осуществления компенсационных мероприятий

С 23 июля 2024 г. постановление Совмина от 04.04.2024 № 248 скорректировало Положение о порядке определения условий осуществления компенсационных мероприятий, утв. постановлением Совмина от 25.10.2011 № 1426.

Новый документ, в котором определяются компенсационные мероприятия, - градостроительный паспорт земельного участка.

Кроме того, является обязательным определение компенсационных мероприятий (в том числе мест осуществления компенсационных посадок) в земельно-кадастровой и иной документации до начала строительства.

Урегулирован важный случай, когда в процессе строительства выявляются несоответствия таксационного плана, - в этом случае план подлежит повторной сверке и пересогласованию.

7. Скорректированы ЭкоНиП 17.03.01-001-2021 о нормативах содержания химических веществ в почвах

С 23 июля 2024 г. постановление Минприроды от 21.12.2023 № 16-Т скорректировало ЭкоНиП 17.03.01-001-2021 «Охрана окружающей среды и природопользование. Земли (в том числе почвы). Нормативы качества окружающей среды. Дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах и требования к их применению».

ЭкоНиП 17.03.01-001-2021 устанавливают нормативы содержания химических веществ в почвах, дифференцированные для почв (грунтов) различного гранулометрического состава, различных категорий земель, территориальных зон по преимущественному функциональному использованию территорий населенных пунктов, природных территорий, подлежащих особой и (или) специальной охране, и требования к их применению.

8. Внесены изменения в ЭкоНиП 17.06.08-003-2022 и ЭкоНиП 17.06.06-005-2022 о гидросфере

С 27 июля 2024 г. постановлением Минприроды от 25.01.2024 № 3-Т внесены изменения в:

1) ЭкоНиП 17.06.08-003-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Требования по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству», утв. постановлением Минприроды от 11.03.2022 № 2-Т;

2) ЭкоНиП 17.06.06-005-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Требования по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации очистных сооружений сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду», утв. постановлением Минприроды от 13.12.2022 № 28-Т.

9. Уточнен порядок принятия обязательства по обращению с отходами в результате утраты ТС своих свойств

С 28 июля 2024 г. постановление Совмина от 25.07.2024 № 535 скорректировало:

1) Положение о порядке и условиях принятия обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, утв. постановлением Совмина от 01.07.2019 № 437.

Установлено, что организация-производитель принимает обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты производимыми ею транспортными средствами своих потребительских свойств, если осуществляет производство транспортных средств по технологии, включающей сборку, сварку и окраску несущей рамы, в том числе лонжеронов, либо промышленное изготовление и монтаж специальных и специализированных вариантов исполнения загрузочного пространства, в том числе платформы, фургона, самосвального кузова, бункера, цистерны, изотермического кузова и другого, генераторной, насосной установки и иного специализированного оборудования на собранные на территории государств - членов ЕАЭС шасси, лонжероны рам которых изготовлены на территории государств - членов ЕАЭС, - в отношении транспортных средств категории О4, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории.

Решение о включении или об отказе во включении организации-производителя в реестр организаций, производящих (изготавливающих) транспортные средства, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, принятое Минпромом, в письменном виде направляется заявителю в течение 5 рабочих дней со дня его принятия;

2) Положение о порядке и условиях принятия обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами и (или) прицепами к ним своих потребительских свойств, утв. постановлением Совмина от 30.12.2022 № 951.

Срок направления заявителю решения о включении или об отказе во включении организации-производителя в реестр, принятого Минпромом, продлен с 3 до 5 рабочих дней со дня его принятия.

10. Уточнен порядок определения условий осуществления компенсационных мероприятий

С 30 августа 2024 г. постановление Совмина от 27.08.2024 № 631 скорректировало Положение № 1426.

Изменения коснулись формулы расчета компенсационных выплат.

В нее добавлен коэффициент 0,1, применяемый в случаях удаления объектов растительного мира, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения под древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), при проведении культуртехнических работ.

11. Отменена форма статистической отчетности 1-воздух

С 14 сентября 2024 г. постановление Белстата от 30.08.2024 № 69 отменило форму статистической отчетности 1-воздух (Минприроды), утв. постановлением от 30.09.2022 № 88.

Данную статотчетность представляли юрлица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, на основании разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения.

С 23 января 2024 г. действует новая редакция Закона от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха», на основании п.2 ст.34 которого природопользователи обязаны сдавать ведомственную отчетность о результатах учета в области охраны атмосферного воздуха, а не статистическую, к которой относился отчет 1-воздух (Минприроды).