


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА, ПРОИЗВЕДЕННОГО В СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНОСТРАННЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ
В статье рассмотрен вопрос определения страны происхождения товара, произведенного в таможенной процедуре свободной таможенной зоны на территории СЭЗ «Брест» ее резидентом из комплектующих, произведенных за пределами Евразийского экономического союза.
![]() |
Справочно Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (п.1 ст.58 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС)). Под СЭЗ следует понимать часть территории государства - члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (подп.1 п.1 ст.1 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее - Соглашение о СЭЗ)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. ТК ТС и пп.1, 5 и 7 ст.9, пп.1, 5 и 6 ст.10, ст.11-21, 23 и 24 Соглашения о СЭЗ прекращают действие, в пп.2 и 5 ст.10 Соглашения о СЭЗ внесены изменения в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
В связи со сказанным территория СЭЗ «Брест» для целей определения страны происхождения товаров является частью территории Республики Беларусь.
Поскольку в отношении товаров применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, отметим следующее.
1. Товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, приобретают статус иностранных товаров (определение термина «иностранные товары» дано в подп.10 п.1 ст.4 ТК ТС), за исключением особенностей определения статуса данных товаров при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны их вывозом за пределы таможенной территории ЕАЭС.
2. Товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.
С учетом изложенного при определении страны происхождения товара, произведенного в таможенной процедуре свободной таможенной зоны на территории СЭЗ из комплектующих, изготовленных за пределами ЕАЭС, необходимо руководствоваться в совокупности:
1) статусом произведенного товара,
2) фактом того, будет ли данный товар при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны ввозиться на таможенную территорию ЕАЭС.
Таблица | ||
Случаи для целей определения страны происхождения товара | ||
(а) | (b) | (c) |
Изготовленный товар приобретает статус товара Таможенного союза | Изготовленный товар приобретает статус иностранного товара и вывозится за пределы таможенной территории ЕАЭС | Изготовленный товар приобретает статус иностранного товара и ввозится на таможенную территорию ЕАЭС |
Исходя из ст.23 Соглашения о СЭЗ для Республики Беларусь предусмотрены две особенности: 1) в целях признания товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товарами Таможенного союза применяются критерии достаточной переработки, установленные национальным законодательством (ст.87, 88 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон)). От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2022 г. следует руководствоваться Законом в ред. Закона от 19.07.2021 № 121-З;2) в качестве документа, на основании которого товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, признаются товарами Таможенного союза, используется сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой (примечание) |
С учетом положений ст.85 Закона определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Республику Беларусь осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008 и главой 7 ТК ТС |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 января 2019 г. взамен Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008 действует решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)». |
В заключение отметим, что у резидентов СЭЗ есть возможность получения предварительного решения о стране происхождения товаров. Порядок получения данного решения закреплен в ст.91 Закона. Уполномоченным органом в Республике Беларусь является Минская центральная таможня. Сбор за принятие указанного решения составляет 20 евро (приложение 7 к Указу Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. сбор за принятие предварительного решения о стране происхождения товаров равен 50 рублям (согласно приложению 7 к Указу № 443 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 13.10.2017 № 374). |
Примечание. Указанные особенности будут действовать до вступления в силу всех решений Евразийской экономической комиссии, предусмотренных ст.19 Соглашения о СЭЗ, а именно:
1) о перечне условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза (п.3);
2) о перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (там же). См. Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 373 «О Перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада». Перечень аналогичен перечню для таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления;
3) о форме, порядке заполнения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром Таможенного союза (часть вторая п.6). См. Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 437 «О форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Евразийского экономического союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Евразийского экономического союза»;
4) о порядке использования адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (часть первая п.4). См. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 515 «О Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада».
19.04.2016
Павел Болточко, советник по вопросам внешнеэкономической деятельности