Пособие от 22.02.2016
Автор: Константинова М.

Особенности декларирования физическими лицами доходов за 2015 год


СОДЕРЖАНИЕ

 

Порядок представления налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц

Уплата подоходного налога, исчисленного в соответствии с декларацией

Административная ответственность физических лиц

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОСОБЕННОСТИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДОХОДОВ ЗА 2015 ГОД

Обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (далее - декларация) определена ст.178 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК). При этом порядок и сроки представления декларации установлены ст.180 НК и Инструкцией о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц, подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь, представления сведений налоговыми агентами, банками, операторами почтовой связи, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

Следует руководствоваться Инструкцией № 100 с учетом изменений, внесенных постановлением МНС от 11.02.2022 № 6. Порядок вступления в силу изменений указан в п.2 постановления № 6.

 

Справочно

См. следующие формы документов:
• налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц;

• налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь;

справка о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц;

сведения о выданных и (или) перечисленных денежных средствах, поступивших физическим лицам переводом из-за границы.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июля 2019 г. налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, изложена в новой редакции постановлением МНС от 29.04.2019 № 22.

С 25 августа 2021 г. постановлением МНС  от 06.08.2021 № 31 внесены изменения в справку о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц.

 

В соответствии со ст.180 НК декларация представляется плательщиками не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (по доходам 2015 года - не позднее 1 марта 2016 г.).

Предлагаем вам изучить пособия, разъясняющие порядок и особенности представления декларации:

1) «Доходы, при получении которых в 2015 году физическим лицам необходимо представить декларацию»;

2) «Физические лица, имеющие право представить декларацию для зачета (возврата) ранее уплаченных сумм подоходного налога».

Порядок представления налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц

Декларация может быть представлена физическим лицом в налоговый орган:

1) лично;

2) через уполномоченного представителя, полномочия которого подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью.

При этом физическое лицо должно помнить, что ответственность за нарушение налогового законодательства будет нести оно само, несмотря на действия, совершенные его доверенным лицом;

3) в виде почтового отправления с описью вложения. В этом случае днем представления декларации считается дата отправки почтового отправления (указанная на почтовом штампе дата);

4) с помощью программных и технических средств в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью. В этом случае днем представления декларации считается дата ее приема порталом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС), зафиксированная в соответствующем подтверждении этого портала.

 

Справочно

Для работы с системой электронного декларирования физическому лицу необходимо предварительно выполнить ряд процедур, с которыми можно ознакомиться на портале МНС по адресу: http://www.portal.nalog.gov.by.

Представить электронную декларацию можно непосредственно на портале: заполнить декларацию (раздел «Представление деклараций»), подписать электронно-цифровой подписью и отправить в районную инспекцию МНС;

 

5) через законного представителя физического лица.

В случае получения дохода, подлежащего налогообложению, несовершеннолетним физическим лицом его обязательства по уплате налогов исполняют его законные представители.

Гражданский кодекс Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь о браке и семье в качестве законных представителей несовершеннолетних определяют их родителей (усыновителей), опекунов или попечителей. Единственное, на что необходимо обратить внимание: законным представителям физических лиц не требуется оформления дополнительных документов для того, чтобы действовать в интересах своих детей или подопечных, им необходимо только подтвердить свой статус. Родителям достаточно представить свой паспорт и свидетельство о рождении ребенка, а опекунам - копию выписки из решения органов опеки. Таким образом, до достижения ребенком 14 лет его декларации заполняют и подписывают его законные представители, а с 14 лет ребенок вправе самостоятельно заполнять и подписывать декларации с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.

Если физическое лицо обнаружило в представленной им декларации неполноту сведений или ошибки, то оно вправе внести в декларацию изменения и (или) дополнения (п.8 ст.63 НК).

Уплата подоходного налога, исчисленного в соответствии с декларацией

На основании представляемых плательщиками деклараций, документов, подтверждающих право на получение налоговых вычетов, уплату налога за пределами Республики Беларусь, и (или) других документов, связанных с налогообложением, представляемых плательщиком и (или) имеющихся в налоговом органе, налоговый орган производит расчет подоходного налога с физических лиц.

Исчисленная налоговым органом сумма подоходного налога должна быть уплачена в бюджет не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом, на основании извещения, вручаемого плательщику налоговым органом не позднее 1 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом (п.6 ст.180 НК).

Одновременно следует учитывать общие правила исчисления сроков, установленных налоговым законодательством. Согласно части шестой ст.31 НК в случае, если последний день срока уплаты налога приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, подоходный налог, исчисленный налоговым органом на основании представленной физическим лицом декларации за 2015 год, подлежит уплате в бюджет по сроку не позднее 16 мая 2016 г.

При этом налоговые органы обязаны не позднее 1 мая 2016 г. уведомить плательщиков о подлежащей уплате в бюджет сумме подоходного налога с физических лиц путем вручения им (их представителям) извещений лично под подпись или направления извещений по почте заказными письмами либо с их согласия электронным способом.

 

Справочно

Для получения физическим лицом электронного извещения на уплату подоходного налога ему необходимо:

• обратиться в любую инспекцию МНС с паспортом или видом на жительство, заполнить там заявку на получение логина и пароля для работы в «Личном кабинете». Заполнить и отправить такую заявку физическое лицо может также на портале МНС (http://www.portal.nalog.gov.by);

• бесплатно получить логин и пароль для входа в «Личный кабинет» на портале МНС, просмотреть находящееся там извещение на уплату подоходного налога.

 

Имея свой «Личный кабинет», физическое лицо может осуществить уплату подоходного налога, исчисленного налоговым органом в соответствии с декларацией, через портал МНС.

 

Справочно

В настоящее время данная услуга доступна только клиентам открытого акционерного общества (ОАО) «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белгазпромбанк».

Административная ответственность физических лиц

С учетом того, что на физических лиц НК возложены определенные обязанности, о которых уже говорилось выше, существует и ответственность за их невыполнение.

Ниже в таблице приведен состав возможных правонарушений, допускаемых физическими лицами, за которые Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена ответственность, а также размер этой ответственности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарий см. здесь.

 

Правонарушение Основание, предусматривающее ответственность Виды и размер ответственности Случаи неприменения ответственности
при отсутствии смягчающих обстоятельств при наличии смягчающих обстоятельств
1
2
3
4
5
Нарушение плательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе Статья 13.1 КоАП Предупреждение или штраф в размере 0,5 базовой величины (БВ) за каждую полную или неполную неделю просрочки, но не более 5 БВ Штраф в размере, уменьшенном в два раза по сравнению с размером, подлежащим применению При незначительном периоде просрочки (не более 5 рабочих дней) либо ненаступлении сроков уплаты налога
Нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган декларации Статья 13.4 КоАП (часть третья) Штраф в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ.
За такое же нарушение, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания, - штраф в размере 3 БВ за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 20 БВ
Штраф в размере, уменьшенном в два раза по сравнению с размером, подлежащим применению При просрочке не более 3 рабочих дней либо при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, если просрочка не превысила 12 месяцев  
Неуплата или неполная уплата плательщиком суммы подоходного налога Статья 13.6 КоАП Если неуплата или неполная уплата суммы налога совершена плательщиком по неосторожности - штраф в размере 15 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 0,5 БВ (часть 6) Штраф в размере, уменьшенном в два раза по сравнению с размером, подлежащим применению Если плательщик внес изменения и дополнения в декларацию и уплатил причитающуюся сумму налога до назначения проверки, в результате которой может быть обнаружена такая неуплата или неполная уплата, а также при незначительности неуплаченной суммы налога (не более 1 БВ)
Если неуплата или неполная уплата суммы налога совершена плательщиком умышленно - штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 5 БВ (часть 8) Отсутствуют
Примечание. Кроме того, согласно ст.52 НК в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством начисляется пеня за каждый день просрочки, включая день уплаты (взыскания) налога, в течение всего срока исполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства

 

Справочно

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, согласно КоАП признаются:

• добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

• совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств.

Орган, ведущий административный процесс, может признать смягчающими и иные обстоятельства.

 

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности по следующим основаниям:

1) вследствие малозначительности правонарушения (ст.8.2 КоАП);

2) при наличии следующих смягчающих обстоятельств (физическое лицо) (ст.7.2 и 8.3 КоАП):

- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

- добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

- совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) в случаях, когда физическое лицо заболело после наложения на него административного взыскания психической или иной тяжелой болезнью (ст.8.6 КоАП).

Кроме того, частью 1 ст.9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрен ряд оснований, при наличии которых административный процесс в отношении физического лица должен быть прекращен.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться частью 1 ст.9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 92-З. Комментарий см. здесь.

 

22.02.2016

 

Марина Константинова, экономист