


Материал помещен в архив
ОСНОВАНИЯ СНЯТИЯ С УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ. СОХРАНЕНИЕ ПРАВА СОСТОЯТЬ НА УЧЕТЕ
Порядок снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий определен в ст.44 Жилищного кодекса РБ (далее - ЖК). Одновременно установлены случаи, когда за гражданами сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст.45-47 ЖК).
Рассмотрим основания снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также возможность сохранения за ними права состоять на таком учете как по месту работы (службы), так и по месту жительства.
Снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий
Основания снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий установлены в ст.44 ЖК.
При этом в данном пункте приведен исчерпывающий перечень таких оснований.
1. Улучшение жилищных условий, если в результате этого отпали основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо добровольное волеизъявление на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте (абзац 2 части первой п.1 ст.44 ЖК).
Законодательство не определяет понятия «улучшение жилищных условий». Исходя из буквального прочтения указанной нормы улучшение жилищных условий наступает тогда, когда отпадают основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий приведен в ст.35 ЖК.
Таким образом, под улучшением жилищных условий можно понимать:
• предоставление жилых помещений социального пользования;
• приобретение жилого помещения путем заключения гражданско-правовых сделок;
• строительство жилого помещения в составе организации застройщиков либо путем заключения договора создания объекта долевого строительства;
• приобретение жилого помещения или его части в порядке наследования;
• выбытие из жилого помещения члена семьи, если в результате такого выбытия обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 15 кв.м (для г.Минска - 10 кв.м) и более на одного проживающего.
Кроме того, принимая во внимание порядок улучшения жилищных условий, в результате которого основания нуждаемости отпадают, можно сказать, что, например, последствием расторжения брака граждан, впервые вступивших в брак и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию подп.1.1.11 п.1 ст.35 ЖК, вступления в брак гражданки, состоящей на учете по основанию подп.1.1.12 п.1 ст.35 ЖК, также будет улучшение жилищных условий, а значит, снятие с учета.
Что касается места постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то исходя из общего порядка граждане принимаются на учет, как правило, в конкретном населенном пункте.
![]() |
Справочно Согласно ст.1 Закона РБ от 05.05.1998 № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» под населенным пунктом понимается компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, наименование и установленные в соответствующем порядке границы. |
![]() |
Обратите внимание! Таким образом, улучшение жилищных условий также связано с населенным пунктом, в котором гражданин принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае улучшения жилищных условий в другом населенном пункте гражданин может быть снят с учета только в случае его добровольного волеизъявления. |
Снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае добровольного волеизъявления на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо заключения договора, предусматривающего передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства.
Под добровольным волеизъявлением на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте подразумевается следующее.
Согласно части третьей подп.1.9 п.1 Указа Президента РБ от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее - Указ № 13) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по их месту жительства, желающие улучшить свои жилищные условия путем строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений в иных населенных пунктах (за исключением областных центров, г.Минска и населенных пунктов Минского р-на), включаются по их заявлениям в списки на получение льготных кредитов соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при принятии гражданами и членами их семей, включаемыми в списки на получение льготных кредитов, обязательств по их регистрации по месту жительства в построенных (реконструированных) или приобретенных с использованием льготных кредитов жилых помещениях.
Кроме того, государственные органы, организации вправе организовать строительство жилых домов путем формирования организаций застройщиков либо привлечения дольщиков из числа работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы). Такое строительство может осуществляться в ином населенном пункте. Для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по данному основанию требуется добровольное волеизъявление работника на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте. При этом непосредственно снятие с учета гражданина, построившего жилое помещение в другом населенном пункте, осуществляется после государственной регистрации права собственности на это жилое помещение.
Следует отметить, что с учетом оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий, перечисленных в ст.35 ЖК, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий в населенном пункте по месту принятия на учет (за исключением основания подп.1.1.2 п.1 ст.35 ЖК, предусмотренного для граждан, проживающих в г.Минске). В этой связи после снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с основанием, предусмотренным абзацем 2 части первой п.1 ст.44 ЖК, такие граждане вправе снова обратиться за постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы или службы (например, по основанию подп.1.1.1 п.1 ст.35 ЖК).
Особо следует отметить порядок снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае изменения законодательства.
![]() |
Пример 1 Гражданин был принят на учет до вступления в силу Указа Президента РБ от 09.08.2011 № 346 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 346) по основанию, предусмотренному подп.3.1.2 п.3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565 (обеспеченность общей площадью жилого помещения менее 15 кв.м на одного человека). Указом № 346 данное основание нуждаемости в улучшении жилищных условий было изменено: обеспеченность общей площадью жилого помещения для граждан, проживающих в г.Минске, составляет менее 10 кв.м на одного человека. Вместе с тем в силу п.4 Указа № 346 граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу Указа № 346 (т.е. до 10 августа 2011 г.) и изменяемым Указом № 346, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям. Учитывая изложенное, независимо от того, изменялся ли состав семьи гражданина, принятого на учет до 10 августа 2011 г., в том случае, если после указанной даты обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет менее 15 кв.м, данный гражданин сохраняет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2014 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», которым утратил силу Указ № 565. |
![]() |
Пример 2 Гражданин с составом семьи 6 человек, проживающий в квартире общей площадью 70 кв.м с 1 января 2010 г. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения составляла менее 15 кв.м на одного человека (на каждого члена семьи приходилось 11,7 кв.м общей площади жилого помещения). В связи с выбытием в 2013 г. члена семьи в квартире осталось проживать 5 человек. Обеспеченность общей площадью жилого помещения составила 14 кв.м. В силу п.4 Указа № 346 данный гражданин сохраняет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, действовавшему на дату принятия его на учет. |
2. Выезд на место жительства в иной населенный пункт, за исключением случаев, если граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации, расположенных в данном населенном пункте, и не прекратили с ними трудовых (служебных) отношений (абзац 3 части первой п.1 ст.44 ЖК).
По общему правилу учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по их месту жительства (п.1 ст.37 ЖК).
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих (проходящих службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в т.ч. по совместительству), ведется по месту работы (службы) этих граждан, а по их желанию - также и по их месту жительства (п.2 ст.38 ЖК).
![]() |
Обратите внимание! Таким образом, выезжая в другой населенный пункт, гражданин теряет основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в данном населенном пункте. Исключение - гражданин состоит по месту работы (службы). В таком случае основание нуждаемости в улучшении жилищных условий (например, граждане, проживающие в общежитии) меняется на основание, предусмотренное подп.1.1.1 п.1 ст.35 ЖК. |
3. Прекращение трудовых (служебных) отношений с государственным органом, другой организацией, в которых граждане состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением случаев, предусмотренных п.1 ст.46 ЖК (абзац 4 части первой п.1 ст.44 ЖК). Данное основание снятия с учета по своему содержанию сходно с предыдущим основанием, связанным с выездом на место жительства в иной населенный пункт. Учитывая, что граждане вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), при прекращении трудовых отношений с организацией они утрачивают право и состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в данной организации, за исключением особых случаев, определенных законодательством (ст.46 ЖК).
4. Представление не соответствующих действительности сведений либо неправомерных действий должностных лиц, послуживших основаниями для принятия этих граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (абзац 5 части первой п.1 ст.44 ЖК).
Основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий могут являться недействительные документы, поданные при постановке на учет, либо сведения, указанные в таких документах.
![]() |
Пример 3 В форме заявления о постановке на учет (восстановлении на учете) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленной постановлением Минжилкомхоза РБ от 27.12.2010 № 28 (далее - постановление № 28), содержатся строки, подлежащие заполнению непосредственно гражданином, принимаемым на учет (состоит ли данный гражданин на учете, предоставлялся ли ему земельный участок для строительства и обслуживания одноквартирного (блокированного) жилого дома). Обнаружение факта представления недействительных сведений, указанных в данных строках, служит основанием для снятия с учета. |
Кроме того, заключение договора найма жилого помещения частного жилищного фонда без намерений фактически проживать в этом жилом помещении по данному договору также может расцениваться как представление недействительных документов.
