Вопрос-ответ от 03.09.2012
Автор: Шкирман С.

Организация (автошкола) оказывает услуги по подготовке водителей категории «В». Стоимость топлива, израсходованного в процессе проведения практических занятий по обучению управлению транспортным средством, оплачивается (возмещается) учащимися отдельно от платы за обучение в автошколе. Подлежит ли стоимость этого топлива включению в плановую калькуляцию себестоимости оказываемых услуг?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Организация (автошкола) оказывает услуги по подготовке водителей категории «В». Стоимость топлива, израсходованного в процессе проведения практических занятий по обучению управлению транспортным средством, оплачивается (возмещается) учащимися отдельно от платы за обучение в автошколе.

Подлежит ли стоимость этого топлива включению в плановую калькуляцию себестоимости оказываемых услуг?

 

ОТВЕТ: При осуществлении расчетов за автомобильное топливо, расходуемое в процессе обучения управлению транспортным средством, автошколы обязаны руководствоваться Инструкцией о порядке оплаты и учета расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 06.06.2007 № 34 (далее - Инструкция № 34).

Оплата расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством (далее - МТС), осуществляется заказчиком (т.е. учащимся) до начала занятий путем внесения предоплаты. Предоплата производится наличными денежными средствами в кассу учебной организации (автошколы) либо путем перечисления на ее расчетный счет (п.3 Инструкции № 34).

Размер предоплаты устанавливается исходя из расчетного расхода автомобильного топлива, используемого на проведение полного курса практических занятий по управлению МТС по соответствующей программе подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей МТС (далее - расчетный расход автомобильного топлива) и стоимости автомобильного топлива соответствующей марки на момент подписания договора (п.5 Инструкции № 34).

Расчетный расход автомобильного топлива определяется на основании расчетной нормы пробега учебного транспортного средства согласно приложению 1 к Инструкции № 34 и установленной нормы расхода топлива на конкретную марку и модель (модификацию) учебного транспортного средства.

Норма расхода топлива на конкретную марку и модель (модификацию) учебного транспортного средства определяется учебной организацией в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (п.6 Инструкции № 34).

По окончании полного курса обучения автошкола производит перерасчет оплаты расхода автомобильного топлива по его фактическому расходу, а также с учетом изменений стоимости автомобильного топлива за период обучения.

Фактический расход автомобильного топлива определяется по данным путевых листов учебного транспортного средства, оформляемых в соответствии с требованиями постановления Минтранса РБ от 05.06.2001 № 12 «Об утверждении формы 9 путевого листа учебного автомобиля (автобуса) и Инструкции по заполнению и обработке путевых листов учебных автомобилей (автобусов)».

Учет фактического расхода автомобильного топлива ведется по каждому учащемуся в сводной ведомости по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 34 (п.7 Инструкции № 34).

В случае превышения расчетного расхода автомобильного топлива над фактическим расходом, произошедшим при обучении, учебная организация в 5-дневный срок возвращает разницу в стоимости расхода автомобильного топлива заказчику.

При превышении фактического расхода автомобильного топлива, использованного при обучении, над расчетным расходом, а также при увеличении цены автомобильного топлива за период обучения управлению МТС заказчик (учащийся) в 5-дневный срок производит доплату стоимости автомобильного топлива (п.8 Инструкции № 34).

Таким образом, расходы автошколы на приобретение автомобильного топлива в части, приходящейся на пробег, необходимый для проведения полного курса практического обучения управлению МТС, в формируемый тариф на услуги по подготовке водителей не включаются, а оплачиваются (возмещаются) учащимися отдельно. При этом должен быть налажен соответствующий учет стоимости израсходованного топлива по каждому учащемуся.

Вместе с тем в себестоимость оказываемых услуг и в формируемый тариф в составе общехозяйственных расходов включается расход топлива в части, приходящейся на нулевой пробег.

Нулевой пробег учебного транспортного средства - это пробег указанного автомобиля под управлением мастера производственного обучения вождению МТС без нахождения в нем учащегося при следовании к установленному месту начала проведения практических занятий по вождению МТС (началу учебного маршрута), автодрому, стоянке автомобилей, заправке на автозаправочной станции и обратно на учебный маршрут, автодром.

Стоимость топлива, израсходованного на нулевой пробег, учащимися отдельно не оплачивается и относится учебной организацией на себестоимость услуг по обучению управлению МТС в составе общехозяйственных расходов (часть первая п.9 Инструкции № 34).

Нулевой пробег определяется по данным путевых листов путем вычитания из общего пробега учебных автомобилей пробега, связанного с проведением практических занятий по обучению вождению МТС (на основании данных сводных ведомостей, которые ведутся по каждому учащемуся).

 

03.09.2012 г.

 

Сергей Шкирман, экономист