


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Организация убыточна.
Может ли работникам выплачиваться материальная помощь при уходе в отпуск?
ОТВЕТ: Нет.
В случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части - при предоставлении наибольшей части отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст.182 Трудового кодекса РБ).
Виды единовременных выплат, которые могут производиться работнику, перечислены в подп.11.5 п.11 примерной формы трудового договора, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 27.12.1999 № 155. Это либо единовременная выплата на оздоровление, либо материальная помощь в зависимости от того, какая из этих выплат предусмотрена коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
В письме МНС РБ от 01.10.2013 № 2-2-10/2186 «О затратах, учитываемых при налогообложении» дано разъяснение, что единовременная выплата на оздоровление в размере, предусмотренном в коллективном договоре, при предоставлении работнику трудового отпуска является обязательной и, следовательно, включается в состав затрат, учитываемых при налогообложении. При этом суммы материальной помощи, выплачиваемые к отпуску в порядке, отличном от предусмотренного ст.182 Трудового кодекса РБ, в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, не включаются.
Таким образом, с учетом разъяснения Министерства по налогам и сборам РБ, полагаем, что материальная помощь, выплачиваемая работнику при его уходе в отпуск, в соответствии с условиями коллективного договора может производиться только при наличии источников для ее выплаты, т.е. прибыли.
27.12.2013
Елена Секержицкая, заместитель начальника управления развития мотивационного потенциала заработной платы в реальном секторе экономики Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь