Вопрос-ответ от 31.08.2015
Автор: Шкирман С.

Организация выполняет работы по ремонту и техническому обслуживанию легковых транспортных средств (в том числе по замене моторного масла) и нередко использует для этого свое масло. Включается ли стоимость приобретенного организацией моторного масла в стоимость выполненных работ по техобслуживанию автомобилей или реализация этого масла является отдельным видом деятельности? Необходимо ли работы по замене моторного масла отражать в журнале регистрации заказов?


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ВОПРОС: Организация выполняет работы по ремонту и техническому обслуживанию легковых транспортных средств (в том числе по замене моторного масла), принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам. При этом нередко заказчик работ масло не предоставляет, в связи с чем организация использует для техобслуживания свое масло.

1. Включается ли стоимость приобретенного организацией моторного масла в стоимость выполненных работ по техобслуживанию автомобилей или реализация этого масла является отдельным видом деятельности?

2. Необходимо ли работы по замене моторного масла отражать в журнале регистрации заказов?

 

ОТВЕТ: Стоимость моторного масла в стоимость выполненных работ не включается, а отражается отдельной суммой.

Выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию легковых транспортных средств (в том числе по замене моторного масла) относится к бытовым услугам (глава 15 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590; далее - Правила).

Материал исполнителя, используемый при оказании бытовой услуги, оплачивается потребителем при оформлении заказа полностью или в размере, определенном соглашением между исполнителем и потребителем, с условием окончательного расчета при приемке потребителем оказанной бытовой услуги (п.18 Правил).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2018 г. в п.18 Правил внесено дополнение на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2018 № 515: порядок учета материалов, используемых при оказании бытовых услуг, за исключением услуг по химической чистке, окраске и (или) интенсификации цвета изделий, в области производства ювелирных изделий и аналогичной продукции, по ремонту ювелирных изделий, техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств, определяется исполнителем самостоятельно.

 

В документе, подтверждающем факт оказания бытовой услуги по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств, в числе обязательных сведений должны быть отражены:

• перечень выполненных исполнителем работ с указанием их нормо-часа и (или) стоимости;

• перечень использованных исполнителем компонентов и технических жидкостей, оплачиваемых потребителем, и их стоимость;

• окончательная стоимость работ, компонентов и технических жидкостей (п.104 Правил).

Таким образом, стоимость моторного масла (иных материалов, технических жидкостей, запасных частей), израсходованного при техническом обслуживании автомобиля, должна быть выделена в документе, подтверждающем факт оказания бытовой услуги, отдельной суммой.

Реализация использованных при этом материалов, технических жидкостей, запасных частей является торгово-закупочной деятельностью:

• оптовой торговлей - если потребителем является субъект хозяйствования;

• розничной торговлей - если потребителем является физическое лицо (население).

2. Все заказы подлежат регистрации исполнителем в журнале или электронной базе данных регистрации заказов.

В части второй п.93 Правил закреплено, что все заказы подлежат регистрации исполнителем в журнале или электронной базе данных регистрации заказов с указанием следующих сведений:

• фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), места жительства потребителя;

• марки, модели, года выпуска, регистрационного знака (при наличии), пробега (при наличии), номера кузова (код VIN) механического транспортного средства;

• перечня работ, которые просит произвести потребитель;

• даты оформления заказа и планируемого срока оказания услуги (выполнения работы);

• информации, связанной со спецификой оказываемой услуги (выполняемой работы) (при необходимости).

Допускается лишь (при условии соблюдения установленного порядка расчетного и (или) кассового обслуживания) по некоторым видам услуг не выдавать документ, подтверждающий факт их оказания, если такие услуги оказаны в присутствии потребителя (например, шиномонтажные и шиноремонтные, уборочно-моечные, полировочные, смазочно-заправочные, регулировочные, диагностические услуги, а также техническая помощь на дороге и услуги, выполняемые передвижными комплексами сервисного обслуживания) и потребитель данный документ не потребовал (п.92 Правил).

Сведения, регистрируемые исполнителем в журнале или электронной базе данных регистрации заказов, и документы, подтверждающие факт оказания бытовой услуги, хранятся исполнителем в течение 2 лет с даты приемки потребителем оказанных бытовых услуг (выполненных работ) (часть третья п.93 Правил).

 

31.08.2015

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»