Пособие от 04.09.2018
Автор: Шкирман С.

Основные аспекты регулирования цен на социально значимые товары (услуги) местными органами государственного управления


 

Материал помещен в архив

 

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ТОВАРЫ (УСЛУГИ) МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Перечни социально значимых товаров (услуг)

Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» наделяет областные и Минский городской исполнительные комитеты правом регулировать цены (тарифы) на социально значимые товары (работы, услуги) (за исключением товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулирует Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь), включенные в перечень, утвержденный подп.1.2 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 марта 2025 г. следует руководствоваться п.1 постановления № 35 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 04.02.2025 № 69.

 

Конкретные способы регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), включенные в названный перечень, устанавливаются решениями областных и Минского городского исполнительных комитетов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 сентября 2023 г. постановлением Совмина от 14.09.2023 № 600 название перечня социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, утв. постановлением № 35, дополнено словами «(по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли)». Комментарий см. здесь.

 

Наряду с названным перечнем постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2017 № 81 (далее - постановление № 81) утвержден перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом не более 90 дней в течение одного года. В этот перечень включены свежий картофель, свежая свекла столовая, свежая морковь столовая, свежая капуста белокочанная, свежий лук репчатый.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 января 2021 г. регулирование цен и торговых надбавок на свежий картофель продовольственный, свежую свеклу столовую, свежую морковь столовую, свежую капусту белокочанную, свежий лук репчатый, свежий чеснок, свежий перец сладкий, свежие огурцы, свежие помидоры осуществляется согласно п.24 перечня социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года, утвержденного постановлением № 35, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2021 № 22.

 

На момент подготовки данного материала решения облисполкомов и Минского горисполкома, устанавливающие какие-либо ограничения на обозначенные овощи, не приняты. То есть торговые надбавки на эти товары пока могут формироваться с учетом конъюнктуры рынка.

Постановление № 81 не распространяется на свежие картофель, свеклу столовую, морковь столовую, откалиброванные, мытые, расфасованные в перфорированные пакеты и сетчатую тару с применением клипсатора.

Способы регулирования цен (тарифов) на социально значимые товары (услуги)

В отношении социально значимых товаров (услуг) областными и Минским городским исполнительными комитетами установлены следующие способы регулирования цен (тарифов):

 

Реквизиты и название решения Установленные способы регулирования цен (тарифов)
Брестский облисполком
от 25.01.2016 № 48 «О регулировании цен на социально значимые товары (услуги)» - предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в тарифы на услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом общего пользования в регулярном сообщении, в размере 15 % к полной себестоимости;
- предельные максимальные тарифы на оказываемые населению ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению) согласно приложению.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 августа 2021 г. следует руководствоваться предельными максимальными тарифами на оказываемые населению ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению) согласно приложению к решению Брестского облисполкома от 30.07.2021 № 465
Витебский облисполком
от 29.01.2014 № 43 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» - предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги) (приложение 1);
- предельные максимальные тарифы на ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению) (приложение 3).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 августа 2021 г. действует решение Витебского облисполкома от 21.07.2021 № 378 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)». Ритуальные услуги исключены
Гомельский облисполком
от 06.12.2013 № 1180 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги) (приложение 1).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 декабря 2020 г. решение № 1180 на основании решения Гомельского областного исполнительного комитета от 02.12.2020 № 953 утратило силу
от 15.03.2016 № 196 «О предельных максимальных тарифах на ритуальные услуги».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 сентября 2021 г. следует руководствоваться предельными максимальными тарифами на оказываемые населению ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению) согласно приложению к решению Гомельского облисполкома от 18.08.2021 № 626
предельные максимальные тарифы на ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению)
Гродненский облисполком
от 17.02.2014 № 71 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и признании утратившими силу некоторых решений Гродненского областного исполнительного комитета» - предельные максимальные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги) (приложение 1);
- предельные максимальные тарифы на социально значимые услуги (приложение 2).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 августа 2021 г. решением Гродненского облисполкома от 22.07.2021 № 375 установлены предельные максимальные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги). Ритуальные услуги исключены из установленных нормативов
Минский облисполком
от 01.03.2016 № 184 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями» - предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф) на товары (работы, услуги), производимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (приложение 1);
- предельные максимальные тарифы на ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению) (приложение 2).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 сентября 2021 г. следует руководствоваться предельными максимальными нормативами рентабельности, используемыми для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги), согласно приложению к решению Минского облисполкома от 01.09.2021 № 763
Могилевский облисполком
от 20.02.2014 № 6-7 «О регулировании цен (тарифов) на территории Могилевской области» - предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги) (приложение 1);
- фиксированные розничные цены на топливные брикеты и дрова для населения (приложение 2);
- предельные максимальные тарифы на социально значимые услуги (приложение 3);
- фиксированный тариф на социальные услуги, оказываемые территориальными центрами социального обслуживания населения, входящие в перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 № 1218, без учета стоимости материалов, используемых при оказании этих услуг, в размере: 0,55 бел. руб. за час (кроме услуг сиделки); 0,85 бел. руб. за час - на услуги сиделки;
- предельные максимальные тарифы на социальные услуги, входящие в вышеназванный перечень, оказываемые стационарными учреждениями социального обслуживания гражданам, которым в соответствии с законодательством предоставляются на платных условиях специальные жилые помещения государственного жилищного фонда, и территориальными центрами социального обслуживания населения в форме стационарного социального обслуживания (приложение 4).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 марта 2024 г. действует решение Могилевского облисполкома от 20.02.2024 № 10-1 «О регулировании цен (тарифов) на социально значимые товары (услуги)».
С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться перечнем № 1218 в ред. постановления Совмина от 19.06.2024 № 435
Минский горисполком
от 30.01.2014 № 203 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» - предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги) (приложение 1);
- предельные максимальные тарифы на ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению) (приложение 2) (примечание)
Примечание. При оказании ритуальных услуг, указанных в пп.7-9 приложения 2, стоимость предоставляемой услуги формируется исходя из затрат на ее предоставление и стоимости (п.2 указанного решения № 203):
- основных и вспомогательных материалов импортного производства, закупаемых по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, рассчитанных исходя из контрактных цен и расходов по импорту;
- основных и вспомогательных материалов, закупленных на территории Республики Беларусь, рассчитанных исходя из цены их приобретения.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 ноября 2021 г. п.2 решения № 203 исключен, приложение 2 к решению № 203 изложено в новой редакции решением Мингорисполкома от 14.10.2021 № 3066

 

справочно

Справочно

Дополнительно по данной теме см. материалы:

• «Утвержден перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2017 № 81»;

• «Цены на свежие овощи и картофель могут регулироваться не более 90 дней в течение года. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2017 № 81».

 

04.09.2018

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»