Вопрос-ответ от 09.11.2015
Автор: Раковец В.

Организация ликвидирует свой филиал. Обязательно ли проведение инвентаризации при ликвидации филиала?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВОПРОС: Организация ликвидирует свой филиал.

Обязательно ли проведение инвентаризации при ликвидации филиала?

 

ОТВЕТ: Необязательно, но могут быть исключения.

Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета (п.1 ст.13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее - Закон).

Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:

• при реорганизации или ликвидации организации;

• перед составлением годовой отчетности;

• при смене материально ответственных лиц;

• при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

• при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (п.2 ст.13 Закона).

Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков - Национальным банком Республики Беларусь) (п.3 ст.13 Закона).

Такой порядок установлен в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).

Инвентаризация проводится:

• обязательно в случаях, установленных Законом;

• по решению руководителя организации;

• по решению контролирующих (надзорных) органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки в порядке, установленном законодательством;

• при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);

• в иных случаях, установленных законодательством (п.4 Инструкции № 180).

Таким образом, при ликвидации филиала проведение инвентаризации необязательно (обязательно при ликвидации организации).

В то же время проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц (при ликвидации филиала вероятна их смена) и по решению руководителя организации.

При ликвидации филиала целесообразно по решению руководителя организации провести инвентаризацию всех активов и обязательств для обеспечения достоверности данных при передаче активов и обязательств и составлении первичного учетного документа для передачи.

Стоит отметить, что п.4 ст.9 Закона предусмотрено, что учетная политика организации включает в себя среди прочего порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

В учетной политике можно закрепить вопросы проведения инвентаризации, по которым в законодательстве отсутствует четкая регламентация.

Таким образом, порядок проведения инвентаризации при ликвидации филиала можно закрепить в учетной политике организации.

 

09.11.2015

 

Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»