


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, ОБРАЗУЮЩИМИСЯ В БАНКАХ
Инструкции по обращению с отходами разрабатываются и утверждаются для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства.
При обращении с отходами, образующимися в банках, возникают вопросы, как организовать обращение с отходами для банка в целом, что будет являться структурным подразделением с точки зрения обращения с отходами, как вести учет образующихся отходов (по банку в целом либо по подразделениям).
В законодательстве не раскрывается содержание понятия «обособленное структурное подразделение юридического лица». Указанный термин применяется опосредованно, в совокупности с другими признаками, характеризующими организационное и (или) территориальное обособленное структурное подразделение или структурную единицу юридического лица.
Обозначены только понятия филиала и представительства юридического лица.
Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия (ст.51 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы банков
Правовое положение представительств и филиалов (отделений) банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, организационных структур общественных организаций (объединений) и республиканских государственных общественных объединений определяется с учетом особенностей, установленных Банковским кодексом Республики Беларусь (далее - БК).
Филиал банка - его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности. В случае расположения помещений филиала банка по нескольким адресам место нахождения филиала банка определяется по месту нахождения его руководителя (ст.85 БК).
Представительство банка - его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту (ст.88 БК).
В ст.122 БК упоминаются обособленные и структурные подразделения без их детализации.
Трактовка понятия обособленных структурных подразделений в законодательстве об обращении с отходами
Законодательство об обращении с отходами широко трактует понятие обособленных структурных подразделений.
Так, в п.5 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17, в качестве структурного подразделения рассматриваются даже цеха и участки.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. абзац 1 п.5 Инструкции № 17 после слов «источников образования отходов производства» дополнен словами «(мест образования отходов производства)» постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.11.2019 № 39. |
Наиболее целесообразно с точки зрения законодательства об обращении с отходами понятие обособленности установлено в п.2 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться п.2 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818. |
Так, согласование инструкций осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по месту осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, в том числе:
• Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, на территории г. Минска;
• областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, на территории двух и более районов одной области;
• районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, на территории соответствующих районов и (или) городов, за исключением случаев, предусмотренных выше.
Схожую норму содержит и п.1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденных постановлением Национального статистического комитета от 19.09.2013 № 208, в соответствии с которым обособленное подразделение юридического лица, осуществляющее деятельность, связанную с обращением с отходами производства вне места нахождения юридического лица, самостоятельно составляет отчет по соответствующей административно-территориальной единице (область, г. Минск, район области).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утв. постановлением Белстата от 30.09.2022 № 90. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2022 год. |
Таким образом, признаком обособленности с точки зрения законодательства об обращении с отходами для банков является область либо г. Минск. Соответственно, по области и г. Минску будет разрабатываться, утверждаться и согласовываться инструкция по обращению с отходами.
Разработка инструкции по обращению с отходами
Инструкция по обращению с отходами разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства (п.4 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 декабря 2019 г. п.4 Инструкции № 45 на основании постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.11.2019 № 42 исключен. |
В разделе «Общие сведения» инструкции по обращению с отходами указывается информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, которые осуществляют обращение с отходами производства: наименование юридического лица, место его нахождения, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, его место жительства, место осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, дата государственной регистрации. Таким образом, в этом разделе будет указана информация о наименовании и местонахождении предприятия и о местонахождении его подразделений по данной области.
При заполнении раздела «Ответственные за организацию обращения с отходами производства» предполагается, что основные обязанности должны быть распределены в пределах должностных лиц подразделений, находящихся в одной области. Указанный раздел должен содержать перечень должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, а также порядок учета таких отходов, обязанности должностных (уполномоченных) лиц, осуществляющих организацию обращения с отходами производства.
При наличии двух и более должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, назначается одно должностное лицо по координации обращения с отходами производства. Указания на руководителей каких-либо вышестоящих подразделений, находящихся за пределами области (например, головное подразделение в г. Минске), возможны только в рамках общей координации работы по обращению с отходами в банке и осуществлению внешнего контроля.
![]() |
Обратите внимание! Не может быть в инструкции, утвержденной и согласованной для одной из областей, регламентирован порядок действий по обращению с отходами за пределами этой области. |
Учет отходов в инструкции будет описан для конкретной области. Так, раздел «Учет отходов производства» инструкции по обращению с отходами должен содержать:
• порядок ведения учета отходов производства в местах образования (поступления);
• порядок ведения общего учета образования (поступления) отходов производства в целом от всех источников образования, дату внесения сведений в книгу общего учета отходов производства;
• порядок сбора данных для представления государственной статистической отчетности в области обращения с отходами производства;
• порядок проведения инвентаризации отходов производства.
Таким образом, учет отходов будет также осуществляться внутри области, хотя и возможно ведение помимо книги учета ПОД-10 в пределах области (как представляется, в головном подразделении в областном центре) книги учета в г. Минске (в которой будут собираться данные по всем областным подразделениям). Однако порядок ведения этой книги невозможно отразить в конкретной инструкции, поскольку действие каждой инструкции ограничено пределами области.
В то же время не только инструкциями по обращению с отходами определяется порядок учета таких отходов.
В соответствии с подп.1.2 п.1 постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.06.2014 № 27 учет также ведется в рамках производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.
Данный контроль осуществляется на основании инструкции организации по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (инструкция ПЭК).
Инструкция организации на основании п.4 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52, содержит раздел «Учет и отчетность» и приложение - перечень ведущейся учетной документации и сдающейся статистической отчетности.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 ноября 2019 г. в подп.1.2 п.1 постановления № 27 и п.4 Инструкции № 52 слова «производственный экологический контроль» заменены словами «производственные наблюдения» в соответствующем падеже постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24.10.2019 № 36. |
Именно в инструкции ПЭК может быть указан общий порядок учета для банка в целом (если есть такая необходимость - например, для ведения экологического паспорта, осуществления производственного экологического контроля, разработки плана природоохранных мероприятий, финансового планирования и пр.).
08.11.2018
Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»