Материал помещен в архив
Основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий
Порядок постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий определен в главе 7 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК).
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определен в ст.36 ЖК.
Следует отметить, что для принятия гражданина на учет достаточно наличия одного из оснований, перечисленных в ст.36 ЖК, при этом большинство из этих оснований не связано с обеспеченностью общей площадью на одного члена семьи (15 м2, г. Минск - 10 м2).
Рассмотрим подробно данные основания.
Основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий
1. Подпункт 1.1 п.1 ст.36 ЖК.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не имеющие в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы)), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, - по месту пребывания. При принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске либо населенных пунктах Минского района учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилые помещения, расположенные в г. Минске и населенных пунктах Минского района.
![]() |
Справочно Населенный пункт - компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, наименование и установленные в соответствующем порядке границы (абзац 6 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь»). |
При этом под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых этими гражданами:
• по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда соответствующего вида;
• в качестве членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, имеющих право владения и пользования жилым помещением наравне с собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков;
• по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством.
Таким образом, указанное основание применяется в отношении:
1) граждан без определенного места жительства.
Регистрация граждан без определенного места жительства по месту пребывания осуществляется путем внесения сведений о них в книгу регистрации лиц без определенного места жительства по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства, а в случае отсутствия такого пункта - в месте, определенном соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня (п.35 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413;
2) граждан - по месту работы (службы), работающих (проходящих службу) в государственных органах, структурных подразделениях государственных органов, расположенных в другой местности, других организациях, их филиалах, представительствах (в том числе по совместительству), которые расположены не в населенном пункте по месту жительства гражданина (п.2 ст.38 ЖК).
Документами, подтверждающими нуждаемость по указанному основанию, являются:
• справка (справки) о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи по форме, установленной в приложении 2 к постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 25.11.2019 № 23, выдаваемая организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или организацией, предоставившей жилое помещение, или районным, городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским Советом депутатов (исполкомом).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2024 г. приложение 2 к постановлению № 23 исключено постановлением Минжилкомхоза от 20.05.2024 № 5. Следует руководствоваться приложением 1 к постановлению Минжилкомхоза от 21.12.2005 № 58 в ред. постановления № 5; |
• справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (при подаче заявления в г. Минске либо населенных пунктах Минского района - о находящихся в собственности гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещениях в г. Минске и населенных пунктах Минского района), выдаваемые территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
![]() |
Обратите внимание! До 1 января 2020 г. нуждаемость в улучшении жилищных условий граждан, принимаемых на учет в населенных пунктах Минского района, определялась без учета жилых помещений, находящихся в собственности или во владении и пользовании, расположенных в г. Минске. Граждане, принятые на учет до указанной даты, продолжают состоять на учете даже при наличии (при появлении) у них в собственности или во владении и пользовании жилых помещений в г. Минске. Аналогичное правило сохранения права состоять на учете действует в отношении лиц, принятых на учет до 1 апреля 2014 г. в г. Минске (независимо от наличия в Минском районе жилья) по ранее действовавшему основанию, предусмотренному подп.3.1.1 п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» |
2. Подпункт 1.2 п.1 ст.36 ЖК.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 м2 (в г. Минске - менее 10 м2) на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске либо населенных пунктах Минского района - исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в г. Минске и населенных пунктах Минского района).
При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске либо населенных пунктах Минского района - исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в г. Минске и населенных пунктах Минского района), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей жилых помещений частного жилищного фонда), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.
Таким образом, данное основание определяет порядок суммирования общей площади жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и членов его семьи, проживающих совместно, а не только тех членов семьи, с которыми гражданин принимается на учет. Понятие членов семьи дано в п.63 ст.1 ЖК.
![]() |
Пример В жилом помещении проживает несколько семей: отец, мать, дочь с супругом, сын с супругой и ребенком. При постановке семьи сына на учет по приведенному основанию рассматривается жилье, находящееся в собственности и (или) во владении и пользовании самого сына, его супруги, ребенка, а также иных членов его семьи - отца, матери и сестры. Жилые помещения, находящиеся в собственности супруга сестры, учитываться не должны. Также не требуется справка о находящихся в собственности у супруга сестры жилых помещениях. |
При постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по данному основанию имеется одна особенность: для определения нуждаемости необходимо иметь в наличии справки о находящихся в собственности жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, выданные на всех совместно проживающих членов семьи, а не только тех, кто принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, при обращении гражданина с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий необходимо истребовать у него паспорта всех совместно проживающих членов семьи для направления запроса о предоставлении указанных справок в отношении каждого.
При этом гражданин должен представить документ, подтверждающий внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений, если за их выдачу законодательством предусмотрена такая плата и заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно (ст.15 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2024 г. следует руководствоваться ст.15 Закона № 433-З с изменениями, внесенными Законом от 07.12.2023 № 314-З. |
3. Подпункт 1.3 п.1 ст.36 ЖК.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.
Положение о порядке обследования состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и принятия решений об их восстановлении для использования по назначению, либо о переводе в нежилые, либо о сносе непригодных для проживания жилых домов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2013 № 221.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июля 2020 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2020 № 391 (далее - постановление № 391) внесены изменения в Положение № 221, в частности, название изложено в новой редакции: «Положение о порядке обследования состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, общежитий в целях определения их несоответствия установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и принятия решений об их восстановлении для использования по назначению, либо о переводе в нежилые, либо о сносе непригодных для проживания жилых домов, общежитий». |
Условия, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания, утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 02.05.2000 № 4.
Документом, подтверждающим нуждаемость, в данном случае будет решение местного исполкома о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям (абзац 4 п.2 ст.40 ЖК).
![]() |
Обратите внимание! По указанному основанию (подп.1.3 п.1 ст.36 ЖК) не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, имеющие в собственности в населенном пункте по месту принятия на учет жилые помещения (доли в праве общей собственности на жилые помещения), признанные не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания, приобретенные путем заключения договоров купли-продажи, дарения, мены и других договоров (за исключением вступления в наследство), после принятия в установленном порядке решения о признании жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодным для проживания. |
Малообеспеченным гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, предоставлено внеочередное право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (абзац 5 подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2025 г. действует Указ от 06.03.2025 № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве». Комментарий см. здесь. |
4. Подпункт 1.4 п.1 ст.36 ЖК.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением граждан, которым предоставлено право владения и пользования жилым помещением в общежитии в связи с обучением, спортивной подготовкой, прохождением клинической ординатуры, а также сезонных и временных работников.
При этом понимается:
• под спортивной подготовкой - комплексный процесс подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, осуществляемый в том числе специализированными учебно-спортивными учреждениями, посредством участия в учебно-тренировочном процессе и (или) спортивных мероприятиях;
• под клинической ординатурой - форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, направленная на углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, решение задач кадрового обеспечения здравоохранения.
Порядок ведения учета граждан, желающих получить жилое помещение государственного жилищного фонда в общежитии, определен Положением об общежитиях, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269.
Малообеспеченным гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа граждан, проживающих не менее 10 лет в общежитиях, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение указанного срока и не утрачивавших оснований состоять на таком учете, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в том числе расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь, предоставлено внеочередное право на получение льготных кредитов или одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Таким образом, в данном случае важным обстоятельством является подтверждение факта проживания граждан, принимаемых на учет, по месту регистрации в общежитии.
Так, подп.1.8 п.1 ст.37 ЖК установлен запрет на принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилых помещениях в общежитиях, в которых они фактически не проживают.
Подтверждение фактического проживания гражданина в общежитии осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом, государственным органом, другой организацией, в которые гражданин обратился с заявлением о принятии на учет (восстановлении на учете) нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем составления акта в произвольной письменной форме с указанием в нем сведений, подтверждающих фактическое проживание.
![]() |
Справочно Форму акта о жилищных условиях в общежитии (для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий) см. здесь. |
К таким сведениям могут быть отнесены письменное подтверждение заведующего (директора) общежитием и (или) соседей и иные документы (сведения) по усмотрению местного исполнительного и распорядительного органа, государственного органа, другой организации.
Установить факт проживания по месту регистрации для целей постановки на учет можно комиссионно с выходом на место либо на основании имеющихся документов и свидетельств, например, справки о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи.
Кроме того, в случае выявления в ходе уточнения данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, фактов, подтверждающих непроживание граждан по месту их регистрации по месту жительства в общежитиях (за исключением случаев, когда у граждан имеются иные основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий), граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (абзац 11 п.1 ст.45 ЖК).
5. Подпункт 1.5 п.1 ст.36 ЖК.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения, договору финансовой аренды (лизинга) жилого помещения.
По данному основанию постановка на учет осуществляется при условии:
• заключения договора найма жилого помещения частного жилищного фонда или договора финансовой аренды (лизинга) жилого помещения;
• регистрации по месту жительства;
• фактического проживания в жилом помещении частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения, договору финансовой аренды (лизинга) жилого помещения.
![]() |
Справочно Форма договора найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.09.2006 № 1191. Типовой договор найма жилого помещения частного жилищного фонда организаций утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2008 № 1408 (далее - постановление № 1408).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июля 2020 г. постановлением № 391 исключена форма типового договора найма жилого помещения частного жилищного фонда организаций и установлена новая примерная форма договора найма жилого помещения частного жилищного фонда организации (приложение к постановлению № 1408). С 1 декабря 2024 г. следует применять форму договора найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан согласно приложению 1 к постановлению № 1191 в ред. постановления Совмина от 11.11.2024 № 825. |
Договор найма жилого помещения частного жилищного фонда считается заключенным с даты регистрации районным, городским, поселковым, сельским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе (ст.53 ЖК).
![]() |
Обратите внимание! Регистрация договора найма частного жилищного фонда осуществляется в течение 2 дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций - 10 дней (п.1.8 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее - Перечень административных процедур)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 марта 2024 г. следует руководствоваться п.1.8 Перечня административных процедур с учетом изменений, внесенных Указом от 16.02.2024 № 55.
В этой связи, если договор найма частного жилищного фонда является срочным и срок договора найма истекает, для регистрации договора на новый срок целесообразно обратиться заранее. В случае пропуска срока у гражданина могут отпасть основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий (при условии отсутствия иных оснований постановки на учет), и дата его постановки на учет будет перенесена на дату повторного возникновения оснований для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями п.6 ст.43 ЖК. |
Лизингодатель обязан не позднее 7 рабочих дней, следующих за днем заключения договора лизинга жилого помещения, дополнительного соглашения к нему, предусматривающего изменение сведений о членах семьи лизингополучателя, указанных в договоре лизинга жилого помещения, зарегистрировать такой договор, дополнительное соглашение к нему в местном исполнительном и распорядительном органе (п.11 Положения о лизинге одноквартирных жилых домов и квартир в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99).
Местные исполнительные и распорядительные органы регистрируют договоры лизинга жилого помещения, дополнительные соглашения к ним, указанные в части первой п.11 указанного Положения, в двухдневный срок, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций - в 10-дневный срок с даты их представления лизингодателем по установленной форме.
По аналогии с общежитиями малообеспеченным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа проживающих не менее 10 лет в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, договорам финансовой аренды (лизинга), предметом лизинга по которым является жилое помещение частного жилищного фонда, предоставлено право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (подп.1.1 п.1 Указа).
Не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях частного жилищного фонда на основании договора найма жилого помещения, договора финансовой аренды (лизинга) жилого помещения, в которых они фактически не проживают (подп.1.8 п.1 ст.37 ЖК).
Подтверждение факта проживания по месту регистрации в данном случае осуществляется в порядке, описанном выше (см. комментарий к подп.1.4 п.1 ст.36 ЖК).
6. Подпункт 1.6 п.1 ст.36 ЖК.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
• проживающие в арендном жилье на условиях договора найма арендного жилья, заключенного на период трудовых (служебных) отношений;
• проживающие в специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда в административных и общественных зданиях органов государственной безопасности, на условиях договора найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда, заключенного в соответствии с законодательством;
• проживающие в специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в зданиях пожарных депо, на условиях договора найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда, заключенного в соответствии с законодательством;
• проживающие в специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда, находящихся в оперативном управлении государственного учреждения «Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса и официальных делегаций "Дипсервис"»;
• проживающие в жилых помещениях социального пользования на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного сроком на 5 лет, в соответствии с п.7 ст.106 ЖК;
• проживающие в жилых помещениях социального пользования на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного на срок до 10 лет, в соответствии с частью первой п.3 ст.109 ЖК.
Данное основание по своему содержанию включает особенные и не очень распространенные случаи, когда граждане, по сути, обеспечены жильем, но в силу временного характера решения жилищного вопроса их жилищные условия значительно изменятся в связи с прекращением срока действия договора, более того, большинство будет подлежать выселению.
Перечень лиц, которым арендное жилье из числа коммунального жилищного фонда предоставляется на период трудовых (служебных) отношений, определен в п.1 ст.111 ЖК. При наличии в ведении организаций арендного жилья данные организации предоставляют эти жилые помещения своим работникам (п.2 ст.112 ЖК).
При этом прекращение трудовых (служебных) отношений с организацией, предоставившей жилое помещение либо ходатайствовавшей о предоставлении арендного жилья, если арендное жилье предоставлено в связи с характером трудовых (служебных) отношений, является основанием для выселения нанимателя из занимаемого жилого помещения со всеми проживающими с ним членами семьи и другими гражданами без предоставления других жилых помещений.
Порядок предоставления специальных жилых помещений в административных и общественных зданиях органов государственной безопасности, в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в зданиях пожарных депо, определен Положением о специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением № 1408, при этом:
• основания освобождения специальных жилых помещений в административных и общественных зданиях органов государственной безопасности перечислены в п.66;
• основания освобождения специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в зданиях пожарных депо, определены в п.72.
С детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда заключается сроком на 5 лет (п.7 ст.106 ЖК).
По истечении указанного срока действия договора жилое помещение социального пользования подлежит включению в состав арендного жилья по решению местного исполкома, за исключением случаев, если наниматель относится к другим категориям граждан, имеющим право на социальное жилье, с которыми заключается договор найма жилого помещения социального пользования бессрочно.
Если трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, не имеют во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда либо в собственности в данном населенном пункте другого жилого помещения общей площадью 15 м2 и более (в г. Минске - 10 м2 и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, с одним из них заключается договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда на срок до 10 лет (часть первая п.3 ст.109 ЖК).
В течение указанных сроков гражданам, проживающим в этом жилом помещении, предоставляется внеочередное право на улучшение жилищных условий путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с государственной поддержкой.
Документом, подтверждающим данное основание постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, является договор найма жилого помещения (абзац 9 п.2 ст.40 ЖК).
7. Подпункт 1.7 п.1 ст.36 ЖК.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь, при наличии которых признается невозможным их совместное проживание с другими гражданами в одной комнате или однокомнатной квартире, а также проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне.
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2012 № 202 утверждены:
• перечень заболеваний, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире;
• перечень заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на получение дополнительной площади жилого помещения государственного жилищного фонда.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2020 г. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.06.2020 № 64 в названии приложения 1 к постановлению № 202 слово «лицами» заменено словом «гражданами», в названии приложения 2 к постановлению № 202 слово «лицам» заменено словом «гражданам». |
Документом, подтверждающим данное основание постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, является заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина заболеваний, указанных в перечне, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь (абзац 5 п.2 ст.40 ЖК).
8. Подпункт 1.8 п.1 ст.36 ЖК.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в одной квартире либо одноквартирном жилом доме, заселенных несколькими собственниками жилых помещений, при условии, что их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 м2 (в г. Минске - менее 10 м2) на каждого члена семьи.
При постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по данному основанию требуется, чтобы доля в праве собственности на жилое помещение была выделена в натуре в установленном порядке.
В соответствии со ст.138 ЖК собственник (собственники) жилого помещения при наличии технической возможности на перепланировку с образованием двух и более жилых помещений вправе произвести раздел жилого помещения. При отсутствии взаимного согласия на раздел жилого помещения между собственниками жилого помещения раздел производится в судебном порядке.
При отсутствии технической возможности на перепланировку с образованием двух и более жилых помещений собственник (собственники) вправе требовать раздела жилого помещения с выделением ему (им) изолированной жилой комнаты (жилых комнат) в собственность и оставлением подсобных помещений в общей долевой собственности.
Исходя из вышеизложенного, под выделением собственности в установленном порядке понимается соблюдение вышеуказанного порядка.
Таким образом, при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должна учитываться площадь изолированных жилых комнат, принадлежащих гражданам на праве собственности, а также часть площади подсобных помещений.
![]() |
Пример Для определения нуждаемости в приведенном случае необходимо установить обеспеченность общей площадью, то есть с учетом подсобных помещений, по следующей формуле:
Например, гражданин проживает в изолированной жилой комнате площадью 10 м2, выделенной ему в собственность в установленном порядке. Общая площадь квартиры составляет 60 м2, общая жилая площадь - 40 м2. Обеспеченность гражданина составляет 15 м2 (60 / 40 × 10), следовательно, оснований для постановки на учет не имеется. |
9. Подпункт 1.9 п.1 ст.36 ЖК.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах и не являющиеся близкими родственниками.
Близкие родственники - супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки (п.2 ст.1 ЖК).
Неизолированная жилая комната - жилая комната, связанная с другой жилой комнатой общим входом (п.29 ст.1 ЖК).
При определении нуждаемости в улучшении жилищных условий по указанному основанию рассмотрению подлежат следующие факты:
• являются ли комнаты неизолированными (смежными). Данный факт может быть подтвержден копией лицевого счета, техническим паспортом квартиры и т. п.;
• отсутствие близкого родства. Документами, подтверждающими этот факт, могут являться паспорт или свидетельство о рождении. Например, расторжение брака лиц, проживающих в двухкомнатной квартире, где комнаты неизолированные, будет основанием для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
10. Подпункт 1.10 п.1 ст.36 ЖК.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от того, являются они или не являются близкими родственниками), кроме супругов.
Данное основание применяется без учета метража обеспеченности. Например, гражданка, проживающая с несовершеннолетним или совершеннолетним ребенком в однокомнатной квартире, вправе быть принятой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий независимо от того факта, что площадь однокомнатной квартиры превышает норму обеспеченности.
11. Подпункт 1.11 п.1 ст.36 ЖК.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, относящиеся к молодым семьям, впервые вступившие в брак (оба супруга), если:
• ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома;
• ни один из них не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, за исключением граждан, признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп.1.6 п.1 ст.36 ЖК;
• ни один из них не занимает объект долевого строительства по договорам найма, аренды, безвозмездного пользования или иному соглашению, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством, в населенном пункте по месту принятия на учет.
При принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске либо населенных пунктах Минского района учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании супругов жилые помещения, занимаемые на условиях договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда, объекты долевого строительства, занимаемые по договорам найма, аренды, безвозмездного пользования или иному соглашению, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством, расположенные в г. Минске и населенных пунктах Минского района.
Молодыми семьями признаются семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до 31 года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Квартира - изолированное жилое помещение, состоящее из одной или нескольких жилых комнат и подсобных помещений (п.24 ст.1 ЖК).
Следовательно, при рассмотрении вопроса об определении нуждаемости молодой семьи в расчет принимается наличие непосредственно квартир, а не долей в праве собственности на жилое помещение, в том числе выделенных в установленном порядке изолированных жилых комнат.
Первичность вступления в брак обоих супругов подтверждается справкой, содержащей сведения из записи акта о заключении брака, если в записи акта о заключении брака супруги значатся как вступившие в брак впервые (абзац 12 п.2 ст.40 ЖК).
Административная процедура «Выдача справок, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния (о записи акта гражданского состояния, об отсутствии записи акта о заключении брака), и извещений об отсутствии записи акта гражданского состояния» предусмотрена п.5.14 Перечня административных процедур, согласно которому данная процедура осуществляется органом загса, архивом органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета в течение 3 дней со дня подачи заявления при наличии соответствующей записи акта гражданского состояния, а при необходимости проведения специальной проверки - в течение 15 дней, при отсутствии такой записи - в течение 1 месяца при представлении заявления, паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность, а также документа, подтверждающего изменение фамилии или иных данных гражданина, - в случае их изменения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 марта 2024 г. следует руководствоваться п.5.14 Перечня административных процедур с учетом изменений, внесенных Указом № 55. |
![]() |
Обратите внимание! В отношении молодых семей, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2020 г. в г. Минске либо в населенных пунктах Минского района, требование об отсутствии жилья в населенных пунктах Минского района или г. Минске не применялось. Так, например, молодая семья, принятая в 2019 году на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске, при наличии в собственности жилья в Минском районе снятию с данного учета не подлежит. |
12. Подпункт 1.12 п.1 ст.36 ЖК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться подп.1.12 п.1 ст.36 ЖК в ред. Закона от 13.12.2023 № 318-З. |
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей на дату принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята или которые признаны в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или им не может быть предоставлено право владения и пользования жилым помещением, из которого они выбыли.
Положение о порядке, особенностях и основаниях предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов утверждено постановлением № 1408.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 января 2025 г. следует руководствоваться вышеназванным Положением с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 14.01.2025 № 21. |
Молодые специалисты
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые рабочие (служащие), молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 кюри на квадратный километр и приравненных к ним территориях (п.2 ст.36 ЖК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 июля 2023 г. следует руководствоваться п.2 ст.36 ЖК в ред. Закона от 17.07.2023 № 300-З. |
Данное основание предусматривает возможность постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий только специалистов, прибывших на работу в организации, расположенные на указанных территориях. То есть нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются прибывшие на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 кюри на квадратный километр и приравненных к ним территориях, граждане из числа:
• молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, прибывших по распределению;
• молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, направленных на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего);
• специалистов, прибывших по направлению государственных органов и других организаций.
Основанием для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будет свидетельство о направлении на работу.
Необходимо учитывать, что согласно п.2 ст.83 Кодекса Республики Беларусь об образовании место работы путем распределения предоставляется в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией выпускникам, получившим:
• высшее, среднее специальное, профессионально-техническое образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, за исключением лиц, обучавшихся на условиях целевой подготовки;
• среднее специальное или высшее образование I ступени, не менее половины срока обучения которых финансировалось за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и осуществлялось в дневной форме получения образования, за исключением лиц, на момент распределения обучающихся в вечерней или заочной форме получения образования и работающих по получаемой специальности (направлению специальности, специализации), а также обучавшихся на условиях целевой подготовки.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться п.2 ст.72 КоО в ред. Закона от 14.01.2022 № 154-З. Комментарии см. здесь. |
Молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) являются выпускники, работающие по распределению (в том числе обучавшиеся на условиях целевой подготовки), в течение срока обязательной работы по распределению.
Зоны радиоактивного загрязнения определяются в соответствии со ст.6 Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 № 385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, в зависимости от изменения радиационной обстановки утверждается и пересматривается Советом Министров Республики Беларусь не реже одного раза в 5 лет по представлению республиканского органа государственного управления, осуществляющего регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, если они:
1) не имеют в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений (долей в праве общей собственности на жилые помещения) в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске либо населенных пунктах Минского района учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании жилые помещения (доли в праве общей собственности на жилые помещения), расположенные в г. Минске и населенных пунктах Минского района);
2) проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подп.1.2-1.10 п.1 ст.36 ЖК;
3) при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подп.1.2-1.10 п.1 ст.36 ЖК;
4) не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в это жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения этого жилого помещения (п.3 ст.36 ЖК).
Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местных исполнительных и распорядительных органов в случае утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (три раза и более в течение года) нарушения гражданами, проживающими в этом жилом помещении, правил пользования жилым помещением, содержания жилых и вспомогательных помещений, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в этом жилом помещении, а также в иных случаях.
Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется областным, Минским городским исполнительными комитетами.
Областными исполнительными комитетами, Минским горисполкомом утверждены локальные инструкции, предусматривающие порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно:
• решение Брестского областного исполнительного комитета от 11.03.2016 № 165 «О решениях о невозможности вселения в жилое помещение»;
• решение Витебского областного исполнительного комитета от 12.04.2011 № 222 «О решениях о невозможности вселения в жилые помещения»;
• решение Гомельского областного исполнительного комитета от 23.12.2019 № 1023 «О решениях о невозможности вселения в жилое помещение»;
• решение Гродненского областного исполнительного комитета от 27.01.2011 № 40 «О решениях о невозможности вселения в жилые помещения».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 июля 2023 г. действует Инструкция о порядке принятия решений о невозможности вселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилое помещение, расположенное на территории Гродненской области, из которого они выбыли, утв. решением Гродненского облисполкома от 30.06.2023 № 331; |
• решение Минского областного исполнительного комитета от 23.12.2019 № 996 «О решениях о невозможности вселения в жилое помещение»;
• решение Могилевского областного исполнительного комитета от 11.06.2014 № 16-31 «О решениях о невозможности вселения в жилое помещение»;
• решение Минского городского исполнительного комитета от 06.01.2011 № 50 «О решениях о невозможности вселения в жилое помещение».
Как правило, при принятии решений о невозможности вселения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местные исполнительные и распорядительные органы рассматривают:
• техническое состояние основных конструктивных элементов и инженерного оборудования жилых помещений, их соответствие санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
• степень благоустройства жилых помещений (наличие холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения, состояние канализации);
• наличие условий для проживания (оборудование мебелью, возможность для обустройства спального места);
• санитарно-гигиенические условия;
• соблюдение правил пользования жилым помещением лицами, проживающими в нем;
• наличие фактов систематического (три раза и более в течение года) нарушения правил пользования жилым помещением лицами, проживающими в нем;
• социальный статус родителей, лишенных родительских прав в отношении ребенка, и (или) других лиц, проживающих в жилом помещении (образование, место работы, наличие судимости, состояние на учете в органах внутренних дел, антиобщественное поведение), наличие рисков для вселяемого в случае совместного проживания с ними;
• состояние здоровья родителей, лишенных родительских прав в отношении ребенка, и (или) других лиц, проживающих в жилом помещении (наличие заболеваний, при которых признается невозможным проживание с ними в одном жилом помещении), наличие рисков для вселяемого в случае совместного проживания с ними;
• своевременность произведения оплаты жилищно-коммунальных услуг, наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг;
• внутрисемейные взаимоотношения (характеристика обстановки в семье, личностные качества родителей, лишенных родительских прав в отношении ребенка, и (или) других лиц, проживающих в жилом помещении, отношение к вселяемому, оказание вредного влияния на вселяемого);
• наличие иных причин и обстоятельств, которые могут повлечь опасные последствия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при вселении в жилые помещения.
Гарантии права на жилище предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местными исполнительными и распорядительными органами по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту работы (службы), предоставленному по распределению, направлению на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) (ст.12 Закона Республики Беларусь от 21.12.2005 № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
При этом местом первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, является место регистрации ребенка по месту жительства. При отсутствии у ребенка регистрации по месту жительства местом первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, является место регистрации по месту жительства родителей (родителя), с которыми проживал ребенок, а в случаях, когда ребенок не проживал с родителями (родителем), либо у родителей (родителя) отсутствует регистрация по месту жительства, либо место жительства родителей (родителя) неизвестно, - адрес расположения административного здания местного исполнительного и распорядительного органа, осуществившего регистрацию этого ребенка по месту жительства.
При постановке на учет нуждающихся по данному основанию дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании документов, удостоверяющих отсутствие попечения родителей, а также подтверждающих наличие оснований, предусмотренных в части первой п.3 ст.36 ЖК (п.3 ст.40 ЖК).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения ими статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты принятия их на учет в составе семьи родителей при наличии оснований, предусмотренных в части первой п.3 ст.36 ЖК.
19.05.2020
Наталья Кухарчик, юрист
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль



