


Материал помещен в архив
ОХРАНА ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Управление охраной труда в организациях малого предпринимательства имеет особенности, связанные со структурой управления таких организаций и их деятельностью.
![]() |
Справочно К субъектам малого предпринимательства относятся: • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; • микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; • малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно (часть первая ст.3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»). |
Так, структура управления организациями малого предпринимательства, как правило, однозвенная, то есть между руководителем организации и работниками имеется одно промежуточное звено в лице мастера, производителя работ или иного руководителя первичного трудового коллектива. Руководитель в большинстве случаев сам осуществляет прямое руководство непосредственными руководителями первичных трудовых коллективов и отдельными работниками.
В таких организациях минимален управленческий аппарат. Нередко штатное расписание формируется исходя из того, какое образование и опыт предшествующей работы имеет сам руководитель такой организации.
Если сам руководитель - специалист по осуществляемой деятельности и хорошо осведомлен в технологических вопросах, он подбирает заместителя по вопросам организации, снабжения, маркетинга, и в таких организациях нет должности главного инженера. И наоборот, если руководитель обладает данными, необходимыми для организации бизнеса, а специфика производственной деятельности ему недостаточно знакома, то в такой организации есть главный инженер, который занимается вопросами организации производства работ.
Аналогично на основании полученного образования и опыта предшествующей работы, а также способности освоить смежный или иной участок работы формируется и весьма компактный штат специалистов и других работников.
Поэтому и руководитель, и специалисты совмещают исполнение обязанностей, которые в более крупной организации исполняются несколькими функциональными работниками.
Нередко специалисты размещаются в одном или соседних офисных помещениях, в процессе работы тесно контактируют друг с другом и руководителем организации.
Руководитель организации, в свою очередь, довольно детально осведомлен о производственной деятельности организации. Поэтому отпадает необходимость в совещаниях, заседаниях, протоколах, письменных распоряжениях и др.
Введение должности специалиста по охране труда (создание службы охраны труда)
Многие руководители организаций малого предпринимательства работу по охране труда отожествляют только с работой специалиста по охране труда.
Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством (часть первая ст.20 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон об охране труда)).
![]() |
Справочно Услуги в области охраны труда (в объеме осуществления функций специалиста по охране труда) могут оказывать юридические лица (индивидуальные предприниматели) при соблюдении требований и условий, установленных Инструкцией порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 № 28. |
Должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности - свыше 200 человек. При численности работников в организации менее 100 или 200 человек соответственно наниматель может ввести должность специалиста по охране труда или возложить соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку (часть четвертая ст.20 Закона об охране труда).
Привлечение юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, целесообразно при:
• численности работников в организации производственной сферы менее 100 человек, в организациях других сфер деятельности - менее 200 человек;
• невозможности возложения исполнения обязанностей специалиста по охране труда на работника организации.
Сведения о юридических лицах (индивидуальных предпринимателях), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, содержатся в реестре, размещенном на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (http://www.mintrud.gov.by).
Функции службы охраны труда изложены в п.11 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98. Однако помимо перечисленных в данном пункте функций службы охраны труда (специалиста по охране труда) отдельные нормативные правовые акты предусматривают в том числе участие службы охраны труда (специалиста по охране труда) в других мероприятиях. В частности:
• служба охраны труда организации оказывает методическую помощь структурным подразделениям в разработке инструкций по охране труда, содействует обеспечению их необходимыми типовыми инструкциями по охране труда, другими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда (п.17 Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176);
• служба охраны труда оказывает методическую помощь в проведении паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда (часть вторая п.8 Инструкции по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.02.2004 № 11);
• работники службы охраны труда включаются в состав аттестационной комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда (п.4 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 (далее - Положение № 253));
• специалист по охране труда включается в состав комиссии по проведению общих технических осмотров зданий и сооружений (п.4.9 технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.04-208-2010 (02250) «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования») (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/252461/350124)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2017 г. вместо ТКП 45-1.04-208-2010 введен в действие ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования», утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2016 № 321. |
Служба охраны труда (специалист по охране труда) принимает участие и в других мероприятиях по обеспечению охраны труда в организации.
Нередко организации малого предпринимательства для исполнения непрофильных видов деятельности (в том числе по обеспечению охраны труда) прибегают к услугам соответствующих организаций или отдельных специалистов на различных условиях регулирования таких правоотношений.
![]() |
Справочно Термин «аутсорсинг» происходит от английского словосочетания «outsourcing (outer-source-using)», означающего «использование внешнего источника ресурсов». |
Как правило, передаваемые на аутсорсинг функции не являются основными (профильными) видами деятельности организации.
На аутсорсинг в большинстве случаев передаются определенные функции на основе длительного контракта (не менее 1 года).
Аутсорсинг целесообразно осуществлять в случае, если организация, оказывающая услуги в области охраны труда, способна обеспечить экономию ресурсов и (или) более высокий уровень услуг, в том числе за счет специализации, более дешевых трудовых ресурсов или эффекта масштаба.
![]() |
Справочно Более подробно об аутсорсинге услуг в области охраны труда см. здесь. |
Нанимателю требуется точно определить перечень функций, по которым необходимо оказание услуг специалистом по охране труда (иными словами - определить предмет будущего договора).
При заключении договора с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) на оказание услуг в области охраны труда необходимо конкретизировать не только перечень, но и объем услуг, а также их стоимость, сроки и порядок расчетов, санкции за нарушение условий договора.
Это позволит обеспечить эффективное сотрудничество между нанимателем и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), оказывающим услуги в области охраны труда, исключить возможные конфликты между ними, а также упростить процесс рассмотрения споров.
Необходимо также проверить, аккредитовано ли юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги в области охраны труда (включено ли в реестр о юридических лицах (индивидуальных предпринимателях), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда).
Кроме того, нанимателю необходимо оценить деловую и профессиональную репутацию данного юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Заключение договора с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) на исполнение обязанностей специалиста по охране труда возлагает на нанимателя новые обязанности.
С юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), которое(ый) будет выполнять работу по оказанию услуг, необходимо поддерживать связь, представлять требуемые для оказания услуг документы, а также следить за полнотой и качеством выполняемых им действий. Для этого нанимателю нужно назначить своего работника, который будет осуществлять то, что указано выше.
Осуществление указанного взаимодействия потребует затрат времени на составление документов о передаче по описи тех или иных сведений, документов, при этом возникает риск утечки конфиденциальной информации.
Кроме того, исполнителю необходимо составлять отчеты и акты по факту оказания услуг и их соответствия условиям заключенного договора. При некачественном оказании услуг по договору нанимателю необходимо предъявлять санкции, а также требовать в установленном порядке возмещения ущерба, нанесенного нанимателю из-за некачественного оказания услуг.
Следует дополнительно учитывать, что оказание услуг специалиста по охране труда не разовое мероприятие, а постоянно осуществляемая деятельность.
В этой связи нанимателю необходимо определиться, что будет более целесообразно - воспользоваться услугами сторонней организации или принять на работу работника по трудовому договору или контракту на какую-то часть ставки штатной единицы.
Перечень документов по охране труда
Перечень документов по охране труда, ведение которых обязательно для субъектов малого предпринимательства независимо от видов осуществляемой деятельности, установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.12.2011 № 140.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 октября 2015 г. постановление № 140 на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.10.2015 № 63 утратило силу. |
Указанный перечень не исчерпывающий и должен быть дополнен документами, ведение которых предусмотрено нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность субъекта малого предпринимательства.
К таким документам, в частности, относятся следующие локальные нормативные правовые акты:
1) система управления охраной труда в организации (СУОТ) (абзац 10 части второй ст.17 Закона об охране труда);
2) правила внутреннего трудового распорядка (часть первая ст.115 и п.1 ст.194 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК));
3) графики работы (сменности) (часть первая ст.115 и ст.194 ТК);
4) график трудовых отпусков (ст.168 и 194 ТК);
5) должностные инструкции, инструкции по охране труда, а также другие локальные нормативные правовые акты (ст.194 ТК);
6) перечень работ, на которых рабочий день может быть разделен на части (ст.127 ТК);
7) табели использования рабочего времени (ст.133 ТК);
8) перечень работ, на которых нельзя установить перерыв для отдыха и питания (часть третья ст.134 ТК);
9) виды работ, при выполнении которых предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (включаются в правила внутреннего трудового распорядка) (ст.135 ТК);
10) план мероприятий по охране труда (Инструкция о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2013 № 111);
11) план мероприятий по улучшению условий труда, составляемый по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда (п.12 Положения № 253);
12) сводные карты гигиенической оценки условий труда (п.78 Санитарных норм и правил «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2012 № 211);
13) план мероприятий по улучшению условий труда, составляемый по результатам комплексной гигиенической оценки условий труда работающих (п.464 Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 215).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2016 г. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.07.2016 № 85 утверждены новые Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов». Согласно п.123 новых норм по результатам комплексной гигиенической оценки условий труда работающих, характеризующихся как вредные и опасные, наниматель обязан разработать локальный нормативный правовой акт по улучшению условий труда работающих; |
14) положение о службе охраны труда (п.9 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98);
15) перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности (п.18 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (далее - Межотраслевые общие правила по охране труда));
16) перечень лиц, имеющих право выдачи наряда-допуска (часть вторая п.21 Межотраслевых общих правил по охране труда);
17) положение о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации (п.7 Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159 (далее - Типовая инструкция));
18) журнал ежедневного контроля за состоянием охраны труда на участке (п.19 и приложение 1 к Типовой инструкции);
19) журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда в цехе (п.23 и приложение 2 к Типовой инструкции);
20) акт по результатам ежеквартального контроля по каждому цеху, в котором указываются обнаруженные недостатки и меры по их устранению (п.30 Типовой инструкции);
21) приказ руководителя организации об установлении Дня охраны труда (часть первая п.31 Типовой инструкции);
22) программа Дня охраны труда (часть вторая п.31 Типовой инструкции);
23) приказ (распоряжение) руководителя организации (структурного подразделения) по итогам проведения Дня охраны труда (при необходимости) (часть четвертая п.31 Типовой инструкции);
24) копии отчетов по форме государственной статистической отчетности 1-т (травматизм) «Отчет о численности потерпевших при несчастных случаях на производстве», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.07.2011 № 200.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 июля 2016 г. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 13.06.2016 № 64 утверждена новая форма государственной статистической отчетности 1-т (травматизм) «Отчет о численности потерпевших при несчастных случаях на производстве». Форма вводится в действие начиная с отчета за 2016 г.; |
25) копии отчетов по форме государственной статистической отчетности 1-ф (гп) «Отчет о ходе выполнения государственной программы», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 05.07.2013 № 67/1;
26) копии отчетов по форме государственной статистической отчетности 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о выполнении мероприятий действующих республиканской, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.08.2011 № 239.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 апреля 2016 г. действуют форма государственной статистической отчетности 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям и охране труда» и Указания по заполнению данной формы, утвержденные постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.03.2016 № 16. Форма вводится в действие начиная с отчета за январь-июнь 2016 г. С 1 апреля 2018 г. в форму 4-охрана труда и в Указания по заполнению данной формы внесены изменения и дополнения на основании постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 18.07.2017 № 70; |
27) книга учета проверок (п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510»);
28) программа (инструкция) вводного инструктажа по охране труда (часть первая п.47 и приложение 7 к Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее - Инструкция № 175));
29) журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда и (или) личная карточка по охране труда (часть четвертая п.47 и приложение 8 к Инструкции № 175);
30) перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного и повторного инструктажа на рабочем месте (часть вторая п.55 Инструкции № 175);
31) программы инструктажа по охране труда на рабочем месте, инструкции по охране труда для профессий и видов работ (п.52 Инструкции № 175);
32) журнал регистрации инструктажа по охране труда и (или) личная карточка по охране труда (п.53 и приложения 4, 5 к Инструкции № 175);
33) личные карточки учета средств индивидуальной защиты (п.51 и приложение 2 к Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209);
34) перечень профессий и должностей работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работах, связанных с загрязнением, осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, дающих право на бесплатное обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами (подп.1.4 п.1 норм и порядка обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208);
35) копии направлений работодателя для проведения предварительного и периодического медицинских осмотров (пп.9 и 14 Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее - Инструкция № 47));
36) список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.16 и приложение 5 к Инструкции № 47);
37) график проведения периодических медицинских осмотров, составляемый организацией здравоохранения (п.19 Инструкции № 47);
38) список работников, подлежащих периодическому медосмотру (п.20 и приложение 6 к Инструкции № 47);
39) медицинская справка о состоянии здоровья лица, прошедшего предварительный, внеочередной медицинский осмотр, с указанием годности к работе в данной профессии в условиях воздействия факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса (пп.33, 35 и 36 Инструкции № 47);
40) акт периодического медицинского осмотра, составленный организацией здравоохранения (п.34 и приложение 7 к Инструкции № 47);
41) приказ о проведении паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда (п.8 Инструкции по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.02.2004 № 11 (далее - Инструкция № 11));
42) паспорта санитарно-технического состояния условий и охраны труда организации и ее структурных подразделений (с заполненными таблицами) (пп.3 и 11 Инструкции № 11);
43) карты аттестации рабочих мест по условиям труда (п.15 и приложение 5 к Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 (далее - Инструкция № 35));
44) протоколы инструментальных замеров уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды (п.8 и приложение 2 к Инструкции № 35);
45) протоколы количественных измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса (п.9 и приложение 3 к Инструкции № 35);
46) карты фотографии рабочего времени (п.13 и приложение 4 к Инструкции № 35);
47) перечень профессий и должностей работников, которым предоставляются оплачиваемые перерывы в работе по условиям труда на основании Санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59, и других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов;
48) документы, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Наличие приведенного перечня обязательных документов по охране труда проверяется при осуществлении:
• проверок за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, проводимых Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
• ведомственного контроля, проводимого республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами;
• общественного контроля, проводимого профессиональными союзами.
В целях сокращения объема документов по охране труда допускается совмещать проведение противопожарного инструктажа (вводного, первичного, повторного) с проведением инструктажа по охране труда при условии, что рассмотрение вопросов первичного противопожарного инструктажа предусмотрено программой инструктажа по охране труда в полном объеме.
Допускается регистрировать проведение противопожарного инструктажа в журналах регистрации инструктажей по охране труда (приложение 2 к Правилам пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3).
С неэлектротехническим персоналом, выполняющим работу, при которой может возникнуть опасность поражения электрическим током, также проводится вводный инструктаж по охране труда (в программу вводного инструктажа по охране труда включаются вопросы, связанные с опасностью поражения электрическим током и правилами оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током). Проведение данного инструктажа регистрируется в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда (отдельной регистрации проведения инструктажа по электробезопасности не требуется) (п.4.2.9 технического кодекса установившейся практики ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей») (утвержден и введен в действие постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 20.05.2009 № 16 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/229480/327011)).
![]() |
Справочно Вопросы по электробезопасности, включаемые в программу вводного инструктажа по охране труда, см. здесь. |
15.04.2015
Владимир Семич, инженер, член общественного объединения «Сообщество трудового права»