


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ИООО «ОК»): Организация занимается оптово-розничной торговлей. В г.Минске арендует 2 площадки, на которых осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами производства. На одной площадке находятся торгово-складские и офисные помещения, на второй - торгово-складские помещения.
В соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85, в организации образуются:
• отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (9120400);
• люминесцентные трубки отработанные (3532604);
• отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (1870601);
• отходы упаковочного картона незагрязненные (1870605);
• полиэтилен (пленка, обрезки) (5712016);
• батареи (элементы питания), различных моделей отработанные (3534500);
• стеклобой бесцветный тарный (3140801);
• пластмассовая упаковка (5711800);
• пластмассовая тара из-под парфюмерно-косметических средств (5711900);
• уличный и дворовый смет (9120500).
Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, уличный и дворовый смет передаются на безвозмездной основе в собственность арендодателей.
Можно ли отнести все вышеперечисленные отходы производства к коммунальным и соответственно использовать упрощенный механизм обращения с коммунальными отходами производства?
Необходимо ли:
• разрабатывать нормативы образования отходов производства;
• получать разрешения на захоронение отходов;
• оформлять сопроводительные паспорта перевозки отходов производства?
Достаточно ли ведение 2 книг учета отходов ПОД-9 (по одной на каждой арендуемой площадке) и одной книги общего учета отходов ПОД-10?
Необходимо ли представлять форму государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства»?
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 августа 2014 г. постановление Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33, утверждающее книги по формам ПОД-9 и ПОД-10, на основании постановления Минприроды РБ от 20.06.2014 № 27 утратило силу. С 1 июня 2014 г. введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденный постановлением Минприроды РБ от 03.03.2014 № 2-Т. |
ОТВЕТ: К коммунальным отходам относятся в т.ч. отходы торговой и хозяйственно-экономической деятельности, образующиеся в закрытых и открытых рынках, базарах, киосках, универмагах, торговых центрах, маркетах, продовольственных, промтоварных и книжных магазинах, других предприятиях торговли, зданиях и площадях хозяйствующих субъектов (без технологических производств) (п.3 перечня коммунальных отходов, утвержденного постановлением Минжилкомхоза РБ от 30.11.2001 № 21).
Поскольку организация занимается оптово-розничной торговлей и отходы производства образуются в торгово-складских и офисных помещениях, полагаем, что согласно указанному перечню образующиеся отходы можно отнести к коммунальным. Таким образом, полагаем, можно воспользоваться предусмотренным упрощенным порядком обращения с отходами производства, относящимися к коммунальным.
Нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, и утверждаются производителями этих отходов (п.1 ст.33 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З)). Таким образом, не предусмотрено исключений при обращении с отходами в рамках арендных взаимоотношений или для отходов производства, относящихся к коммунальным.
В случаях аренды (безвозмездного пользования) зданий, сооружений и (или) иных объектов разрешение получает собственник передаваемого в аренду (безвозмездное пользование) здания, сооружения и (или) иного объекта, если иное не предусмотрено договором аренды (безвозмездного пользования) (часть вторая п.2 Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104).
Если в договоре аренды не оговорены иные условия и порядок получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства, то такое разрешение получает арендодатель.
Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, за исключением перевозки на захоронение (в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг) отходов производства, относящихся к коммунальным отходам, вывоз которых осуществляется предприятиями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам (п.2 ст.26 Закона № 271-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2015 г. следует руководствоваться п.2 ст.26 Закона № 271-З в редакции Закона РБ от 15.07.2015 № 288-З. |
Сопроводительный паспорт перевозки отходов производства оформляется собственником перевозимых отходов производства и должен содержать определенные сведения согласно его форме и Инструкции о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2018 г. форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства изложена в новой редакции постановлением Минприроды РБ от 28.02.2018 № 3. |
Таким образом, в данной ситуации организации не требуется оформлять сопроводительные паспорта перевозки отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, уличного и дворового смета.
Книга учета отходов по форме ПОД-9 применяется для ведения учета отходов производства в местах их образования (поступления) (п.41 Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33 (далее - Инструкция № 33)), т.е. возможно ведение 2 книг на каждой площадке, при этом в них должны быть предусмотрены отдельные страницы для каждого из образующихся видов отходов, учет которых осуществляется организацией.
Книга общего учета отходов по форме ПОД-10 используется для ведения учета образования и поступления отходов в целом от всех источников образования отходов производства в организации и поступления отходов от других организаций (п.46 Инструкции № 33), т.е. для одного юридического лица - собственника отходов производства предусмотрено ведение одной книги общего учета отходов по форме ПОД-10.
Заполнение формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» распространяется на юридических лиц, обособленные подразделения юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с обращением с отходами производства, кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона, отходы упаковки, отработанные люминесцентные трубки, отработанные ртутные лампы, при общем объеме таких отходов 50 т и менее в год (п.2 постановления Белстата от 29.09.2011 № 277). Поскольку организация осуществляет обращение в т.ч. с батареями (элементами питания) различных моделей, отработанными, уличным и дворовым сметом, требуется представление формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 октября 2013 г. взамен постановления № 277 следует применять постановление Белстата от 19.09.2013 № 208 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению». |
24.06.2013
Сергей Юрча, главный специалист государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Обращение с отходами»