


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ООО «ЭЛ»): Оптовик-посредник получил скидку от производителя (импортера). В товарно-транспортной накладной указана отпускная цена с учетом скидки и ссылка на протокол согласования цен. При реализации товара предприятию розничной торговли оптовик-посредник применил к отпускной цене, уменьшенной на размер скидки, оптовую надбавку.
Должен ли оптовик-посредник указывать в товарно-транспортной накладной на отгрузку товаров предприятию розничной торговли цену производителя или импортера? И если должен, то какую именно: отпускную цену со скидкой от производителя или импортера или отпускную цену, утвержденную прейскурантом? Как правильно сформировать розничные цены и сделать расчет цены в реестре розничных цен предприятию розничной торговли?
ОТВЕТ: Производители и импортеры имеют право предоставлять покупателям скидки с установленных ими отпускных цен. Порядок и условия предоставления скидок, сроки действия, их размеры определяются производителями и импортерами самостоятельно.
В изложенной в вопросе ситуации оптовик-посредник получил от производителя (импортера) скидку в зависимости от условий договора поставки.
При предоставлении производителями или импортерами скидок отпускные цены на товары, сниженные на размер предоставленной скидки, согласовываются с покупателем (в данной ситуации с оптовиком-посредником) в договоре на поставку товаров или протоколе согласования цен, на которые делается ссылка при заполнении товарно-транспортных накладных (форма ТТН-1) или формы ТН-2.
В договоре на поставку товаров целесообразно предусмотреть, что дальнейшая поставка товаров будет производиться оптовой организацией по указанной отпускной цене, уменьшенной на размер скидки, без взимания оптовой надбавки.
В графе 4 формы ТТН-1 указывается отпускная цена производителя или импортера, уменьшенная на размер предоставляемой скидки.
Согласно разъяснению Минфина РБ, МНС РБ и Минэкономики РБ от 15.05.2009 № 15-9/432/7-3-11/2418-1/12-01-09/2503 «О порядке применения постановления Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Министерства связи и информации от 13.04.2009 № 48/38/12» необходимая организациям-покупателям информация, связанная с формированием и применением отпускных цен, отражается в графах 9 и 11 «Примечание» накладных форм ТТН-1 и ТН-2 и указывается:
импортерами - номер и дата документа, подтверждающего уровень применяемых цен (протокол согласования цен, договор);
организациями оптовой торговли - отпускная цена единицы товара производителя или импортера и размер взимаемой оптовой надбавки (при поставке товаров через несколько посреднических звеньев - совокупная оптовая надбавка).
При этом размер предоставленной скидки с отпускных цен на товары, номер и дата документа, подтверждающего ее предоставление, в товарно-транспортных накладных ТТН-1, ТН-2 не указываются.
Если в договоре на поставку товаров между поставщиком и покупателем не оговорены условия о дальнейшей реализации товаров, то оптовик-посредник может применить оптовую надбавку на реализуемые товары.
Дальнейшая реализация оптовиком-посредником товаров, полученных на условиях предоставления скидки с отпускных цен, осуществляется по отпускным ценам, уменьшенным на размер скидки и оптовой надбавки, взимаемой к указанным отпускным ценам.
Оптовики-посредники взимают оптовые надбавки к отпускным ценам на социально значимые товары по установленному перечню в размерах, не превышающих установленные предельные торговые надбавки (с учетом оптовых надбавок); на остальные товары размер оптовой надбавки не ограничен.
При формировании розничных цен предприятия розничной торговли применяют торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам, уменьшенным на размер скидки (графа 4 ТТН-1), в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен, или с учетом конъюнктуры рынка, если на товары не установлено ценовое регулирование.
25.04.2012 г.
Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»
Ответ подготовлен по результатам интернет-интервью «Формирование цен в 2012 году»