Вопрос-ответ от 30.05.2018
Автор: Статкевич В.

Организация производит реконструкцию арендованного помещения (увеличение площади здания). Арендодатель дал согласие на реконструкцию при условии переноса (демонтаж и монтаж) за счет арендатора оборудования арендодателя, находящегося на площадях здания, подлежащего реконструкции. Формируют ли расходы, связанные с переносом оборудования арендодателя, первоначальную стоимость основного средства у арендатора?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВОПРОС (ООО «МЛ»): Организация производит реконструкцию арендованного помещения (увеличение площади здания). Арендодатель дал согласие на реконструкцию при условии переноса (демонтаж и монтаж) за счет арендатора оборудования арендодателя, находящегося на площадях здания, подлежащего реконструкции.

Формируют ли расходы, связанные с переносом оборудования арендодателя, первоначальную стоимость основного средства у арендатора?

 

ОТВЕТ: Да, формируют при условии, что арендатор сможет выступить заказчиком в строительной деятельности и согласно п.3 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10 (далее - Инструкция № 10), формировать учетную стоимость объекта строительства.

Затраты, понесенные заказчиком, застройщиком при строительстве, в бухгалтерском учете подразделяются на затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, и затраты, не увеличивающие стоимость объекта учета (п.4 Инструкции № 10).

Затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, подразделяются на затраты, предусматриваемые и не предусматриваемые сводным сметным расчетом стоимости строительства (далее - сводный сметный расчет).

К затратам, предусматриваемым сводным сметным расчетом, относятся затраты, включаемые в установленном порядке в сводный сметный расчет (п.5 Инструкции № 10).

Порядок составления сметной документации, в состав которой входит в том числе сводный сметный расчет, определен Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 (далее - Инструкция № 51). Инструкция № 51 обязательна для применения при составлении сметной документации на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки (п.2 Инструкции № 51).

Вместе с тем, ввиду отсутствия специального нормативного правового акта, устанавливающего порядок составления сметной документации при иных («небюджетных») источниках финансирования, положения Инструкции № 51 в части структуры расходов (затрат), включаемых в сводный сметный расчет, а также в части состава сметной документации используются при составлении сметной документации, в том числе сводного сметного расчета, всеми организациями.

Целью разработки сметной документации является определение размера средств, необходимых для финансирования строительства объекта (возведения, реконструкции, благоустройства и т. п.) (п.2 Инструкции № 51).

Это подразумевает, что при составлении сметной документации проектировщик должен максимально учесть все затраты, необходимые для выполнения работ по реконструкции объекта, в том числе работ по демонтажу и повторному монтажу существующих объектов.

При использовании оборудования, которое относится к основным средствам и намечается к демонтажу и переносу в пределах реконструируемого (ремонтируемого, реставрируемого) объекта, в локальных сметах (локальных сметных расчетах) предусматриваются только средства на демонтаж и повторный монтаж этого оборудования. Его стоимость, определяемая исходя из стоимости в составе основных средств в текущих ценах, указывается в исходных данных заказчика на разработку проектной документации и показывается за итогом сметы справочно (п.13 Инструкции № 51).

На основании вышеизложенного расходы на демонтаж и повторный монтаж оборудования, которое учитывалось организацией в составе основных средств, согласно п.5 Инструкции № 10 будут являться затратами, предусмотренными сводным сметным расчетом и относимыми на увеличение стоимости объекта строительства.

Следовательно, расходы по демонтажу и повторному монтажу такого оборудования (объектов основных средств), производимые в пределах реконструируемого объекта и включенные в сводный сметный расчет, отражаются заказчиком (застройщиком) на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Стоимость самого переносимого оборудования (объектов основных средств) учетную стоимость объекта строительства не увеличивает, то есть списание стоимости непосредственно самого объекта основных средств со счета 01 «Основные средства» на счет 08 не производится.

Однако в рассматриваемой ситуации также рекомендуется обратить внимание на следующее.

Согласно п.3 Инструкции № 10 бухгалтерский учет затрат на строительство осуществляется заказчиком, застройщиком.

Возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются в установленном порядке на основе утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка является обязательной, и проектной документации, в том числе сметы (сметной документации) (ст.51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», далее - Закон № 300-З).

Проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации, состав, порядок подготовки и выдачи которой устанавливаются с учетом требований законодательных актов Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (ст.21 Закона № 300-З).

В соответствии с Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223, Законом № 300-З, иными нормативными правовыми актами, а также с учетом сложившейся правоприменительной практики, у арендатора, не являющегося собственником объекта недвижимости, отсутствует возможность получения разрешительной документации на строительство (реконструкцию) арендованного объекта и, как следствие, будут отсутствовать правовые основания для выполнения строительных, монтажных и иных специальных работ по реконструкции на арендованном объекте.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. Положение № 223 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 785.

 

Иными словами, арендатор не сможет являться заказчиком (застройщиком) в строительной деятельности.

В такой ситуации у арендатора будут отсутствовать правовые основания для отражения на счете 08 как затрат по арендной плате за открытую асфальтированную площадку, так и каких-либо иных затрат, которые относятся на увеличение стоимости объекта строительства заказчиком (застройщиком) в строительной деятельности (п.3 Инструкции № 10).

Субъектами хозяйствования, которые не являются собственниками объектов и у которых такие объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора с письменного согласия собственника таких объектов, могут выполняться лишь работы по капитальному ремонту либо технической модернизации (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

При этом для целей этого Декрета под технической модернизацией понимают замену (установку нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций.

Указанные в вопросе работы по реконструкции не являются работами по капитальному ремонту и (или) технической модернизации.

Соответственно, осуществлять функции заказчика (застройщика) по реконструкции такого объекта и вести бухгалтерский учет затрат по такой реконструкции скорее всего сможет лишь собственник такого объекта.

 

30.05.2018

 

Виктор Статкевич, аудитор

 

Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Бухгалтерский учет в строительных организациях»