Вместе с тем в таких случаях необходимо принимать во внимание положения ст.167 Гражданского кодекса РБ: сделка является недействительной по основаниям, установленным данным кодексом либо иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п.25 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 26.03.2003 № 2 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с правом собственности на жилые помещения» заинтересованные лица могут обратиться в суд как с иском об установлении факта ничтожности сделки и применении последствий ее недействительности (если возник спор о факте, влекущем недействительность сделки), так и с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Последствиями недействительности сделки в данном конкретном случае будут расторжение договора найма жилого помещения и снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, для снятия граждан с учета по таким основаниям заинтересованное лицо должно обратиться в суд с требованием о применении последствий недействительности сделки.
![]() |
Справочно Постановлением Совета Министров РБ от 05.04.2013 № 267 утверждена Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года, согласно положениям которой предполагается ограничить постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для граждан, зарегистрированных в жилых помещениях в населенном пункте на основании договоров найма (поднайма) жилых помещений, в которых они фактически не проживают. В рамках реализации данной Концепции подтверждение фактического проживания гражданина в общежитии или в жилом помещении частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения будет осуществляться местным исполнительным и распорядительным органом, государственным органом, другой организацией путем составления акта в произвольной письменной форме с указанием в нем сведений, подтверждающих фактическое проживание. К таким сведениям могут быть отнесены: получение корреспонденции, пенсий, пособий, письменное подтверждение соседей и (или) заведующего (директора) общежитием и иные документы (сведения) по усмотрению местного исполнительного и распорядительного органа, государственного органа, другой организации. Эти документы будут являться основанием для снятия гражданина с учета. |
5. Подача гражданином заявления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанного им и совершеннолетними членами его семьи, совместно состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (абзац 6 части первой п.1 ст.44 ЖК).
Процедура снятия с учета по данному основанию установлена в подп.1.1.7 п.1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200 (далее - Перечень № 200).
Для принятия решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданин представляет в местный исполнительный и распорядительный орган, организацию по месту работы (службы), сельскохозяйственную организацию, в которых он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление, паспорта и иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан.
6. Непредставление в соответствии с п.2 ст.43 ЖК необходимых документов в установленные сроки (абзац 7 части первой п.1 ст.44 ЖК).
Пунктом 2 ст.43 ЖК установлена обязанность граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилых помещений социального пользования в зависимости от их дохода и имущества, представлять в местный исполнительный и распорядительный орган, иной государственный орган, другую организацию для уточнения данных, являющихся основанием для сохранения их права состоять на таком учете, регулярно по истечении 5 лет с даты постановки на учет (в течение 2 месяцев) сведения о доходе и имуществе, приходящихся на каждого члена семьи, по установленной форме.
Форма сведений о совокупном доходе и имуществе гражданина и членов его семьи для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, установлена постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 31.03.2006 № 44.
7. Добровольное волеизъявление граждан и членов их семей на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 кв.м на 1 человека (в г.Минске - менее 10 кв.м) с использованием льготного кредита. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение (абзац 8 части первой п.1 ст.44 ЖК).
Согласно части третьей подп.1.5 п.1 Указа № 13 гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 кв.м (в г.Минске - менее 10 кв.м) на 1 человека, льготный кредит предоставляется при условии добровольного волеизъявления этих граждан и членов их семей, включенных в списки на получение льготных кредитов, на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанному основанию эти граждане, если они остаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право в установленном порядке быть принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления о принятии на такой учет и представления необходимых документов (п.3 ст.44 ЖК).
8. Отчуждение с соблюдением требований законодательства земельного участка, предоставленного после 1 января 2011 г. гражданину в соответствии с законодательными актами как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (абзац 9 части первой п.1 ст.44 ЖК).
Основание предоставления земельного участка гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрено абзацем 8 части первой п.6 Указа Президента РБ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».
При снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанному основанию эти граждане, если они остаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право в установленном порядке быть принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления о принятии на такой учет и представления необходимых документов.
9. Письменные отказы (не менее 3 в течение календарного года) от предоставления жилых помещений социального пользования (в случае наличия у граждан права на предоставление таких помещений) или отказы (не менее 3 в течение календарного года) от предлагаемого в установленном порядке вступления в организацию застройщиков (в случае отсутствия у граждан права на предоставление жилых помещений социального пользования) (абзац 10 части первой п.1 ст.44 ЖК).
В данном случае под установленным порядком вступления в организацию застройщиков понимается следующее.
Согласно п.2 ст.182 ЖК для формирования организации застройщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, государственный орган, иная государственная организация при наличии земельного участка для строительства дома либо недостроенного здания, здания, подлежащего капитальному ремонту или реконструкции, дома, подлежащего продаже, определяет общее количество ее членов, письменно извещает о формировании организации застройщиков граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с очередностью постановки их на такой учет.
При этом государственный орган, иная государственная организация извещает гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о формировании организации застройщиков заказным письмом с обратным уведомлением либо передает ему это извещение под подпись.
Гражданин, уведомленный о формировании организации застройщиков, либо его представитель, уполномоченный в установленном порядке, в 30-дневный срок со дня получения такого извещения обязан обратиться в государственный орган, иную государственную организацию с заявлением о вступлении в организацию застройщиков или письменно отказаться от вступления в нее. К заявлению о вступлении в организацию застройщиков прилагаются документы, указанные в подп.1.1.23 п.1.1 Перечня № 200.
Необращение гражданина (его представителя) в указанный срок в государственный орган, иную государственную организацию рассматривается как его отказ от вступления в организацию застройщиков.
Этот срок продлевается на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему обратиться в государственный орган, иную государственную организацию (болезнь, нахождение за пределами населенного пункта, иная уважительная причина), при документальном подтверждении такой причины.
Таким образом, изложенная процедура отказа от предлагаемого вступления в организацию застройщиков (не менее 3 раз в течение календарного года) служит основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанному основанию эти граждане, если они остаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право в установленном порядке быть принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления о принятии на такой учет и представления необходимых документов.
![]() |
Обратите внимание! Согласно части второй п.1 ст.44 ЖК граждане подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет при условии представления ими документов, подтверждающих сохранение оснований для нахождения на учете. |
Порядок снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий
Снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится по решению местного исполнительного и распорядительного органа либо администрации иного государственного органа, другой организации совместно с профсоюзным комитетом, принявших их на учет. О принятом решении сообщается гражданину в письменной форме в 10-дневный срок со дня его принятия с указанием основания для снятия с учета.
Форма выписки из решения о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и форма извещения о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий установлены в приложениях 12 и 13 к постановлению № 28.
Решение о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть обжаловано в судебном порядке.
При этом следует принимать во внимание сроки обжалования. Так, жалоба на действия местного исполнительного комитета, иного государственного органа, другой организации, связанные с постановкой на учет и снятием с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подается в суд в месячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Месячный срок подачи жалобы исчисляется с момента, когда гражданин получил такое извещение.
Сохранение права состоять на учете по месту работы (службы)
В ст.46 ЖК определены случаи, когда за гражданами сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы):
• увольнение в связи с выходом на пенсию независимо от последующего трудоустройства, в т.ч. в иной государственный орган, другую организацию (абзац 2 п.1).
Следует отметить, что Трудовой кодекс РБ (далее - ТК) не содержит такого основания прекращения трудового договора, как выход на пенсию. Таким образом, на работника, достигшего пенсионного возраста, который оформил пенсию в данной организации и уволился в соответствии с п.2 ст.35 ТК (истечение срока трудового договора), распространяется право сохранить очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы. Такое же правило применяется при выходе в отставку.
