Пособие от 20.10.2017
Автор: Шкирман С.

Оплата труда: основы тарификации и регулирования


СОДЕРЖАНИЕ

 

Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, ЕТКС и ЕКСД

Правовое регулирование трудовых отношений нормативными актами Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь

Общеотраслевые рекомендации по оплате труда

Рекомендации отдельных министерств по оплате труда

 

Материал помещен в архив

 

ОПЛАТА ТРУДА: ОСНОВЫ ТАРИФИКАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

В пособии собраны важнейшие документы, устанавливающие основы организации оплаты труда в Республике Беларусь, порядок применения различных систем оплаты труда, содержащие рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) и совершенствованию используемых систем оплаты.

Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, ЕТКС и ЕКСД

* Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.03.2001 № 21 (далее - ЕТС; постановление № 21):

 

Разряды
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Коэффициенты
1,00
1,16
1,35
1,57
1,73
1,90
2,03
2,17
2,32
2,48
2,65
2,84

 

                           
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
3,04
3,25
3,48
3,72
3,98
4,26
4,56
4,88
5,22
5,59
5,98
6,40
6,85
7,33
7,84

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. действует тарифная сетка, установленная в п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 № 138.

 

* Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих обязателен для применения в организациях независимо от их организационно-правовых форм, в которых трудовые отношения основаны на трудовом договоре (контракте), и применяется в числе прочего для:

- тарификации труда;

- определения наименования профессии рабочего;

- присвоения рабочим разряда (часть вторая п.1).

Тарификация труда включает в себя тарификацию работ и тарификацию рабочих на основе ЕТКС (часть первая п.2).

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих включает в себя выпуски с установленными им кодами, наименованиями согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденному постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125 (далее - ОКПД) (п.4).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. вместо ОКПД действует Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33.

 

В приложении к указанному выше постановлению № 34 приведен перечень выпусков и входящих в них разделов ЕТКС.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 августа 2018 г. приложение к постановлению № 34 исключено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.06.2018 № 57.

 

* Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1.

Единый квалификационный справочник должностей служащих обязателен к применению в организациях независимо от их организационно-правовых форм, в которых трудовые отношения основаны на трудовом договоре (контракте), и применяется в числе прочего для определения наименований должностей служащих, установления дифференциации оплаты труда служащих, присвоения квалификационных категорий специалистам (часть вторая п.1).

Единый квалификационный справочник должностей служащих включает в себя выпуски с установленными им кодами, наименованиями согласно ОКПД и содержащимися в них квалификационными характеристиками должностей служащих, сгруппированными по видам экономической деятельности (часть первая п.3).

Правовое регулирование трудовых отношений нормативными актами Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь

* Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».

Контракт, заключенный с работником, должен предусматривать в числе прочего дополнительные меры стимулирования труда, в том числе:

- предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней;

- повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством) (подп.2.5 п.2).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2020 г. п.2 Декрета № 29 исключен Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1. Комментарий см. здесь.

 

* Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда».

Коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право самостоятельно принимать решения о применении ЕТС при определении условий оплаты труда работников.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. п.1 Указа № 181 исключен Указом Президента Республики Беларусь от 18.10.2019 № 386.

 

Установлено, что коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе без применения ЕТС, обязаны обеспечить:

- недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;

- установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход;

- соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде.

Также установлено, что тарифные ставки (оклады) работников коммерческих организаций повышаются нанимателями в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников».

Установлено, что в государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, повышение заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат) работников допускается только при условии соотношения роста производительности труда и заработной платы более 1,0 (абзац 2 части первой п.1).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в абзаце 2 части первой п.1 постановления № 744 слова «заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат)» заменены словами «размеров оплаты труда» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 50.

 

Собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности, в том числе организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, рекомендовано не допускать опережения роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников над ростом производительности труда (п.2).

Общеотраслевые рекомендации по оплате труда

* Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67 (далее - Рекомендации № 67).

Рекомендации № 67 разработаны в целях оказания методической помощи руководителям и специалистам коммерческих организаций при проведении ими работы по совершенствованию действующих и внедрению новых систем оплаты труда, в том числе без применения ЕТС, повышению тарифных ставок (окладов) работников во взаимосвязи с конечными результатами и эффективностью деятельности с учетом финансовых возможностей организации (п.1 Рекомендаций № 67).

Рекомендации носят межотраслевой характер и могут быть использованы коммерческими организациями независимо от формы собственности и видов экономической деятельности (п.2 Рекомендаций № 67).

* Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 104 (далее - Рекомендации № 104).

На основе сдельной и повременной форм оплаты труда для работников могут применяться прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная, аккордная, простая повременная и повременно-премиальная системы оплаты труда.

Кроме названных подробно рассмотрены следующие разновидности гибких систем оплаты труда на основе:

- тарифной сетки, разработанной в организации (с условным примером расчета, приведенным в приложении 1 к Рекомендациям № 104);

- комиссионной системы (с условным примером расчета, приведенным в приложении 2 к Рекомендациям № 104);

- «плавающих» окладов;

- грейдов (с условным примером расчета, приведенным в приложении 3 к Рекомендациям № 104).

* Рекомендации по применению коллективных систем оплаты труда работников коммерческих организаций, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.05.2012 № 56.

Изложены основные принципы и условия применения коллективных систем оплаты труда.

Установлено, что в организациях могут применяться следующие коллективные системы оплаты труда, учитывающие особенности функционирования различных трудовых коллективов:

- сдельно-премиальная;

- аккордная сдельная;

- косвенно-сдельная;

- повременно-премиальная.

* Рекомендации по построению систем оплаты труда на основе оценки сложности труда и грейдирования, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.02.2013 № 20 (далее - Рекомендации № 20).

Разработаны по результатам изучения зарубежного опыта построения систем оплаты труда в организациях на основе оценки сложности труда и грейдирования (п.1 Рекомендаций № 20).

Предназначены для оказания методической помощи коммерческим организациям всех форм собственности в разработке гибких систем оплаты труда (п.2 Рекомендаций № 20).

Система оплаты труда на основе оценки сложности труда и грейдирования может применяться для всех работников организации, для отдельных ее структурных подразделений или категорий работников (п.4 Рекомендаций № 20).

* Рекомендации по применению комиссионной системы оплаты труда работников коммерческих организаций, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.03.2014 № 17 (далее - Рекомендации № 17).

Комиссионная система оплаты труда может применяться для подразделений организации, различных категорий и профессионально-квалификационных групп работников, основные функции которых связаны с реализацией продукции, товаров (работ, услуг) (п.3 Рекомендаций № 17).

Предназначены для оказания методической помощи руководителям и специалистам коммерческих организаций всех форм собственности в применении комиссионной системы оплаты труда и могут быть использованы при разработке локальных нормативных правовых актов организации по применению комиссионной системы оплаты труда в коммерческих организациях (п.2 Рекомендаций № 17).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2020 г. постановления № 67, № 104, № 56, № 20 и № 17 на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.01.2020 № 11 утратили силу.

 

Рекомендации отдельных министерств по оплате труда

* Рекомендации об особенностях оплаты труда работников организаций, подразделений, основным видом деятельности которых является выращивание (производство и (или) переработка) сельскохозяйственной продукции, а также филиалов или иных обособленных подразделений других организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству и (или) переработке сельскохозяйственной продукции, утвержденные постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 30.11.2010 № 86.

Предусмотрено применение оплаты труда по нормативу от валового дохода или денежной выручки, по установленному прогрессивно возрастающему нормативу, по сдельно-премиальной или аккордно-премиальной системам оплаты труда.

* Рекомендации по оплате труда работников торговли и общественного питания, утвержденные постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 20.12.2010 № 41.

Могут применяться организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере торговли и общественного питания, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, если это предусмотрено учредительными документами, коллективными договорами, соглашениями и другими локальными нормативными актами (часть вторая п.1 данных Рекомендаций).

* Рекомендации о порядке оплаты труда работников организаций системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12.08.2011 № 19 (далее - Рекомендации № 19).

Рекомендации № 19, предназначенные для организаций системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, могут быть использованы иными организациями независимо от формы собственности и осуществляемых видов экономической деятельности, если это предусмотрено учредительными документами, коллективными договорами, соглашениями и другими локальными нормативными правовыми актами (пп.1 и 2 Рекомендаций № 19).

При формировании тарифных ставок (окладов) работников организаций жилищно-коммунального хозяйства, получающих субсидии из бюджета на возмещение разницы в ценах (тарифах) и (или) реализующих коммунальные услуги юридическим лицам по тарифам с учетом перекрестного субсидирования, с применением тарифной ставки первого разряда рекомендуется учитывать, что ее размер в организациях, а также средневзвешенный размер (при применении в них двух и/или более размеров тарифной ставки первого разряда) не должны превышать бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, утверждаемого в установленном порядке (п.3 Рекомендаций № 19).

 

20.10.2017

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»