Пособие от 22.03.2018
Автор: Ерилин Г.

Особенности исчисления экологического налога за сброс сточных вод при одновременном приеме вод от предприятий и населения. Исчисление налога при сбросах от водоподготовки


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГА ЗА СБРОС СТОЧНЫХ ВОД ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ ПРИЕМЕ ВОД ОТ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАСЕЛЕНИЯ. ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА ПРИ СБРОСАХ ОТ ВОДОПОДГОТОВКИ

пример ситуация

Ситуация

Предприятие водоканала оплачивает экологический налог за сброс сточных вод в водные объекты после очистных сооружений. На очистные сооружения населенного пункта на очистку поступают как хозяйственно-бытовые стоки от населения, так и сточные воды от промышленных предприятий населенного пункта.

Процент реализации воды населению и предприятиям известен.

Вправе ли предприятие водоканала разделить этот объем сточных вод пропорционально стокам, поступающим от населения (по данным расчетно-кассового центра) и промышленных предприятий (по объемам, определенным договорами), и применять к части объемов стоков, поступающих от населения, понижающий коэффициент 0,006 к ставкам экологического налога?

Правомерно ли аналогичное пропорциональное применение данного коэффициента для сточных вод после водоподготовки, сбрасываемых после шламонакопителей в реку, так как процесс водоподготовки осуществляется и для населения, и для предприятий населенного пункта?

 

При данном способе учета предприятие водоканала не вправе уменьшать экологический налог.

При сбросе вод от водоподготовки понижающий коэффициент неприменим.

Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели (ст.204 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

Сброс сточных вод является объектом обложения экологическим налогом (ст.205 НК). При этом к ставкам экологического налога за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), в том числе сброс сточных вод от объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения, применяется коэффициент 0,006 (ст.207 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Следует руководствоваться ст.246, 247 и 249 новой редакции НК. Указанный коэффициент к ставке экологического налога не изменился.

 

В указанном случае (совместный сброс сточных вод от населения и от промышленных предприятий) для применения коэффициента следует учесть объем каждого вида сброса. Необходимость учета сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, определена ст.37 Водного кодекса Республики Беларусь. Правила учета сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, определяются главой 9 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности» (утверждены и введены в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2023 г. ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 изложены в новой редакции постановлением Минприроды от 21.11.2022 № 23-Т. Комментарий см. здесь.

 

Ведение учета вод должно быть обеспечено путем:

• измерения расходов (объемов) вод за единицу времени (м3/с, м3/ч, м3/сут.);

• определения качества сбрасываемых сточных вод в окружающую среду, в том числе через систему канализации населенных пунктов;

• обработки и регистрации количественных и качественных характеристик вод в учетной документации в области охраны окружающей среды.

При этом нет требований к инструментальному учету сточных вод при поступлении на очистные сооружения, они есть только при сбросе сточных вод в окружающую среду. В случае если места установки средств измерений не определены проектной документацией, для организации учета вод должна составляться (применяться) схема водоснабжения и канализации, на которой отражаются:

• баланс водопотребления и водоотведения, обеспечивающий полное представление о количестве используемых вод;

• места добычи (изъятия), получения (передачи) вод и отведения сточных вод;

• фактические места установки средств измерений.

Таким образом, для дифференцированной оплаты экологического налога необходимо четко отслеживать количество сточных вод, сбрасываемых от населения и от промышленных предприятий. При этом следует учесть особенности приема сточных вод от населения. Данные вопросы регулируются Правилами пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 788.

 

внимание

Обратите внимание!

Необходимость наличия у абонента приборного учета отводимых сточных вод определяется организацией водопроводно-канализационного хозяйства и указывается в технических условиях и договоре на оказание услуги водоотведения (канализации) (п.38 указанных выше Правил). При отсутствии у абонента приборного учета отводимых сточных вод объем потребленной услуги водоотведения (канализации) определяется на основании объема услуги водоснабжения, за исключением случаев, когда абоненты, осуществляющие отведение (сброс) сточных вод в централизованную систему водоотведения (канализации) и не имеющие приборов учета объема сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации), не присоединены к этой системе водоснабжения и используют для своих нужд воду из других систем (источников).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. в п.38 Правил № 788 внесены изменения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.11.2020 № 654. Изменения не повлияли на суть материала.

 

В рассматриваемой ситуации абоненты представляют расчеты по определению объемов образующихся сточных вод, обоснованные проектными решениями, технологическими расчетами, паспортными данными технологического оборудования и другими материалами. Однако даже при непредставлении абонентом расчетов организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе исчислять количество принимаемых от него сточных вод за период, в который не представлены данные, исходя из пропускной способности подключения к централизованной системе водоотведения (канализации) при коэффициенте ее наполнения, равном 1, действии присоединения в течение 24 часов в сутки и скорости движения сточных вод 1,2 м/с.

То есть в соответствии с указанными способами определения объемов сбрасываемых населением сточных вод возможно искажение в сторону увеличения сбросов. Также и объемы сбросов от промышленных предприятий определяются на основании договоров, а не приборным методом. Таким образом, сбросы сточных вод от предприятий определяются расчетным путем, а сбросы от населения считаются равными водопотреблению населения. Точно узнать объемы сбросов при данном способе учета невозможно. Соответственно, указанная пропорция между сбросами сточных вод от населения и от предприятий не будет соответствовать истине. Поэтому для расчетов объемов сбросов от населения и от промышленных предприятий с целью определения сумм уплаты экологического налога одних данных расчетно-кассового центра и сведений, указанных в договорах, недостаточно, в таком случае следует организовать приборный учет сбрасываемых сточных вод.

Что касается сбросов от водоподготовки, то их источник - не население, а предприятие, осуществляющее эту водоподготовку, и данные сбросы льготироваться не будут в любом случае.

 

22.03.2018

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»