Пособие от 31.10.2011
Автор: Глинская Я.

Особенности контроля за осуществлением лицензионных видов деятельности


 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контроль за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на государственные органы и государственные организации, осуществляющие лицензирование (п.34 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее - Указ № 510)). Наряду с лицензирующими органами контроль за соблюдением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возложен на налоговые органы (п.15 упомянутого Перечня).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. следует применять Указ № 510 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 16.10.2017 № 376.

 

Указом № 510 определены критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.

К высокой группе риска относятся:

наличие в течение календарного года сведений о нарушении лицензиатом (работником лицензиата) лицензионных требований и условий, влекущих аннулирование специального разрешения (лицензии);

наличие в течение календарного года сведений о причинении в результате нарушений лицензионных требований и условий вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, имуществу юридических и физических лиц.

К средней группе риска относится наличие в течение календарного года сведений о нарушении лицензиатом (работником лицензиата) лицензионных требований и условий, влекущих приостановление действия специального разрешения (лицензии).

В связи с этим отметим, что согласно п.7 Указа № 510 контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

к высокой группе риска, - не чаще одного раза в течение календарного года;

средней группе риска, - не чаще одного раза в 3 года.

Вместе с тем вопрос соблюдения законодательства о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности проверяется и при проведении внеплановых проверок (п.84 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее - Положение № 510)).

Требование об устранении нарушений

При выявлении нарушений лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий контролирующий орган на основании п.75 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450), в обязательном порядке выносит требование (предписание) об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок для их устранения. При этом предусмотрен предельный срок устранения выявленных нарушений - не более 6 месяцев.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2017 г. следует руководствоваться Положением № 450 в редакции Указа Президента РБ от 20.10.2016 № 379.

 

Однако в Положении № 450 не установлен срок для вынесения контролирующим органом такого требования (предписания). В данном случае следует руководствоваться общими правилами проведения проверок, определенными в Положении № 510.

Требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, выносится в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) акта проверки проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений - со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям. Кроме того, по решению руководителя государственного органа указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах. Данные сроки установлены п.73 Положения № 510.

Исключение составляют случаи нарушения законодательства, создающие угрозу жизни и здоровью населения, а также причинения экологического вреда, возникновения опасности причинения экологического вреда в будущем, нарушения требований в области охраны окружающей среды. При установлении таких нарушений требование (предписание) об устранении нарушений выносится и вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю не позднее 3 рабочих дней со дня выявления нарушений.

Требование (предписание) об устранении нарушений является обязательным для исполнения проверяемым субъектом.

В течение 3 рабочих дней контролирующий орган обязан информировать лицензирующий орган о вынесенном требовании (предписании).

Проверка устранения выявленных нарушений

На лицензиата возлагается обязанность письменно уведомить контролирующий орган, проводивший проверку, об устранении выявленных нарушений (п.73 Положения № 510 и п.79 Положения № 450). Уведомление направляется не позднее дня, установленного в требовании (предписании) об устранении выявленных нарушений. К уведомлению прилагаются документы, подтверждающие устранение этих нарушений. От полноты представленных документов зависят дальнейшие действия контролирующего органа.

Проверка устранения лицензиатом нарушений осуществляется в процессе контрольной оценки. Порядок проведения контрольной оценки регулируется п.80 Положения № 450. Не позднее 2 рабочих дней со дня получения уведомления и соответствующих документов руководителем лицензирующего или другого контролирующего (надзорного) органа либо его уполномоченным заместителем (уполномоченным руководителем структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа) назначается контрольная оценка устранения лицензиатом нарушений. Такая контрольная оценка должна быть завершена в течение 10 рабочих дней. Срок проведения контрольной оценки не должен превышать 5 рабочих дней. Вместе с тем в случае необходимости проведения в процессе контрольной оценки испытания продукции или обследования производства срок такой контрольной оценки может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

Если результаты контрольной оценки свидетельствуют об устранении лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия специального разрешения (лицензии), лицензирующий орган, приостановивший действие такого специального разрешения (лицензии), принимает решение о возобновлении его действия, о чем в течение 3 рабочих дней со дня принятия данного решения в письменной форме уведомляет лицензиата. При этом действие специального разрешения (лицензии) возобновляется со дня принятия лицензирующим органом решения о его возобновлении (п.81 Положения № 450).

