Пособие от 08.11.2018
Автор: Ерилин Г.

Особенности обращения с отходами, образующимися в банках


СОДЕРЖАНИЕ

 

Представительства и филиалы банков

Трактовка понятия обособленных структурных подразделений в законодательстве об обращении с отходами

Разработка инструкции по обращению с отходами

 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, ОБРАЗУЮЩИМИСЯ В БАНКАХ

Инструкции по обращению с отходами разрабатываются и утверждаются для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства.

При обращении с отходами, образующимися в банках, возникают вопросы, как организовать обращение с отходами для банка в целом, что будет являться структурным подразделением с точки зрения обращения с отходами, как вести учет образующихся отходов (по банку в целом либо по подразделениям).

В законодательстве не раскрывается содержание понятия «обособленное структурное подразделение юридического лица». Указанный термин применяется опосредованно, в совокупности с другими признаками, характеризующими организационное и (или) территориальное обособленное структурное подразделение или структурную единицу юридического лица.

Обозначены только понятия филиала и представительства юридического лица.

Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия (ст.51 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы банков

Правовое положение представительств и филиалов (отделений) банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, организационных структур общественных организаций (объединений) и республиканских государственных общественных объединений определяется с учетом особенностей, установленных Банковским кодексом Республики Беларусь (далее - БК).

Филиал банка - его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности. В случае расположения помещений филиала банка по нескольким адресам место нахождения филиала банка определяется по месту нахождения его руководителя (ст.85 БК).

Представительство банка - его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту (ст.88 БК).

В ст.122 БК упоминаются обособленные и структурные подразделения без их детализации.

Трактовка понятия обособленных структурных подразделений в законодательстве об обращении с отходами

Законодательство об обращении с отходами широко трактует понятие обособленных структурных подразделений.

Так, в п.5 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17, в качестве структурного подразделения рассматриваются даже цеха и участки.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. абзац 1 п.5 Инструкции № 17 после слов «источников образования отходов производства» дополнен словами «(мест образования отходов производства)» постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.11.2019 № 39.

 

Наиболее целесообразно с точки зрения законодательства об обращении с отходами понятие обособленности установлено в п.2 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться п.2 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818.

 

Так, согласование инструкций осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по месту осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, в том числе:

• Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, на территории г. Минска;

• областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, на территории двух и более районов одной области;

• районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, на территории соответствующих районов и (или) городов, за исключением случаев, предусмотренных выше.

Схожую норму содержит и п.1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденных постановлением Национального статистического комитета от 19.09.2013 № 208, в соответствии с которым обособленное подразделение юридического лица, осуществляющее деятельность, связанную с обращением с отходами производства вне места нахождения юридического лица, самостоятельно составляет отчет по соответствующей административно-территориальной единице (область, г. Минск, район области).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. действует форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утв. постановлением Белстата от 30.09.2022 № 90. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2022 год.

 

Таким образом, признаком обособленности с точки зрения законодательства об обращении с отходами для банков является область либо г. Минск. Соответственно, по области и г. Минску будет разрабатываться, утверждаться и согласовываться инструкция по обращению с отходами.

Разработка инструкции по обращению с отходами

Инструкция по обращению с отходами разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства (п.4 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 декабря 2019 г. п.4 Инструкции № 45 на основании постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.11.2019 № 42 исключен.

 

В разделе «Общие сведения» инструкции по обращению с отходами указывается информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, которые осуществляют обращение с отходами производства: наименование юридического лица, место его нахождения, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, его место жительства, место осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, дата государственной регистрации. Таким образом, в этом разделе будет указана информация о наименовании и местонахождении предприятия и о местонахождении его подразделений по данной области.

При заполнении раздела «Ответственные за организацию обращения с отходами производства» предполагается, что основные обязанности должны быть распределены в пределах должностных лиц подразделений, находящихся в одной области. Указанный раздел должен содержать перечень должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, а также порядок учета таких отходов, обязанности должностных (уполномоченных) лиц, осуществляющих организацию обращения с отходами производства.

При наличии двух и более должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, назначается одно должностное лицо по координации обращения с отходами производства. Указания на руководителей каких-либо вышестоящих подразделений, находящихся за пределами области (например, головное подразделение в г. Минске), возможны только в рамках общей координации работы по обращению с отходами в банке и осуществлению внешнего контроля.

 

внимание

Обратите внимание!

Не может быть в инструкции, утвержденной и согласованной для одной из областей, регламентирован порядок действий по обращению с отходами за пределами этой области.

 

Учет отходов в инструкции будет описан для конкретной области. Так, раздел «Учет отходов производства» инструкции по обращению с отходами должен содержать:

• порядок ведения учета отходов производства в местах образования (поступления);

• порядок ведения общего учета образования (поступления) отходов производства в целом от всех источников образования, дату внесения сведений в книгу общего учета отходов производства;

• порядок сбора данных для представления государственной статистической отчетности в области обращения с отходами производства;

• порядок проведения инвентаризации отходов производства.

Таким образом, учет отходов будет также осуществляться внутри области, хотя и возможно ведение помимо книги учета ПОД-10 в пределах области (как представляется, в головном подразделении в областном центре) книги учета в г. Минске (в которой будут собираться данные по всем областным подразделениям). Однако порядок ведения этой книги невозможно отразить в конкретной инструкции, поскольку действие каждой инструкции ограничено пределами области.

В то же время не только инструкциями по обращению с отходами определяется порядок учета таких отходов.

В соответствии с подп.1.2 п.1 постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.06.2014 № 27 учет также ведется в рамках производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.

Данный контроль осуществляется на основании инструкции организации по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (инструкция ПЭК).

Инструкция организации на основании п.4 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52, содержит раздел «Учет и отчетность» и приложение - перечень ведущейся учетной документации и сдающейся статистической отчетности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 ноября 2019 г. в подп.1.2 п.1 постановления № 27 и п.4 Инструкции № 52 слова «производственный экологический контроль» заменены словами «производственные наблюдения» в соответствующем падеже постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24.10.2019 № 36.

 

Именно в инструкции ПЭК может быть указан общий порядок учета для банка в целом (если есть такая необходимость - например, для ведения экологического паспорта, осуществления производственного экологического контроля, разработки плана природоохранных мероприятий, финансового планирования и пр.).

 

08.11.2018

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»