Пособие от 07.02.2017
Автор: Раковец В.

Основные изменения законодательства по бухгалтерскому учету, которые организации должны иметь в виду при составлении бухгалтерской отчетности за 2016 год


СОДЕРЖАНИЕ

 

Порядок составления индивидуальной бухгалтерской отчетности

Порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности

Порядок оформления первичных учетных документов

Возможность единоличного составления подрядчиком (исполнителем) и заказчиком первичного учетного документа, подтверждающего выполнение работ (оказание услуг)

Изменение форм товарно-транспортной (ТТН-1) и товарной (ТН-2) накладной и порядка их заполнения

Документы при автомобильной перевозке грузов

Изменение форм документов в связи с деноминацией, отдельные правила оформления таких документов

Учет курсовых разниц

Проведение деноминации

Общие вопросы

Порядок расчета сумм округлений

Оформление деноминации

Право не начислять амортизацию

Правильная амортизация лицензий

Организация бухгалтерского учета сумм НДС после введения электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость

Нормы возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь

Составление отчетности по МСФО

Определение критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования

Нормы расхода топлива

Порядок представления отчетности

Доходы и расходы в садоводческих товариществах

Дата начала строительства для целей определения наличия объектов сверхнормативного незавершенного строительства

Перечень отдельных нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, утративших силу в 2016 году

О социальном страховании иностранных граждан

 

Материал помещен в архив

 

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ, КОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ В ВИДУ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2016 ГОД

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал актуален на 2016 год.

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Комментарии см. здесь.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

 

В настоящее время организации Республики Беларусь начинают готовиться к составлению бухгалтерской отчетности за 2016 год.

В данном материале напомним организациям об основных изменениях законодательства по бухгалтерскому учету, которые необходимо учесть при составлении бухгалтерской отчетности за 2016 год.

Порядок составления индивидуальной бухгалтерской отчетности

С 1 января 2017 г. вступил в силу Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104 (далее - Национальный стандарт № 104, постановление № 104). Национальный стандарт № 104 применяется при составлении годовой бухгалтерской отчетности начиная с отчетности за 2016 год и определяет правила раскрытия информации в индивидуальной бухгалтерской отчетности, составляемой организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций) (далее - организации).

С этой же даты (1 января 2017 г.) утратила силу Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111 (далее - Инструкция № 111).

По сравнению с ранее действовавшим порядком заполнения форм индивидуальной бухгалтерской отчетности, изменения в основном носят редакционный характер.

Важным нововведением является то, что показатели бухгалтерской отчетности с 1 января 2017 г. приводятся в тысячах белорусских рублей в целых числах.

Напомним, что до 1 января 2017 г. показатели бухгалтерской отчетности приводились в миллионах белорусских рублей в целых числах (п.7 Инструкции № 111).

Отдельные изменения коснулись заполнения примечаний к бухгалтерской отчетности, в частности - их структуры, содержания отдельных элементов.

Например, в примечаниях к бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация о наличии связанных сторон, характере отношений и совершенных между ними в отчетном периоде хозяйственных операциях, в том числе:

• суммы совершенных в отчетном периоде хозяйственных операций и числящихся на конец отчетного периода активов, обязательств, собственного капитала, возникших в связи с совершением этих хозяйственных операций, а также условия осуществления хозяйственных операций, данные о предоставленных и полученных гарантиях;

• суммы резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода, относящиеся к дебиторской задолженности связанных сторон;

• суммы списанной в отчетном периоде за счет резервов по сомнительным долгам и (или) на расходы безнадежной к получению дебиторской задолженности связанных сторон.

Информация о наличии связанных сторон подлежит раскрытию независимо от совершения в отчетном периоде хозяйственных операций между этими связанными сторонами (подп.52.17 п.52 Национального стандарта № 104).

Связанные стороны - аффилированные лица хозяйственного общества; унитарные предприятия, собственники имущества и (или) руководители которых являются одними и теми же физическими лицами или состоят в близком родстве или свойстве (п.2 Национального стандарта № 104).

 

Справочно

Хозяйственное общество определяет круг его аффилированных лиц и в порядке, установленном им, письменно уведомляет их об этом и ведет учет таких лиц. Хозяйственное общество вправе запросить у указанных лиц информацию, необходимую для определения круга его аффилированных лиц.

Аффилированными лицами хозяйственного общества - физическими и юридическими лицами, способными прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения либо оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, а также юридическими лицами, на принятие решений которыми хозяйственное общество оказывает такое влияние, являются:

• члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, физическое или юридическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа этого общества;

• юридическое лицо, являющееся участником хозяйственной группы или холдинга, в состав которых входит это общество;

• физическое лицо, которое единолично или совместно со своими супругом (супругой), родителями, детьми и их супругами, усыновителями, усыновленными (удочеренными) и их супругами, лицами, находящимися под опекой (попечительством), дедом, бабкой, внуками и их супругами, родными братьями и сестрами и родителями супруга (супруги) владеет или имеет право распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества в размере 20 % и более;

• юридическое лицо, по отношению к которому хозяйственное общество является дочерним или признается зависимым;

• юридическое лицо, которое является дочерним или признается зависимым по отношению к хозяйственному обществу;

• унитарные предприятия, созданные хозяйственным обществом;

• супруг (супруга), родители (опекуны, попечители), совершеннолетние, эмансипированные или вступившие в брак до достижения 18 лет (далее - совершеннолетние) дети и их супруги, усыновители, совершеннолетние усыновленные (удочеренные) и их супруги, дед, бабка, совершеннолетние внуки и их супруги, родные братья и сестры и родители супруга (супруги) физического лица, являющегося в соответствии с абзацами 2, 4, 9 и 10 части первой ст.56 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII) аффилированным лицом хозяйственного общества, за исключением физического лица, являющегося членом коллегиального органа управления или осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, указанного в абзаце 3 части первой ст.56 Закона № 2020-XII;

• члены коллегиальных органов управления юридического лица, являющегося аффилированным лицом хозяйственного общества, физическое или юридическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа этого юридического лица;

• юридические и физические лица, в управление которым переданы принадлежащие Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской или коммунальной собственности;

• представители государства в органах управления хозяйственных обществ, доли в уставных фондах (акции) которых принадлежат Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам.

Списки аффилированных лиц хозяйственного общества являются документами хозяйственного общества (ст.56 Закона № 2020-XII).

Порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности

Постановлением № 104 были внесены дополнение и изменения в Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2014 № 46 (далее - Национальный стандарт № 46). Данные дополнение и изменения учитываются при составлении консолидированной бухгалтерской отчетности начиная с отчетности за 2016 год.

До 1 января 2017 г. показатели консолидированной отчетности приводились в миллионах белорусских рублей в целых числах (п.6 Национального стандарта № 46).

С 1 января 2017 г. показатели консолидированной отчетности приводятся в тысячах белорусских рублей в целых числах.

Согласно новой редакции п.10 Национального стандарта № 46 в консолидированной отчетности не допускается зачет между статьями активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов, за исключением случаев, установленных законодательством.

В новой редакции были изложены пп.16 и 17 Национального стандарта № 46, касающиеся раскрытия информации в примечаниях к консолидированной отчетности.

Также были внесены отдельные изменения редакционного характера.

Порядок оформления первичных учетных документов

Возможность единоличного составления подрядчиком (исполнителем) и заказчиком первичного учетного документа, подтверждающего выполнение работ (оказание услуг)

Первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг) (п.6 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З)).

На основании п.6 ст.10 Закона № 57-З Министерство финансов Республики Беларусь постановлением от 21.12.2015 № 58 «О некоторых вопросах составления первичных учетных документов» (далее - постановление № 58) закрепило, что случаем, при котором первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично, является заключение публичного договора между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком. Постановление № 58 вступило в силу с 16 января 2016 г.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 июня 2018 г. следует руководствоваться постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 58».

 

Напомним, что публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т. п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством (ст.396 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Важно отметить, что составление первичного учетного документа единолично осуществляется по общеустановленным правилам. Такой документ должен содержать все реквизиты, предусмотренные Законом № 57-З для первичного учетного документа.

Так, первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:

• наименование документа, дату его составления;

• наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;

• содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

• должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи (п.2 ст.10 Закона № 57-З).

Изменение форм товарно-транспортной (ТТН-1) и товарной (ТН-2) накладной и порядка их заполнения

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 (далее - постановление о товарных накладных) были установлены новые формы товарно-транспортной накладной (далее - накладная ТТН-1) и товарной накладной (далее - накладная ТН-2) и утверждена Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной (далее - Инструкция № 58).

Постановление о товарных накладных вступило в силу с 2 сентября 2016 г. С этой же даты не применяется постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная"» (далее - постановление № 192).

В связи с проведением с 1 июля 2016 г. деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее - Указ № 450) стоимостные реквизиты накладной ТТН-1 и накладной ТН-2 стали заполнятся с копейками.

В графах «Цена, руб. коп.», «Стоимость, руб. коп.», «Сумма НДС, руб. коп.», «Стоимость с НДС, руб. коп.» накладной ТТН-1 и накладной ТН-2 стоимостные показатели указываются в белорусских рублях с двумя десятичными знаками после запятой (п.2 Инструкции № 58).

Накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе при перемещении товаров внутри организации между местами хранения и (или) производства, расположенными по разным адресам (за исключением перемещения товаров в пределах одного здания) (п.1 Инструкции № 58).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться пп.1 и 2 Инструкции № 58 с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.08.2018 № 58.

 

Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденная постановлением № 192 (далее - Инструкция № 192), предусматривала, что при перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении) наряду с накладными ТТН-1 и ТН-2 могут использоваться первичные учетные документы, составленные по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, в соответствии с законодательством.

Также п.1 Инструкции № 58 предусматривает, что при реализации товаров по договорам розничной купли-продажи накладные ТТН-1 и накладные ТН-2 могут не применяться.

В накладной ТТН-1, утвержденной постановлением о товарных накладных, отсутствуют строки «Владелец автомобиля», «Количество ездок (заездов)».

Инструкция № 58 внесла некоторые изменения и уточнения в порядок заполнения отдельных реквизитов накладных, в частности в строки «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)», строки «Основание отпуска», строки «Переадресовка», строки «Товар к доставке принял».

Важно отметить, что бланки типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденных постановлением № 192, изготовленные до вступления в силу постановления о товарных накладных (до 2 сентября 2016 г.), являются действительными до их полного использования (п.3 постановления о товарных накладных).

При этом, поскольку Инструкция № 192 не действует с 2 сентября 2016 г., заполнять бланки накладных, утвержденных постановлением № 192, следует в порядке, предусмотренном Инструкцией № 58.

Документы при автомобильной перевозке грузов

В Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее - Правила № 970), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2016 № 102 были внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 11 марта 2016 г., касающиеся документального оформления перевозок грузов.

В частности, грузоотправитель не должен предъявлять груз к автомобильной перевозке в следующих случаях:

• автомобильная перевозка такого груза запрещена законодательством Республики Беларусь;

• при выполнении внутриреспубликанской автомобильной перевозки грузы товарного характера (или грузы нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера) не оформлены товарно-транспортной накладной, за исключением случая, указанного в абзаце 3 п.23 Правил № 970, а в случае создания товарно-транспортных накладных в виде электронных документов не оформлен грузоотправителем и не представлен реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, по примерной форме согласно приложению 51 к Правилам № 970. Данный реестр составляется грузоотправителем после передачи грузополучателю товарно-транспортных накладных в виде электронных документов и представления перевозчику на бумажном либо ином материальном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком, переданных грузополучателю товарно-транспортных накладных;

• при выполнении международной автомобильной перевозки грузы товарного характера не оформлены международной товарно-транспортной накладной «CMR»;

• предъявленные к автомобильной перевозке грузы по своим свойствам не допускаются к совместной автомобильной перевозке на одном грузовом транспортном средстве;

• на груз не оформлены соответствующие сертификаты, иные грузосопроводительные документы (п.22 Правил № 970).

Без оформления товарно-транспортной накладной допускается выполнение автомобильной перевозки грузов:

• нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, если по условиям соответствующего договора не требуется организовывать их учет путем замера, взвешивания, геодезического замера;

• поступивших из-за пределов Республики Беларусь, до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя. В этом случае сопроводительными документами на груз являются авиационная накладная (AWB), составленная в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12.10.1929 (г. Варшава), железнодорожная накладная (СМГС), предусмотренная Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951, международная товарно-транспортная накладная «CMR» с приложением счета-фактуры (invoice) и других документов, оформленных грузоотправителем;

• за пределы территории Республики Беларусь, а также через территорию Республики Беларусь (транзитная автомобильная перевозка). В этом случае сопроводительными документами на груз являются международная товарно-транспортная накладная «CMR» и другие грузосопроводительные документы, оформленные грузоотправителем (п.23 Правил № 970).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 февраля 2018 г. следует руководствоваться формой международной товарно-транспортной накладной «CMR» согласно приложению к Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Минтранса РБ от 20.02.2012 № 11, с учетом изменений, внесенных постановлением Минтранса РБ от 15.12.2017 № 42.

Изменение форм документов в связи с деноминацией, отдельные правила оформления таких документов

В связи с проведенной деноминацией стоимостные показатели с копейками были введены и в иные формы первичных учетных документов.

Так, постановлением о товарных накладных в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов» (далее - постановление № 23) были внесены дополнения и изменение.

В новой редакции п.3 Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов, утвержденной постановлением № 23, предусмотрено, что стоимостные показатели в акте о приеме-передаче основных средств и акте о приеме-передаче нематериальных активов указываются в белорусских рублях с двумя десятичными знаками после запятой.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2017 г. стоимостные показатели в акте о приеме-передаче основных средств и акте о приеме-передаче нематериальных активов указываются в белорусских рублях с двумя десятичными знаками после десятичного разделителя (запятой, точки) (п.3 Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов, утвержденной постановлением № 23 в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 23.08.2017 № 26). 

 

Аналогичного плана изменения, а также некоторые другие предусмотрены в новой форме заказа-поручения, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138 (далее - постановление № 138) (постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 59 «О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26 ноября 2010 г. № 138» вступило в силу с 21 июля 2016 г.).

При этом следует отметить, что согласно разъяснению Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 15-1-6/595 «Об оформлении первичных учетных документов» (далее - разъяснение № 15-1-6/595) с 1 июля 2016 г. стоимостные показатели в формах первичных учетных документов и транспортных документов, установленных постановлением № 138, постановлением № 192, постановлением № 23, указываются в деноминированной официальной денежной единице Республики Беларусь с копейками.

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13.06.2016 № 44 (далее - постановления № 44) были внесены изменения и дополнения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 38 «Об установлении типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций» (далее - постановление № 38).

С 1 июля 2016 г. (даты вступления в силу постановления № 44) были установлены новые формы приходных и расходных кассовых ордеров. Также были внесены изменения и дополнения в Инструкцию по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, утвержденную постановлением № 38 (далее - Инструкция № 38).

В частности, согласно п.3 Инструкции № 38 в графе «Сумма, руб. коп.» ордеров КО-1, КО-2 указывается сумма наличных денег в белорусских рублях с двумя десятичными знаками после запятой.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2017 г. ордера КО-1, КО-1в, КО-2, КО-2в заполняются вручную и (или) с помощью технических средств. В графе «Сумма, руб. коп.» ордеров КО-1, КО-2 указывается сумма наличных денег в белорусских рублях с двумя десятичными знаками после десятичного разделителя (запятой, точки) (п.3 Инструкции № 38 в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 26.09.2017 № 30). 

 

В подтверждение факта приема наличных денег выдается отрывная часть ордеров КО-1, КО-1в - квитанция к ним. Требование о заверении квитанции печатью (штампом) исключено (п.4 Инструкции № 38 в редакции постановления № 44).

Важно отметить, что бланки КО-1 «Приходный кассовый ордер», КО-1в «Приходный кассовый ордер», изготовленные до вступления в силу постановления № 44, являются действительными до их полного использования.

Учитывая нормы абзаца 2 п.7 ст.9 Закона № 57-З (о том, что изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае изменения законодательства Республики Беларусь), а также рекомендации, содержащиеся в разъяснении № 15-1-6/595, организации должны были внести изменения в учетную политику в части указания в разработанных ими формах первичных документов стоимостных показателей с копейками.

Стоимостные показатели в формах первичных учетных документов и транспортных документов указываются следующим образом:

• цифрами в белорусских рублях с двумя десятичными знаками после запятой. При этом графы, предусмотренные для заполнения стоимостных показателей цифрами, после слова «руб.» дополняются словом «коп.» вручную или с помощью технических средств;

• прописью сумма белорусских рублей указывается словами, сумма копеек - цифрами. При этом строки, предусмотренные для заполнения стоимостных показателей прописью, после слова «руб.» дополняются «____ коп.» вручную или с помощью технических средств (разъяснение № 15-1-6/595).

Аналогичный порядок указания стоимостных показателей рекомендуется предусмотреть для первичных учетных документов, формы которых установлены организацией самостоятельно.

Кроме этого, чтобы данные бухгалтерского учета соответствовали данным регистров бухгалтерского учета, организациям необходимо было внести соответствующие изменения (дополнения) в регистры бухгалтерского учета, указав в них соответствующие стоимостные показатели в денежных знаках образца 2009 года.

Также необходимо внести изменения в формы регистров для указания стоимостных показателей в копейках. Для этого необходимо внести изменения в учетную политику организации (ст.11 Закона № 57-З).

Учет курсовых разниц

Указ Президента Республики Беларусь от 30.03.2016 № 114 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 114) внес существенные изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 27.02.2015 № 103 «О пересчете стоимости активов и обязательств» (далее - Указ № 103).

Указ № 114 вступил в силу после его официального опубликования (2 апреля 2016 г.) и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 г.

Указом № 103 с учетом изменений, внесенных Указом № 114, установлено, что суммы разниц:

• образующихся с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г. при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости обязательств, возникающих при осуществлении вложений в объекты незавершенного строительства, основных средств, в официальную денежную единицу Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, до принятия этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств вправе относить на стоимость вложений в долгосрочные активы, а после принятия их к бухгалтерскому учету в качестве основных средств - на стоимость вложений в долгосрочные активы в течение отчетного года с включением в первоначальную или переоцененную стоимость основных средств в конце отчетного года;

• образовавшихся с 1 по 31 января 2015 г., с 1 по 31 августа 2015 г. и с 1 января по 31 декабря 2016 г. при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в случаях, не предусмотренных в абзаце 3 п.1 Указа № 103, вправе относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, не позднее 31 декабря 2017 г.

На основании вышеприведенных норм Указа № 103 можно отметить следующее.

1. Порядок учета курсовых разниц в соответствии с Указом № 103 является правом организации. Применять его не обязательно, и все курсовые разницы, кроме случаев, указанных в пп.5, 6 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69 (далее - Национальный стандарт № 69), могут отражаться по кредиту (дебету) счета 91 «Прочие доходы и расходы» (п.7 Национального стандарта № 69).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.08.2017 № 23 п.7 Национального стандарта № 69 дополнен словами «, если иное не установлено законодательством».

 

Порядок отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц организация закрепляет в учетной политике.

2. Организации вправе относить на стоимость вложений в долгосрочные активы (счет 08 «Вложения в долгосрочные активы») разницы, образующиеся при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости обязательств, возникающих при осуществлении вложений в объекты незавершенного строительства, основных средств не только с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г., но и которые будут образованы в 2017 году.

3. На счет 08 нельзя относить курсовые разницы, возникающие не при осуществлении вложений в объекты незавершенного строительства, основных средств (например, по нематериальным активам, инвестиционной недвижимости и иным доходным вложениям в материальные активы, отдельным предметам в составе оборотных средств, в иных случаях). Их можно относить на доходы (расходы) будущих периодов (счета 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов») в случае их образования в сроки, предусмотренные Указом № 103.

4. С учетом изменений, внесенных в Указ № 103, у организаций появилось право относить на доходы (расходы) будущих периодов (счета 97 и 98) разницы, образовавшиеся при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (за исключением разниц, предусмотренных в абзаце 3 п.1 Указа № 103) не только с 1 по 31 января 2015 г. и с 1 по 31 августа 2015 г., но и разницы, образовавшиеся с 1 января по 31 декабря 2016 г., то есть в течение всего 2016 года.

Предельный возможный срок списания данных разниц на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, продлен с 31 декабря 2016 г. по 31 декабря 2017 г.

5. Поскольку порядок бухгалтерского учета курсовых разниц, установленный Указом № 103, является правом организации, организация может по отдельным обязательствам применять нормы Указа № 103, а по остальным - общеустановленный порядок.

6. Поскольку порядок бухгалтерского учета курсовых разниц, установленный Указом № 103 (в редакции от 26.10.2015), является правом организации, по мнению автора, нормы Указа № 114, вносящие изменения в него, могут применяться как организациями, воспользовавшимися правом относить курсовые разницы, образовавшиеся с 1 по 31 января 2015 г. и (или) с 1 по 31 августа 2015 г., на доходы (расходы) будущих периодов, так и организациями, не воспользовавшимися данным правом.

Проведение деноминации

Общие вопросы

Согласно Указу № 450 с 1 июля 2016 г. проводилась деноминация официальной денежной единицы Республики Беларусь и производилась замена по 31 декабря 2016 г. обращающихся денежных знаков образца 2000 года в виде банкнот на денежные знаки образца 2009 года в виде банкнот и монет в соотношении 10 000 бел. руб. в денежных знаках образца 2000 года к 1 бел. руб. в денежных знаках образца 2009 года (п.1 Указа № 450).

Организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов) по состоянию на 1 июля 2016 г. произведен пересчет стоимости активов, обязательств, собственного капитала, остатков по забалансовым счетам в соотношении 10 000 бел. руб. в денежных знаках образца 2000 года к 1 бел. руб. в денежных знаках образца 2009 года. Округление полученной в результате пересчета стоимости каждого объекта учета (далее - округление) производится организациями до двух десятичных знаков после запятой (до 1 коп.) согласно арифметическим правилам, если иное не установлено законодательством.

Если в результате округления стоимость отдельных объектов учета становится равной нулю, то эти объекты принимаются организациями к бухгалтерскому учету в размере 1 коп., если иное не установлено законодательством (подп.1.1 п.1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2016 № 27 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета в связи с деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее - постановление № 27)).

С учетом норм Закона № 57-З организациям следовало внести изменения в учетную политику в части, например:

• стоимостного критерия для отнесения активов к основным средствам либо к отдельным предметам в составе средств в обороте, если данный критерий устанавливался учетной политикой в абсолютной сумме;

• сумм погашения стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте отдельных активов, если организация оговаривала в учетной политике конкретные суммы погашения;

• других вопросов.

Порядок расчета сумм округлений

Отметим, что разницы, возникающие в результате пересчета и округления объектов учета (за исключением остатков по забалансовым счетам), отражались 1 июля 2016 г. организациями (за исключением бюджетных организаций) по дебету (кредиту) счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», 91 в корреспонденции с соответствующими счетами (подп.1.3 п.1 постановления № 27).

Разницы, возникающие в результате пересчета и округления остатков по забалансовым счетам, отражались 1 июля 2016 г. организациями по дебету (кредиту) забалансовых счетов (подп.1.4 п.1 постановления № 27).

Постановление № 27 не конкретизирует, в каких случаях следовало использовать счет 90 при отражении результатов округлений, а в каких - счет 91.

В этом случае необходимо учитывать, что доходы и расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

• доходы и расходы по текущей деятельности;

• доходы и расходы по инвестиционной деятельности;

• доходы и расходы по финансовой деятельности (п.5 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102)).

 

Справочно

Инвестиционная деятельность - деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика, осуществлению (предоставлению) и реализации (погашению) финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.

Текущая деятельность - основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности.

Финансовая деятельность - деятельность организации, приводящая к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации (п.2 Инструкции № 102).

 

Таким образом, если округлялись объекты учета, связанные с текущей деятельностью организаций, использовался счет 90, если же округлялись объекты учета, связанные с инвестиционной или финансовой деятельностью, - счет 91.

Оформление деноминации

Напомним, что организациями составлялась ведомость пересчета по состоянию на 1 июля 2016 г. с указанием остатков по счетам бухгалтерского учета, в том числе забалансовым счетам, до и после деноминации (подп.1.2 п.1 постановления № 27).

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (ст.10 Закона № 57-З).

 

Справочно

Для отражения разниц, возникающих в результате пересчета и округления, требовалось составлять первичный учетный документ. Им мог быть, например, бухгалтерская справка-расчет, содержащая необходимые реквизиты. Также нужную информацию можно было указать и в ведомости пересчета по состоянию на 1 июля 2016 г., содержащей необходимые реквизиты.

При этом хозяйственные операции, совершение которых подтверждалось первичными учетными документами, составленными до 1 июля 2016 г., отражались с 1 июля 2016 г. организациями в бухгалтерском учете в деноминированной официальной денежной единице Республики Беларусь с пересчетом и округлением указанной в этих документах стоимостной оценки хозяйственных операций в порядке, установленном подп.1.1 п.1 постановления № 27 (подп.1.5 п.1 постановления № 27).

 

Пример

5 декабря 2016 г. организацией получен первичный учетный документ - счет по оказанным организации услугам за июнь 2016 г. в денежных знаках образца 2000 года, составленный 30 июня 2016 г. в сумме 5 000 000 руб. Данный первичный учетный документ был несвоевременно передан в бухгалтерию другой службой организации.

В данном случае организации в декабре 2016 г. следовало сделать запись:

Д-т 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и др. - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму 500 руб. (5 000 000 руб. / 10 000).

Право не начислять амортизацию

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2016 № 110 «О вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2016 году» (далее - постановление № 110) предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели вправе принять решение о неначислении с 1 января по 31 декабря 2016 г. амортизации по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности, за исключением основных средств, используемых при оказании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств. При этом нормативные сроки службы и сроки полезного использования таких объектов продлеваются на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации.

 

Справочно

Необходимо отметить, что решения о неначислении амортизации, принимаемые организациями, имущество которых находится в государственной собственности, доли (акции) в уставных фондах которых принадлежат Республике Беларусь и административно-территориальным единицам, подлежат согласованию с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, другими государственными органами и государственными организациями, в том числе местными исполнительными и распорядительными органами.

Такое согласование осуществляется в письменной форме в пятидневный срок со дня представления организациями экономического обоснования необходимости неначисления амортизации, подписанного их руководителями. В случае отказа в согласовании организациям направляется обоснование экономической нецелесообразности принятия решения о неначислении амортизации (п.2 постановления № 110).

 

Таким образом, организации имеют право не начислять в 2016 году амортизацию по объектам основных средств и нематериальных активов, используемым в предпринимательской деятельности. По не используемым в предпринимательской деятельности объектам основных средств и нематериальных активов такого права у организаций нет.

 

Справочно

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

 

При принятии решения о неначислении в 2016 году амортизации организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо исходить из периода, равного 12 месяцам. Начисление (неначисление) амортизации в отдельных месяцах данного периода не допускается (разъяснение Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.04.2016 № 18-01-13/2952/15-1-6/282/11-2-08/4043 «О некоторых вопросах применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2016 г. № 110»).

Правильная амортизация лицензий

Организацией в качестве нематериальных активов принимаются лицензии (п.4 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25).

Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 475) внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Указ о лицензировании).

Лицензия действует со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче и сроком не ограничивается (п.56 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом о лицензировании (далее - Положение № 450), с учетом изменений, внесенных Указом № 475 (большинство положений вступили в силу с 1 марта 2016 г.)).

До внесения изменений п.56 Положения № 450 было закреплено, что лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

При этом п.2 Указа № 475 (вступил в силу с 29 ноября 2015 г. (после официального опубликования Указа № 475)) предусмотрено, что специальные разрешения (лицензии), действительные на дату официального опубликования Указа № 475 (28 ноября 2015 г.), сроком действия не ограничиваются.

Ожидаемый или расчетный период эксплуатации основных средств и нематериальных активов в процессе предпринимательской деятельности (далее - срок полезного использования) определяется при его приобретении каждым балансодержателем или собственником с соблюдением требований Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее - Инструкция № 37/18/6) (п.19 Инструкции № 37/18/6).

Нормативный срок службы объектов нематериальных активов и принимаемый равный ему срок полезного использования используемых в предпринимательской деятельности объектов нематериальных активов определяются исходя из времени их использования (срока службы), устанавливаемого лицензиями и другими документами, подтверждающими права правообладателя. При отсутствии в них указания на время использования (срок службы) эти сроки устанавливаются по решению комиссии:

• по средствам индивидуализации участников гражданского оборота товаров, услуг (фирменные наименования, товарные знаки) - на срок до 40 лет, но не более срока деятельности организации;

• по объектам права промышленной собственности, за исключением перечисленных в абзаце 2 п.20 Инструкции № 37/18/6, - на срок до 20 лет, но не более срока деятельности организации;

по другим объектам нематериальных активов - на срок до 10 лет, но не более срока деятельности организации (п.20 Инструкции № 37/18/6).

Следовательно, по такому нематериальному активу, как лицензия, действие которой начнется после 1 марта 2016 г. и срок действия которой не ограничен, нормативный срок службы объекта нематериальных активов и принимаемый равный ему срок полезного использования устанавливаются на срок до 10 лет, но не более срока деятельности организации.

Отметим, что по данному нематериальному активу можно применить нормы постановления № 110 в общеустановленном порядке.

Организация не обязана пересматривать нормативный срок службы и срок полезного использования лицензии, принятой на учет до даты официального опубликования Указа № 475, несмотря на то, что согласно п.2 Указа № 475 она сроком действия не ограничивается. Такой пересмотр - право организации.

Организация бухгалтерского учета сумм НДС после введения электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость

В связи со вступлением в силу положений ст.1061 НК с 1 июля 2016 г. для вычета налога на добавленную стоимость необходимо наличие электронных счетов-фактур по НДС.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. вопросы выставления электронного счета-фактуры регулируются ст.131 новой редакции НК.

С 23 февраля 2019 г. следует применять форму ЭСЧФ с изменениями, внесенными постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 3 (далее - постановление № 3). Комментарий см. здесь.

 

Электронный счет-фактура является обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость, указанных в абзацах 2-4 ст.90 НК (за исключением иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь), у которых возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость, включая обязанность исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями ст.92 НК, либо обязанность выставления (направления) электронного счета-фактуры в соответствии с положениями ст.1061 НК, служащим основанием для осуществления расчетов по налогу на добавленную стоимость между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость (п.1 ст.1061 НК).

Создание ЭСЧФ осуществляется по отгруженным (ввезенным) товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам с 1 июля 2016 г. независимо от даты проведения расчетов по ним (абзац 2 подп.3.1 п.3 постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15 «Об установлении формы электронного счета-фактуры и утверждении Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 февраля 2019 г. подп.3.1 п.3 постановления № 15 исключен постановлением № 3. Комментарий см. здесь.

 

Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2012 № 41, не содержит особенностей, регулирующих вопросы бухгалтерского учета сумм налога на добавленную стоимость, которые нельзя вычесть в связи с отсутствием ЭСЧФ у поставщиков.

На основе типового плана счетов бухгалтерского учета, установленного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее - постановление № 50), руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в данном типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.

Ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (п.3 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением № 50).

Таким образом, для бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость, который нельзя вычесть из-за отсутствия ЭСЧФ, целесообразно открыть отдельный субсчет (отдельные субсчета) в рамках счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам». Например, это может быть субсчет «Налог на добавленную стоимость при отсутствии ЭСЧФ» к счету 18.

Также отдельный субсчет к счету 18, например субсчет «Налог на добавленную стоимость к зачету при наличии ЭСЧФ», целесообразно открыть для сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих зачету после получения ЭСЧФ.

План счетов бухгалтерского учета организации включается в учетную политику организации (п.4 ст.9 Закона № 57-З).

Учетная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных частью первой п.7 ст.9 Закона № 57-З, в том числе в случае изменения законодательства Республики Беларусь (п.6 ст.9 Закона № 57-З).

Изменения в учетной политике организации должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждены руководителем организации (п.8 ст.9 Закона № 57-З).

Если организация примет решение ввести отдельный субсчет в рамках счета 18, ей следует внести изменение в учетную политику (план счетов бухгалтерского учета организации).

Корреспонденция счетов может быть следующая:

Д-т 18 (субсчет «Налог на добавленную стоимость при отсутствии ЭСЧФ») - К-т 60, 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. - на сумму налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам у продавцов, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость на территории Республики Беларусь, при отсутствии ЭСЧФ;

Д-т 18 (субсчет «Налог на добавленную стоимость к зачету при наличии ЭСЧФ») - К-т 18 (субсчет «Налог на добавленную стоимость при отсутствии ЭСЧФ») - на сумму налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам у продавцов, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость на территории Республики Беларусь, подлежащего зачету после получения ЭСЧФ;

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» - К-т 18, субсчет «Налог на добавленную стоимость к зачету при наличии ЭСЧФ», - принят к зачету налог на добавленную стоимость при выполнении всех условий для зачета, предусмотренных законодательством.

Нормы возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16.06.2016 № 48 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках» изменены ранее действовавшие (до 1 июля 2016 г.) нормы возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 октября 2019 г. постановление № 48 на основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 27.09.2019 № 52 утратило силу. В связи с чем следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках». Комментарии см. здесь.

 

Сравним новые нормы с ранее действовавшими, установленными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.08.2013 № 53 (утратило силу).

 

Вид расходов Нормы возмещения командировочных расходов до 1 июля 2016 г. (суммы приведены с учетом деноминации) Нормы возмещения командировочных расходов с 1 июля 2016 г.
Оплата расходов по найму жилого помещения без представления подлинных документов, подтверждающих оплату расходов
2 бел. руб.
2 бел. руб. 50 коп. в сутки
Оплата суточных за проживание вне места жительства (пребывания) для покрытия дополнительных расходов
6 бел. руб. в сутки
7 бел. руб. в сутки
Оплата суточных за проживание вне места жительства (пребывания) для покрытия дополнительных расходов при однодневных служебных командировках и служебных командировках в другую местность, находящуюся на незначительном расстоянии от места постоянной работы, из которых работник ежедневно возвращается к месту жительства (пребывания)
3 бел. руб.
3 бел. руб. 50 коп. в сутки

Составление отчетности по МСФО

Общественно значимые организации (за исключением банков) обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь (часть первая п.2 ст.17 Закона № 57-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2018 г. общественно значимые организации (за исключением банков, акционерных инвестиционных фондов, управляющих организаций инвестиционных фондов) обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь (часть первая п.2 ст.17 Закона № 57-З в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 № 52-З (далее - Закон № 52-З)). 

 

Справочно

Общественно значимые организации - открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации (ст.1 Закона № 57-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2018 г. общественно значимые организации - открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, акционерные инвестиционные фонды, управляющие организации инвестиционных фондов (абзац 7 ст.1 Закона № 57-З в редакции Закона № 52-З).

 

Для этих целей принято постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 19.08.2016 № 657/20 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности», которым с 1 января 2017 г. вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов 42 Международных стандарта финансовой отчетности и 26 Разъяснений к ним.

Кроме того, принято постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2016 № 1119/35 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности», согласно которому с 1 января 2017 г. на территории Беларуси в качестве технических нормативных правовых актов вводятся Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 16 «Аренда». Кроме того, вводятся следующие документы стандартов финотчетности: Учет приобретений долей участия в совместных операциях (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 11), Разъяснение допустимых методов амортизации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 16 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 38), Сельское хозяйство: плодовые культуры (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 16 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 41), Метод долевого участия в отдельной финансовой отчетности (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 27) и др.

Определение критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования

В постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» были внесены изменения и дополнения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2016 № 48 (далее - постановление № 48).

В частности, изложены в новой редакции нормативные значения коэффициентов платежеспособности, дифференцированные по видам экономической деятельности (подп.1.4 п.1 постановления № 48).

Напомним, что порядок расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования определяет Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206.

Нормы расхода топлива

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.01.2016 № 2 (далее - постановление № 2) внесло изменения в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».

Правильное применение норм расхода топлива важно для целей налогообложения прибыли, поскольку согласно подп.1.7 п.1 ст.131 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) при налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, доводимых до организаций в установленном порядке.

Необходимо отметить, что в случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более 6 месяцев (п.7 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141).

 

Справочно

Временная норма расхода топлива - объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом) - изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации.

В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

 

Таким образом, с момента принятия постановления № 2 по оговоренным в нем автомобилям, по которым ранее не было установленных на законодательном уровне норм расхода топлива, временные нормы не применяются.

Порядок представления отчетности

С 2016 года Закон Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» изложил абзац 3 подп.1.4 п.1 ст.22 НК в новой редакции, в соответствии с которой (курсивом ниже выделены новые положения абзаца 3 подп.1.4 п.1 ст.22 НК) плательщик обязан представлять в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь, за исключением религиозных (в редакции НК с 1 января 2017 г. некоммерческих) организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Плательщики, указанные в части второй п.4 ст.63 НК (плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 15 человек, а также плательщики налога на добавленную стоимость), представляют такую отчетность по установленным форматам в виде электронного документа. Форматы отчетности в виде электронного документа устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Доходы и расходы в садоводческих товариществах

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 31.05.2016 № 21/37 «О некоторых вопросах ведения учета доходов и расходов в садоводческих товариществах» (далее - постановление № 21/37) было разработано в связи с проведением с 1 июля 2016 г. деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь. Постановлением № 21/37 определено, что:

• с 1 июля 2016 г. показатели в книге учета доходов и расходов садоводческих товариществ, заполняемой по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов в садоводческих товариществах, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2008 № 55/89, отражаются в белорусских рублях в денежных знаках образца 2009 года с точностью два знака после запятой;

• отдельные показатели в книге учета доходов и расходов садоводческих товариществ за январь-июнь 2016 г. подлежат пересчету в белорусские рубли в денежных знаках образца 2009 года с последующим округлением и отражением в этой книге.

Дата начала строительства для целей определения наличия объектов сверхнормативного незавершенного строительства

Для отнесения объектов строительства к объектам сверхнормативного незавершенного строительства (в том числе для целей налогообложения, бухгалтерского учета) важное значение имеет установление даты начала строительства, поскольку от этой даты начинает исчисляться срок строительства, определенный в проектной документации.

В 2015 году дата начала строительства объекта оформлялась актом, составленным заказчиком и подрядчиком по форме, приведенной в приложении А к ТКП 45-1.03-122-2008 (02250) «Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений. Основные положения», утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.12.2008 № 481, после завершения заказчиком организационно-технической подготовки и принятия строительной площадки подрядчиком.

С 1 января 2016 г. введен в действие новый технический кодекс установившейся практики - ТКП 45-1.03-122-2015 (33020) «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения», утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 279.

Датой начала строительства является дата выдачи органами государственного строительного надзора разрешения на производство строительно-монтажных работ (подп.4.3 п.4 раздела 4 ТКП 45-1.03-122-2015).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 августа 2018 г. датой начала строительства является дата, указанная в договоре строительного подряда, согласно Правилам заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, или в решении застройщика при выполнении строительных, монтажных, иных специальных работ собственными силами (абзац 1 подп.4.3 п.4 раздела 4 ТКП 45-1.03-122-2015 в редакции приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.07.2018 № 152).

Перечень отдельных нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, утративших силу в 2016 году

В 2016 году утратили силу:

Инструкция № 111;

Инструкция № 192;

Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности оплаты расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.06.2007 № 37;

постановление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 20.12.2004 № 12 «Об утверждении перечня дополнительных счетов бухгалтерского учета, предназначенных для использования государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, и Инструкции по применению дополнительных счетов бухгалтерского учета, предназначенных для использования государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь».

Также организациям, осуществляющим лизинговую деятельность, у которых с 2015 года на счетах бухгалтерского учета 97 и (или) 98 числятся курсовые разницы, образовавшиеся при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости обязательств, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 189 «О пересчете стоимости обязательств организаций, осуществляющих лизинговую деятельность» (далее - Указ № 189), имеющиеся в остатке на конец 2016 года, нужно помнить следующее.

Указом № 189 в целях обеспечения стабильной работы организаций, осуществляющих лизинговую деятельность, определено, что организации, осуществляющие лизинговую деятельность, суммы разниц, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь, вправе относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, осуществляющей лизинговую деятельность, но не позднее 31 декабря 2016 г.

Под обязательствами, предусмотренными Указом № 189, понимаются обязательства, вытекающие из договоров финансовой аренды (лизинга), договоров купли-продажи имущества, приобретаемого для последующей передачи в качестве предмета лизинга, кредитных договоров (договоров займа), заключаемых для приобретения имущества в целях последующей передачи в качестве предмета лизинга, а также кредитных договоров (договоров займа), заключаемых для исполнения обязательств по ранее заключенным кредитным договорам (договорам займа), связанным с приобретением предмета лизинга.

О социальном страховании иностранных граждан

Вопрос социального страхования иностранных граждан не связан напрямую с бухгалтерским учетом, однако считаем важным отметить, что с 1 января 2016 г. вступил в силу подп.1.3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 534 «О вопросах социального обеспечения», которым закреплено, что иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь или являющиеся индивидуальными предпринимателями, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на условиях, установленных законодательством для граждан Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 июля 2017 г. п.1 Указа № 534 утратил силу на основании п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». Следует руководствоваться абзацами 2 и 3 ст.1 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»:

«Плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь  являются:

• работодатели - юридические лица, их представительства и филиалы, выделенные на самостоятельный баланс; представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь; индивидуальные предприниматели, нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальных бюро, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее - гражданско-правовой договор); физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам;

• работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя».

 

При этом, если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены законодательством Республики Беларусь о государственном социальном страховании, то применяются правила международного договора (часть вторая ст.3 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»).

 

07.02.2017

 

Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»