Употребляемый в Положении № 450 термин «контрольная оценка» следует отличать от термина «контрольная проверка», несмотря на то, что конечная цель указанных действий общая - проверка устранения нарушений. Контрольная оценка устранения лицензиатом выявленных нарушений может быть произведена как с назначением контрольной проверки, так и без ее назначения.

Под контрольной проверкой понимается проверка устранения проверяемыми субъектами нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки (п.2 Положения № 510). Порядок назначения и проведения контрольных проверок регулируется Указом № 510.

Если контрольная оценка назначается в обязательном порядке, то прямой обязанности назначения контрольной проверки в целях проверки устранения лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий законодательством не установлено.

Пунктом 73 Положения № 510 предоставлено право (но не обязанность) руководителю контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченному заместителю (уполномоченному руководителю структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа), подписавшего (утвердившего) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, назначить проведение контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений.

Как правило, контрольная проверка назначается в том случае, если лицензиатом представлены неполные сведения об устранении нарушений либо требуется проверка с выездом на место.

Сроки назначения контрольной проверки и контрольной оценки в целом совпадают.

Контрольная проверка назначается не позднее 2 рабочих дней со дня получения сообщения об устранении нарушений (п.73 Положения № 510). Контрольная проверка назначается без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности проверки в отношении проверяемых субъектов, т.е. является внеплановой (п.9 Указа № 510).

Право назначения контрольной проверки предоставлено руководителю контролирующего (надзорного) органа (в т.ч. территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченному заместителю (подп.9.2 п.9 Указа № 510).

Срок проведения контрольной проверки не должен превышать 5 рабочих дней (п.26 Положения № 510). При этом в случае необходимости проведения в процессе контрольной проверки испытания продукции, обследования производства срок контрольной проверки по решению руководителя государственного органа может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней (п.30 Положения № 510).

Последствия неустранения нарушений

Приостановление действия специального разрешения (лицензии). Лицензирующий орган по своей инициативе или по представлению другого контролирующего (надзорного) органа принимает решение о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) на срок до 6 месяцев в случаях, предусмотренных п.76 Положения № 450:

в установленный срок лицензиатом не устранены нарушения, указанные в требовании (предписании) об устранении выявленных нарушений;

в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган не представлено письменное уведомление об устранении таких нарушений;

лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом выявлено нарушение лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в т.ч. филиалом) особых лицензионных требований и условий.

При этом под особыми лицензионными требованиями и условиями понимаются лицензионные требования и условия, сведения о которых указываются в специальном разрешении (лицензии) (п.2 Положения Указа № 450).

Действие специального разрешения (лицензии) считается приостановленным со дня, указанного в таком решении. Однако этот день не может быть установлен позднее чем по истечении 10 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии.

При этом лицензирующим органом может быть принято одно из следующих решений:

1) решение о приостановлении действия специального разрешения (лицензии);

2) решение о приостановлении действия специального разрешения (лицензии):

по указанным в нем одному или нескольким обособленным подразделениям, в т.ч. филиалам;

в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности;

на определенной территории.

Кроме того, действие специального разрешения (лицензии) сохраняется в неприостановленной части.

О принятом решении лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицензиата не менее чем за 5 рабочих дней до даты, с которой приостанавливается действие специального разрешения (лицензии), с указанием причины его приостановления.

Прекращение действия специального разрешения (лицензии). Решение о прекращении действия специального разрешения (лицензии) принимается лицензирующим органом на основании пп.77 и 78 Положения № 450 в следующих случаях:

в установленный срок лицензиатом не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия специального разрешения (лицензии);

в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган не представлено письменное уведомление об устранении таких нарушений;

лицензиатом или его обособленным подразделением, в т.ч. филиалом, в период приостановления действия лицензии продолжалось осуществление лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности.

Следует также различать грубые нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. Если особые лицензионные требования и условия указываются непосредственно в специальном разрешении (лицензии), то перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий установлен в Положении № 450 применительно к каждому лицензируемому виду деятельности. Грубое нарушение лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в т.ч. филиалом) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий является основанием для принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п.82 Положения № 450 основаниями для принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия специального разрешения (лицензии) являются также:

повторное нарушение (в течение 12 месяцев подряд после представления лицензиатом уведомления об устранении выявленных нарушений) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий;

иные нарушения, являющиеся основанием для прекращения действия специального разрешения (лицензии) в соответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности.

 

31.10.2011 г.

 

Яна Глинская, экономист