


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Организация ликвидирует свой филиал.
Обязательно ли проведение инвентаризации при ликвидации филиала?
ОТВЕТ: Необязательно, но могут быть исключения.
Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета (п.1 ст.13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее - Закон).
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:
• при реорганизации или ликвидации организации;
• перед составлением годовой отчетности;
• при смене материально ответственных лиц;
• при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
• при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (п.2 ст.13 Закона).
Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков - Национальным банком Республики Беларусь) (п.3 ст.13 Закона).
Такой порядок установлен в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Инвентаризация проводится:
• обязательно в случаях, установленных Законом;
• по решению руководителя организации;
• по решению контролирующих (надзорных) органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки в порядке, установленном законодательством;
• при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);
• в иных случаях, установленных законодательством (п.4 Инструкции № 180).
Таким образом, при ликвидации филиала проведение инвентаризации необязательно (обязательно при ликвидации организации).
В то же время проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц (при ликвидации филиала вероятна их смена) и по решению руководителя организации.
При ликвидации филиала целесообразно по решению руководителя организации провести инвентаризацию всех активов и обязательств для обеспечения достоверности данных при передаче активов и обязательств и составлении первичного учетного документа для передачи.
Стоит отметить, что п.4 ст.9 Закона предусмотрено, что учетная политика организации включает в себя среди прочего порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
В учетной политике можно закрепить вопросы проведения инвентаризации, по которым в законодательстве отсутствует четкая регламентация.
Таким образом, порядок проведения инвентаризации при ликвидации филиала можно закрепить в учетной политике организации.
09.11.2015
Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»