Вопрос-ответ от 02.07.2013
Автор: Шелкович Е.

Организация реализует матрасы, одеяла, подушки, наматрасники, постельное белье. Товар поступает в продажу в герметичной заводской упаковке. Поскольку названные товары не входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 № 778, потребитель вправе их вернуть. Может ли покупатель отказаться от такого товара надлежащего качества, если упаковка уже была им вскрыта и повреждена?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Организация реализует матрасы, одеяла, подушки, наматрасники, постельное белье. Товар поступает в продажу в герметичной заводской упаковке. Поскольку названные товары не входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 14.06.2002 № 778 (далее - Перечень), потребитель вправе их вернуть.

Может ли покупатель отказаться от такого товара надлежащего качества, если упаковка уже была им вскрыта и повреждена?

 

ОТВЕТ: Нет, не может.

Согласно ст.28 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон), регулирующей вопросы возврата и обмена товаров надлежащего качества, потребитель вправе возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар в течение 14 дней, если соблюдены следующие условия:

• товар не был в употреблении;

• сохранены потребительские свойства товара;

• товар не входит в Перечень.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 июля 2020 г. следует руководствоваться Перечнем с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 15.04.2020 № 232. Комментарий см. здесь.

 

Исходя из норм названной статьи и сути договора, продавец выступает в данном соглашении добросовестной стороной и, следовательно, при расторжении такого договора не должен нести убытки.

Предполагается, что доброкачественный товар, возвращенный потребителем по причине, что он не подошел по размеру, форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации, продавец впоследствии реализует другому потребителю. При этом он должен соблюдать все правила торговли. В частности, п.25 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384, установлено, что продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества в таре и (или) упаковке.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июля 2014 г. постановление № 384 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 утратило силу. В соответствии с п.26 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением № 703, продавец обязан передать покупателю товары надлежащего качества в потребительской упаковке, за исключением товаров, которые по своему характеру не требуют упаковки, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности с относящимися к товарам документами и принадлежностями.

 

Справочно

Потребительская упаковка - упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю (абзац 9 ст.2 технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011)).

 

Кроме того, п.1 ст.11 Закона обязывает продавца передать потребителю товар, соответствующий обязательным требованиям к качеству, если законодательством такие требования предусмотрены. При отсутствии в законодательстве и (или) договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Под качеством же товара ст.1 Закона понимает совокупность свойств и характеристик товара, относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 декабря 2018 г. в п.1 ст.11 и ст.1 Закона внесены изменения Законом РБ от 13.06.2018 № 111-З. Качество товара (работы, услуги) - совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), определяющих соответствие товара (работы, услуги) установленным и (или) обычно предъявляемым к товару (работе, услуге) такого рода требованиям (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.).

 

Следовательно, целостность упаковки - это одно из требований к качеству товара, которое продавец должен соблюсти при продаже его другому потребителю, а, значит, при реализации своего права на обмен или возврат качественного товара потребитель должен вернуть его в том же состоянии, в котором приобретал, т.е. в неповрежденной упаковке.

 

02.07.2013

 

Елена Шелкович, консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь