Вопрос-ответ от 20.10.2015
Автор: Амельченя Ю.

Организатор процедур закупок в строительстве при проведении предварительного квалификационного отбора установил участникам требование в виде наличия опыта работы на определенной территории (местности). Правомерно ли такое требование?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВОПРОС: Организатор процедур закупок в строительстве при проведении предварительного квалификационного отбора установил участникам требование в виде наличия опыта работы на определенной территории (местности).

Правомерно ли такое требование?

 

ОТВЕТ: Правомерно, но требуется соответствующее обоснование организатором необходимости такого требования.

При проведении подрядных торгов и торгов на закупку товаров при строительстве обязателен предварительный квалификационный отбор участников (п.17 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88; далее - Положение № 88).

В зависимости от предмета заказа организатором устанавливаются перечень показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, а также критерии и методика оценки квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в подрядных торгах (п.18 Положения № 88).

Перечень установленных Положением № 88 показателей носит открытый характер при размещении:

• заказов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ;

• заказов на строительство объектов, выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ;

• заказов на закупку товаров при строительстве объектов;

• заказов на оказание инженерных услуг.

Это позволяет организатору устанавливать иные показатели, которые имеют для него значение.

В этой связи Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь отмечает, что конкретные административно-территориальные требования, а также временные требования к участникам процедуры закупки, содержащиеся в формулировках показателей предварительного квалификационного отбора, не могут являться объективными критериями, которые определяют возможность участников процедуры закупки выполнить предмет заказа с технической точки зрения.

Кроме того, подобные показатели, критерии и методика их оценки могут быть установлены организатором процедуры закупки только с соответствующим обоснованием данной необходимости с учетом специфики предмета заказа (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.07.2015 № 02-3-05/7183 «О разъяснении практики применения НПА и ТНПА»).

Тем самым при установлении не предусмотренных Положением № 88 показателей следует учитывать, что в условиях обеспечения добросовестной конкуренции требуется соответствующее обоснование организатором необходимости показателей именно в таких формулировках (наличие опыта работы на определенной территории (местности)), и, следовательно, ответственность за содержание документации для предварительного квалификационного отбора возлагается только на организатора.

 

20.10.2015

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»