


Материал помещен в архив
ОРГАНИЗАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Общие положения
Организатор - юридическое лицо, выполняющее от имени заказчика часть его функций по организации и проведению процедур государственных закупок (абзац 10 ст.1 Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон)).
Заказчик осуществляет государственные закупки самостоятельно либо с участием организатора в соответствии со ст.12 Закона (п.2 ст.11 Закона).
Организатор выполняет функции, переданные ему заказчиком, в соответствии с Законом и иными актами законодательства о государственных закупках (п.2 ст.12 Закона).
Организатор при централизации государственных закупок
Подпунктом 1.2 п.1 Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 576) регламентирован порядок определения организатора при централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, которые находятся в подчинении (входят в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 января 2014 г. нормы п.1 Указа № 576 перенесены в п.1 Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)». |
![]() |
Справочно Под централизацией государственных закупок понимается организация процедур закупок однородных товаров организатором для нужд нескольких заказчиков. |
Право государственного органа по определению полномочий организатора, в подчинении (составе, системе) которого находится этот организатор либо которому переданы в управление его акции (доля в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, предусмотрено подп.1.3 п.1 Указа № 576.
![]() |
Справочно На основании подп.1.3 п.1 Указа № 576, части второй подп.1.4 п.1 постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление № 778) Министерство торговли РБ своим постановлением от 10.01.2013 № 2 «О некоторых вопросах организации государственных закупок товаров» определило, что государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы» является организатором процедур государственных закупок, и утвердило Инструкцию о порядке взаимодействия заказчиков с государственным торгово-производственным объединением «Белресурсы» при проведении процедур государственных закупок товаров. От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 декабря 2016 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке взаимодействия заказчиков с государственным торгово-производственным объединением «Белресурсы» - управляющая компания холдинга «Белресурсы» при проведении процедур государственных закупок товаров (работ, услуг), утвержденной постановлением Госкомимущества РБ от 24.11.2016 № 24. |
Организатор при децентрализованных государственных закупках
Указом № 576 не регламентирован порядок проведения децентрализованных закупок, в т.ч. определения организатора при таких закупках.
Тем самым в законодательстве о государственных закупках отсутствует прямой запрет на определение организатора и его полномочий при децентрализованных закупках только государственным органом (организацией) для заказчиков, которые находятся в подчинении (входят в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление.
Иными словами, к данной ситуации применим «остаточный принцип» или «разрешено все, что прямо не запрещено».
![]() |
Справочно С учетом абзаца 10 ст.1, п.2 ст.11, п.2 ст.12 Закона, на основании решения участников общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС», письма Минэкономики РБ от 13.05.2013 № 30/32-849 (разъяснение на запрос общества) общество с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» является организатором государственных закупок, выполняет функции, переданные заказчиком, в соответствии с Законом и иными актами законодательства о государственных закупках. |
Таким образом, заказчик вправе привлечь организатора для осуществления части функций заказчика по организации и проведению процедуры государственной закупки (п.1 ст.12 Закона).
Оплата услуг организатора
Услуги организатора по организации и проведению процедур государственных закупок оплачивают:
• участники;
• или заказчик;
• или участник и заказчик (часть вторая подп.1.4 п.1 постановления № 778).
При этом порядок оплаты устанавливается:
• государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится организатор либо которому переданы в управление акции (доли в уставных фондах) организатора, находящиеся в государственной собственности;
• в рамках Закона, Указа № 576, постановления № 778 самостоятельно организатором при децентрализации госзакупок.
Плата за услуги определяется исходя из размера их экономически обоснованных затрат (при рентабельности не более 5 %).
Функции организатора по подготовке договора на государственную закупку
Существенные условия соответствующего договора, который заказчик будет заключать по итогам проведения процедуры государственной закупки, определяет исключительно заказчик, который и подписывает этот договор, а организатор, в свою очередь, может в рамках организации процедуры закупки сформировать условия договора, полученные от заказчика, с учетом специфики процедуры закупки, предмета закупки, требований законодательства к соответствующему виду договора, в проект соответствующего договора.
Вывод
Таким образом, не всякая организация может быть организатором, а только та, которая работает в рамках принятых решений с соблюдением требований Закона, Указа № 576, постановления № 778, а также в которой работают обладающие профессиональными навыками в области государственных закупок специалисты.
28.05.2013
Антон Богатко, юрист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» и общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская компания «МАиС», заместитель директора общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права»