Отсутствие регистрации по месту жительства в населенном пункте, где расположен государственный орган или другая организация, не влияет на сохранение права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) в случае увольнения в вышеуказанном порядке;
• утрата трудоспособности, наступившая в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с исполнением трудовых (служебных) обязанностей, и повлекшая прекращение трудовых (служебных) отношений (абзац 3 п.1);
• избрание на выборные должности в государственные органы, а также назначение на должности в государственные органы Президентом РБ, Советом Министров РБ - на период работы (службы) в этих государственных органах (абзац 4 п.1).
Так, например, согласно части первой ст.5 Закона РБ от 04.11.1998 № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - 4 года.
В соответствии со ст.100 ТК работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания на выборные должности в государственные органы, после окончания полномочий по выборной должности предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность), за исключением случаев ликвидации организации.
Исходя из вышеизложенного за гражданами, избранными на выборные должности в государственные органы, а также назначенными на должности в государственные органы Президентом РБ, Советом Министров РБ, сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту работы (службы) на период работы (службы) в государственных органах;
• наличие оснований и в течение сроков, предусмотренных абзацем 2 ст.45 ЖК: прохождение военной службы по призыву, направление на альтернативную службу - в течение всего времени прохождения военной (альтернативной) службы и 1 года после ее окончания; призыв на службу в резерве, военными и специальными сборами - в течение всего времени прохождения службы в резерве и указанных сборов; прохождение военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин - на срок первого контракта (абзац 5 п.1);
• направление организацией для получения образования - в течение всего времени получения образования (абзац 6 п.1).
![]() |
Справочно Порядок направления граждан организацией для получения образования определен постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2005 № 834 «О некоторых вопросах направления работников для получения образования в учреждения образования за счет средств юридических лиц»; |
• увольнение в связи с сокращением численности или штата работников - до даты трудоустройства в другую организацию. При трудоустройстве на новое место работы (службы) гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия его на такой учет по прежнему месту работы (службы) с соблюдением условий принятия на учет, предусмотренных в этой организации (абзац 7 п.1).
При увольнении в связи с сокращением численности или штата работников гражданин сохраняет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту работы (службы) до момента его трудоустройства в другую организацию. При последующем трудоустройстве данный гражданин теряет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту работы;
• выезд на постоянное проживание в другой населенный пункт, если эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации, расположенных в данном населенном пункте, и не прекратили с ними трудовых (служебных) отношений (абзац 8 п.1).
![]() |
Пример 4 Гражданин проживал в г.Лепеле, в котором расположено его рабочее место, состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), затем переехал в г.Витебск. В данном случае изменяется основание нуждаемости в улучшении жилищных условий на предусмотренное подп.1.1.1 п.1 ст.35 ЖК (не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы)); |
• в иных случаях, предусмотренных коллективными договорами (абзац 9 п.1).
В коллективных договорах могут быть предусмотрены дополнительные случаи сохранения за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы). Например, случаи сохранения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) при увольнении работника по собственному желанию при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы (состояние здоровья, радиоактивное загрязнение территории и т.п.).
Сохранение права состоять на учете по месту жительства
За гражданами может быть сохранено право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не только по месту работы (ст.46 ЖК), но и по месту жительства (ст.45 ЖК).
Такое право сохраняется за гражданами в случае их выезда на временное проживание в другой населенный пункт в связи с:
1) прохождением военной службы по призыву, направлением на альтернативную службу - в течение всего времени прохождения военной (альтернативной) службы и 1 года после ее окончания; призывом на службу в резерве, военными и специальными сборами - в течение всего времени прохождения службы в резерве и указанных сборов; прохождением военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин - на срок первого контракта (абзац 2 ст.45 ЖК);
2) выбытием, связанным с условиями и характером работы или обучением, - в течение всего времени выполнения работы или обучения; выбытием, связанным с распределением или направлением на работу молодых рабочих (служащих), молодых специалистов - на срок их работы по распределению, направлению на работу (абзацы 3, 4 ст.45 ЖК);
3) выбытием, связанным с исполнением обязанностей опекуна (попечителя), родителя-воспитателя детского дома семейного типа, приемного родителя приемной семьи, - в течение всего времени исполнения этих обязанностей (абзац 5 ст.45 ЖК).
В соответствии с законодательством опека и попечительство устанавливаются в следующих целях:
• для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей;
• для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
На опекунов и попечителей возложена обязанность заботиться о содержании несовершеннолетних, совершеннолетних лиц, находящихся под опекой или попечительством, создании этим лицам необходимых бытовых условий, об обеспечении ухода и лечения, а также защищать их права и законные интересы.
Кроме того, опекуны являются законными представителями опекаемых и вправе совершать от их имени и в их интересах все необходимые сделки. В частности, опекун может в интересах ребенка требовать установления порядка пользования жилым помещением, заключения отдельного договора найма и т.д.
Согласно ст.158 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье граждане, назначенные опекунами, попечителями, обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными.
При вселении в жилое помещение нанимателя в качестве опекуна или попечителя каких-либо самостоятельных прав на это жилое помещение данное лицо не приобретает.
Кроме того, опекуны, попечители могут быть освобождены от своих обязанностей также по их личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами. К уважительным причинам относятся, например, заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.
Гражданин, которому предоставлено право владения и пользования жилым помещением в качестве опекуна (попечителя), премного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа, в случае отказа освободить это жилое помещение по прекращении опеки (попечительства) подлежит выселению в судебном порядке;
4) заключением под стражу, осуждением к аресту, ограничению свободы, лишению свободы - в течение всего времени содержания под стражей, отбывания наказания по приговору суда (абзац 6 ст.45 ЖК);
5) пребыванием в организациях здравоохранения - в течение всего времени нахождения на лечении в них (абзац 7 ст.45 ЖК).
Кроме того, согласно ст.47 ЖК право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия на учет сохраняется:
• по месту жительства - за членами семьи гражданина, проживавшими совместно с ним и состоявшими с ним на учете, в случае смерти этого гражданина, расторжения брака или снятия его с учета при выезде на проживание в другой населенный пункт, если у них имеются основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
• по месту работы (службы) - за работающими в одном государственном органе, другой организации членами семьи гражданина, состоявшего на учете, в случае его смерти, а за членами семьи гражданина, умершего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, - независимо от места их работы, если у них имеются основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, предоставленному при распределении, направлении на работу, с даты первоначальной постановки на такой учет по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей.
Следует также учитывать порядок сохранения очередности по месту работы при переводе. Так, согласно п.3 ст.46 ЖК при переводе гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на работу (службу) в иной государственный орган, другую организацию он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту работы (службы) со времени принятия его на учет по прежнему месту работы (службы).
Заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту работы (службы) должно быть подано в течение 6 месяцев со дня поступления на работу (службу). При подаче заявления по истечении указанного срока гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи заявления о принятии на такой учет.
В соответствии с п.4 ст.46 ЖК при реорганизации государственного органа, другой организации граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на такой учет по новому месту работы (службы) в реорганизованном государственном органе, другой организации со времени принятия на учет по прежнему месту работы (службы).
Следует отметить, что процедура принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп.3 и 4 ст.46 ЖК осуществляется по заявительному принципу.
![]() |
Обратите внимание! Основания нуждаемости в улучшении жилищных условий, условия принятия на такой учет рассматриваются с учетом даты подачи заявления о принятии на учет. |
То есть в случае принятия на учет гражданина, переведенного из другого населенного пункта в г.Минск, состоящего на учете по прежнему месту работы (например, в г.Гомеле), следует учитывать срок пребывания в г.Минске, необходимый для постановки на учет, а также отдельные основания постановки, действующие в г.Минске и отличные от оснований, действующих в г.Гомеле.
23.08.2013
Наталья Кухарчик, начальник отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь