


Материал помещен в архив
ОХРАНА ТРУДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Оформление юридического лица возлагает на нанимателя и работодателя обязанность произвести подбор и расстановку кадров для осуществления своей деятельности. В этих целях в числе первых подразделений создается кадровая служба или назначается приказом специалист по работе с персоналом, утверждается положение о службе или должностная инструкция работника по кадрам. Как в положении о службе, так и в должностных инструкциях всех специалистов организации должны быть четко сформулированы и конкретизированы права, обязанности и ответственность каждого (включая работников кадровой службы) по вопросам охраны труда. Данные требования следуют из типовых положений о службах и должностных инструкций (см. выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, общие для всех отраслей экономики», утвержденный постановлением Минтруда РБ от 30.12.1999 № 159).
Мнение о том, что вопросы охраны труда - это обязанности только службы охраны труда в организации, в корне не верно. Ниже рассмотрим причины, почему это так.
Работа специалиста по кадрам с гражданином, желающим работать в данной организации, начинается с заключения трудового договора (контракта).
Трудовой договор - это соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать заработную плату и другие компенсации в соответствии с характером выполняемых работ (сезонный, вахтовый, разъездной и т.д.) и условиями труда (вредные и (или) опасные, тяжелые физические, подземные и горные работы) (ст.1 Трудового кодекса РБ (далее - ТК)).
Трудовой договор, а затем и контракт заключаются только в письменном виде по установленным формам, предусматривающим обязательные и дополнительные условия. В этих условиях оговариваются конкретные обязанности и ответственность по вопросам безопасности и гигиены труда, техники безопасности, компенсации за работу в особых условиях труда. Все перечисленные выше термины закреплены в ГОСТ 12.0.002-2003 «Система стандартов безопасности труда. Термины и определения» и СанПиН 13-2-207 «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденном постановлением Минздрава РБ от 20.12.2007 № 176 (далее - СанПиН 13-2-207), объединены в единое понятие «охрана труда», определение которого содержится в ст.221 ТК.
Исходя из определения охраны труда работники кадровых служб или лица, на которых возложены приказом нанимателя, работодателя (на малых предприятиях) эти функции, в соответствии с должностными обязанностями занимаются вопросами охраны труда практически по всем направлениям.
Каждое из направлений работы закреплено отдельными статьями глав 4, 5, 12, 19, 20 и специальной главой 16 ТК, а также Законом РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон № 356-З). Большинство законодательных прав на здоровые и безопасные условия труда и его охрану конкретизированы нормативными правовыми (включая техническими) актами межотраслевого характера, техническими кодексами установившейся практики. Эти нормативные акты устанавливают соответствующие требования, нормы, нормативы и параметры. Их перечень разрабатывается службой охраны труда в каждой организации и утверждается нанимателем, работодателем.
Работники кадровых служб организации не обязаны знать их все, так как большинство из них регламентируют вопросы технического характера (системы стандартов безопасности труда, строительные нормы и правила, правила безопасности при выполнении определенных видов работ - строительных, электромонтажных, огневых, на высоте и т.п.).
Что же сегодня должны знать работники кадровой службы организации по вопросам охраны труда?
Исходя из утвержденного нанимателем, работодателем положения о кадровой службе функции и задачи работников кадровой службы в области охраны труда можно условно сгруппировать по 3 направлениям:
1) при приеме граждан на работу;
2) при исполнении работниками трудовых обязанностей;
3) при прекращении и расторжении трудового договора и отстранении от работы.
Рассмотрим подробнее эти направления.
Направление 1. Роль работников кадровой службы в области охраны труда при приеме граждан на работу
При заключении трудового договора (контракта) необходимо предусмотреть режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя, работодателя) (п.6 ст.19 ТК) и установленные доплаты за работу с вредными и опасными условиями труда на конкретном рабочем месте (п.7 ст.19 ТК).
Кроме того, работники кадровых служб при оформлении документов по приему гражданина на работу должны определить необходимость прохождения им предварительного медицинского осмотра и получить заключение медицинского учреждения о пригодности будущего работника к выполнению соответствующей работы.
Данное требование закреплено п.10 ст.226, ст.228 ТК, Законом № 356-З и конкретизировано Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 (далее - Инструкция № 47).
Инструкцией № 47 предусмотрены предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу для определения соответствия (пригодности) работников поручаемой им работе, а также для обеспечения безопасности труда и предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний.
Предварительные медицинские осмотры проводятся только по направлению нанимателя (работодателя) с указанием работ:
• связанных с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса (приложение 1 к Инструкции № 47);
• для выполнения которых обязательны предварительный, периодический и внеочередной медосмотры (приложение 2 к Инструкции № 47). К этим работам относятся работы с повышенной опасностью (повышенного риска);
• для которых обязательны все виды медосмотров с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний (приложение 3 к Инструкции № 47).
Возникает вопрос: каким образом специалист кадровой службы может определить эту необходимость? Для этого в организации службой охраны труда (инженером по охране труда или должностным лицом, на которого возложены эти функции) должен быть разработан и утвержден руководителем организации перечень работ с повышенной опасностью с учетом приложения 1 к Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (в редакции от 27.06.2011 № 50) (далее - Инструкция № 175), приложения 2 Инструкции № 47, а также с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда работающих. Комплексная гигиеническая оценка условий труда работающих проводится в соответствии с СанПиН 13-2-2007 и Инструкцией 2.2.7.11-11-200-2003 «Гигиеническая оценка характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряженности труда», утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 12.12.2003 № 165, и при аттестации рабочих мест по условиям труда.
Наниматель не вправе устанавливать медицинские осмотры, не предусмотренные законодательством.
Медицинские осмотры, определенные Инструкцией № 47, следует отличать от массовых профилактических осмотров, которые проводятся лечебно-профилактическими учреждениями в порядке диспансеризации и охватывают либо всех работающих у данного нанимателя, либо работников определенной профессии (вида работ, услуг), либо только женщин или лиц моложе 18 лет.
При оформлении граждан на работу необходимо учитывать особенности, связанные с охраной труда для отдельных социальных групп населения (женщин, лиц моложе 18 лет, инвалидов), которые закреплены ст.262-264, 272-276, 283 и 287 ТК.
Охрана труда женщин
Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 765. В данном нормативном правовом акте по отраслям и видам деятельности указаны профессии, должности и виды работ, на которых запрещается применение труда женщин.
Также недопустимо применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих предельные нормы, установленные для них постановлением Минздрава РБ от 13.10.2010 № 133 «Об установлении предельных норм подъема и перемещениями тяжестей женщинами вручную».
Запрещено привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни и направление в служебные командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.
Охрана труда лиц моложе 18 лет
Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден постановлением Минтруда РБ от 02.02.1995 № 13.
При применении труда лиц моложе 18 лет запрещается подъем и перемещение вручную тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы, утвержденные постановлением Минздрава РБ от 13.10.2010 № 134.
Не допускается заключение трудового договора с лицами моложе 16 лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшими 14 лет, для выполнения легкой работы.
Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 15.10.2010 № 144.
При выполнении сельскохозяйственных работ несовершеннолетними учащимися следует руководствоваться Правилами по охране труда при выполнении сельскохозяйственных работ несовершеннолетними учащимися, утвержденными постановлением Минсельхозпрода РБ, Минтруда РБ, Минздрава РБ и Минобразования РБ от 03.11.2000 № 21/141/49/48.
Граждане указанной категории принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра, в дальнейшем до достижения 18 лет ежегодно проходят медосмотр. С предварительным и ежегодным медицинскими осмотрами лиц моложе 18 лет законодательство связывает определенные юридические последствия: при отрицательном результате предварительного медицинского осмотра несовершеннолетнему могут отказать в приеме на работу или в профессиональном обучении на производстве.
Также несовершеннолетних запрещается привлекать к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, в выходные дни.
Охрана труда инвалидов
Право инвалидов на труд законодательно предоставлено ст.283 ТК. Отказ инвалидам в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, увольнение по инициативе нанимателя, перевод на другую работу возможен только в случаях, когда по медицинскому заключению состояние здоровья инвалида препятствует исполнению им трудовых обязанностей либо угрожает его здоровью и безопасности труда.
Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни допускается с их согласия и если такая работа не запрещена медицинским заключением.
К числу обязанностей нанимателя при приеме гражданина на работу относятся: ознакомление работника под роспись с условиями труда (п.2 ст.54 ТК) и информирование его о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда (п.11 ст.226 ТК). Это означает, что при приеме на работу гражданин должен быть ознакомлен не только с условиями социально-экономического характера, закрепленными в локальных нормативных правовых актах (коллективный договор (соглашение), правила внутреннего трудового распорядка), но и проинформирован о состоянии травматизма и заболеваемости на конкретном участке предстоящей работы, наличии вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте, полагающихся ему компенсациях за работу в этих условиях. Принимаемый на работу гражданин получает данную информацию при прохождении инструктажа: вводного и первичного на рабочем месте.
Обязанность нанимателя по проведению вводного инструктажа по охране труда закреплена п.4 ст.54 ТК. Порядок проведения вводного и других инструктажей по охране труда содержится в Инструкции № 175.
Для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели, работодатели согласно ст.227 ТК и ст.16 Закона № 356-З вводят должность специалиста по охране труда или создают службу охраны труда из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.
При отсутствии службы или специалиста по охране труда соответствующие обязанности исполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение и проверку знаний по охране труда), либо одним из руководителей. В этих целях наниматель приказом определяет ответственных лиц за организацию работы по охране труда; проведение вводного инструктажа; безопасную эксплуатацию электрохозяйства; пожарную безопасность; эксплуатацию машин и оборудования повышенной опасности (лифты, краны, сосуды под давлением, автомобили, тракторы), зданий и сооружений и других объектов повышенной опасности.
В случае невозможности исполнения обязанностей по охране труда вышеназванными лицами наниматель вправе привлекать для проведения консультаций и выдачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов сторонних организаций. При заключении договора с таким специалистом необходимо проверить наличие у него необходимых документов (удостоверений, группы допуска по электробезопасности и т.п.).
Направление 2. Роль работников кадровой службы в области охраны труда при исполнении работниками трудовых обязанностей
После заключения трудового договора работникам кадровых служб от имени нанимателя необходимо:
1) обеспечить проведение вводного инструктажа, а затем инструктажа на рабочем месте.
Указанная обязанность регламентируется приказом нанимателя. При незначительной численности работающих (до 30 человек) вводный инструктаж проводит специалист по работе с кадрами или лицо, выполняющее эти функции. Порядок проведения инструктажей регулируется Инструкцией № 175;
2) обеспечить проведение обязательных периодических медицинских осмотров в соответствии со списком профессий (должностей) работающих, подлежащих периодическим медосмотрам, по форме согласно приложению 5 к Инструкции № 47, который представляется в организацию здравоохранения до 1 января года, в течение которого необходимо провести медосмотр работников.
Организация здравоохранения до 1 января текущего года на основании данного списка представляет нанимателю график проведения медосмотров.
Наниматель (в лице специалиста кадровой службы) на основании списка профессий (должностей) работающих, подлежащих периодическим медосмотрам, и графика составляет список работников, подлежащих периодическому медосмотру, по форме согласно приложению 6 к Инструкции № 47 и доводит до сведения работников.
Целями проведения периодического медицинского осмотра являются:
• определение пригодности к выполнению поручаемой им работы;
• предотвращение распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
• динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников;
• своевременное выявление профессиональных и общих (непрофессиональных) заболеваний;
• профилактика, лечение, медицинская реабилитация лиц с выявленными заболеваниями и улучшение условий их труда.
Периодические медосмотры работников осуществляются:
• ежегодно - в случаях отнесения условий труда к вредным 3-й или 4-й степени (классы 3.3, 3.4) или опасных (класс 4);
• 1 раз в 2 года - в случаях отнесения условий труда к вредным 1-й или 2-й степени (классы 3.1, 3.2);
• 1 раз в 3 года - при допустимых условиях труда (класс 2) (п.12 Инструкции № 47).
Очередность и порядок медосмотра оформляются приказом с указанием лиц, ответственных за явку работников на осмотр.
Оплата за проведение медицинских осмотров на основании Инструкции № 47 производится за счет средств нанимателя согласно действующим прейскурантам цен на эти услуги.
Порядок и сроки оплаты проведения медицинских обследований определяются договором, заключенным между нанимателем и лечебно-профилактическим учреждением;
3) регулярно проводить обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работников по охране труда в соответствии с п.9 ст.226 ТК и ст.13 Закона № 356-З.
В этих целях наниматель приказом создает комиссию (несколько комиссий при большой численности работающих или с учетом территориального расположения структурных подразделений). Комиссии могут быть различными, как для проверки знаний руководителей и специалистов, так и рабочих. Со специалистами службы охраны труда разрабатываются программы обучения, планы (графики) работы комиссий, экзаменационные билеты, положение о комиссиях (всех уровней управления, если имеются вышестоящие органы управления), список профессий и должностей, подлежащих проверке знаний.
Периодичность проверки знаний по вопросам охраны труда следующая:
• для руководителей и специалистов - не реже 1 раза в 3 года (п.39 Инструкции № 175);
• для рабочих на работах с обычными условиями труда - не реже 1 раза в год (п.27 Инструкции № 175).
На работах, связанных с обслуживанием механизмов, оборудования или в производствах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах периодичность проверки знаний по охране труда устанавливается отраслевыми нормативными правовыми актами по охране труда или органом, уполномоченным на осуществление надзора и контроля на опасных производственных объектах или выполнение работ с повышенной опасностью;
4) в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными актами, своевременно предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда согласно п.7 ст.55 ТК, Закону № 356-З, Закону РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении».
В целях предотвращения физической усталости и заболеваемости работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, существует целая система компенсационных мер, которые конкретизированы в подзаконных нормативных актах:
• установление доплат за работу с вредными условиями труда, предоставление дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени, бесплатная выдача молока и других равноценных пищевых продуктов (ст.225 ТК);
• выдача работникам смывающих и обезвреживающих средств (п.5 ст.226 и ст.230 ТК);
• право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда, закрепленное в ст.12-14 вышеназванного Закона «О пенсионном обеспечении».
Решение по вопросам установления права на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда принимается на основе Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, и Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536, а также с учетом результатов аттестации рабочих мест;
5) осуществлять согласно п.13 ст.226 ТК возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в т.ч. выплату единовременного пособия работнику, утратившему трудоспособность;
6) владеть информацией о состоянии условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний и в рамках своей компетенции участвовать в выработке мер по устранению имеющихся недоработок и упущений в организации труда и его охраны.
Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний, аварий, разработка и реализация мер по их профилактике (п.12 ст.226 и ст.229 ТК) на производстве не являются функциональными обязанностями работников кадровых служб, но в разработке и реализации мер по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний такие работники должны принимать непосредственное участие.
Направление 3. Роль работников кадровой службы в области охраны при прекращении (расторжении) трудового договора и отстранении от работы
Прекращение трудового договора возможно по следующим основаниям (случаям):
• отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (п.5 ст.35 ТК);
• несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (п.2 ст.42 ТК);
• неявка на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании (п.6 ст.42 ТК);
• однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников (п.9 ст.42 ТК).
Отстранение от работы при невыполнении отдельных требований по охране труда возможно в отношении следующих категорий работников (ст.49 ТК):
• не прошедших проверку знаний по охране труда (п.2);
• не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда (п.3);
• не прошедших медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (п.4).
За период отстранения от работы заработная плата не начисляется.
Отстранение от работы - временное недопущение работника (ученика) к исполнению своих служебно-трудовых (учебно-трудовых) обязанностей по одной или нескольким должностям, профессиям, специальностям, которое производится уполномоченным должностным лицом, в случаях, указанных в законодательстве, и сопровождается приостановлением начисления заработной платы работнику (ученику).
Отстранение работника от работы на основании пп.2-4 ст.49 ТК может быть применено по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством.
Государственные инспекторы труда имеют право путем выдачи предписания требовать от нанимателя отстранения от работы лиц, систематически нарушающих требования нормативных правовых актов по охране труда.
Органы надзора и контроля в области охраны труда
В заключение перечислим специально уполномоченные органы надзора и контроля в области охраны труда. К таковым относятся:
• Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ (постановление Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 959 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»);
• органы государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь (Положение об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 29.05.2002 № 694);
• Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ (Указ Президента РБ от 29.12.2006 № 756 «О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям»);
• государственный энергетический надзор Республики Беларусь (Положение о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.01.1998 № 26);
• государственный санитарный надзор Республики Беларусь (Положение об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 17.11.2006 № 1546);
• профсоюзы (Положение о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденное Указом Президента РБ от 06.05.2010 № 240).
Контроль со стороны нанимателя осуществляется в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.12.2003 № 159.
21.02.2012 г.
Ольга Секач, инженер
От редакции: В постановление Минтруда РБ от 30.12.1999 № 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», выпуска 6 ЕКСД «Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке», выпуска 33 ЕКСД «Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием» и выпуска 21 ЕКСД «Должности служащих, занятых геодезией и картографией» на основании постановлений Минтруда и соцзащиты РБ от 06.03.2012 № 36 (с 1 апреля 2012 г.), от 28.05.2012 № 68 (с 1 июня 2012 г.), от 18.07.2012 № 81 (с 1 августа 2012 г.), от 03.09.2012 № 95 (с 1 сентября 2012 г.) и от 27.12.2012 № 123 (с 1 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 19 июля 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 17.11.2006 № 1546 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь» на основании постановления Совета Министров РБ от 11.07.2012 № 635 утратило силу.
В Закон РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» на основании законов РБ от 13.07.2012 № 404-З (с 30 июля 2012 г.), от 10.07.2012 № 426-З (с 6 августа 2012 г.) и от 26.10.2012 № 434-З (с 1 декабря 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 25 августа 2012 г. постановление Минсельхозпрода РБ, Минтруда РБ, Минздрава РБ и Минобразования РБ от 03.11.2000 № 21/141/49/48 «Об утверждении Правил по охране труда при выполнении сельскохозяйственных работ несовершеннолетними учащимися» на основании постановления Минздрава РБ, Минобразования РБ, Минсельхозпрода РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 08.08.2012 № 51/90/122/95 утратило силу.
С 23 января 2013 г. постановление Минздрава РБ от 20.12.2007 № 176 «Об утверждении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов 13-2-2007 «Гигиеническая классификация условий труда» на основании постановления Минздрава РБ от 28.12.2012 № 211 утратило силу.
С 1 июня 2013 г. в приложение к постановлению Минтруда и соцзащиты РБ от 15.10.2010 № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 08.05.2013 № 37 внесены изменения и дополнения.
С 15 июля 2013 г. постановление Главного государственного санитарного врача РБ от 12.12.2003 № 165 «Об утверждении Инструкции 2.2.7.11-11-200-2003 «Гигиеническая оценка характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряженности труда» на основании постановления Минздрава РБ от 20.06.2013 № 48 утратило силу.
С 22 августа 2013 г. постановление Минтруда РБ от 02.02.1995 № 13 «Аб Спiсе работ, на якiх забараняецца прымяненне працы асоб маладзей васемнаццацi гадоў» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 27.06.2013 № 66 утратило силу.