


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ, ТОРГОВ С 16 АВГУСТА 2015 ГОДА.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650
С 16 августа 2015 г. вступило в силу комментируемое постановление, которым внесены изменения и дополнения в Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 июля 2019 г. следует руководствоваться Положением с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2019 № 427. |
Проанализируем изменения и дополнения, коснувшиеся требований к проведению торгов, подрядных торгов.
![]() |
Справочно Подрядные торги - форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса. Торги - форма размещения заказов на закупку товаров при строительстве объектов, предусматривающая выбор поставщика на основе конкурса (абзац 16, 24 п.2 Положения). |
Изменения и дополнения и комментарии к ним рассмотрены в таблице. Нормы, исключенные из Положения, выделены жирным зачеркнутым, вновь введенные (измененные) - жирным шрифтом.
ГЛАВА 6 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ | |
Организаторами подрядных торгов при строительстве объектов жилья выступают инвесторы, застройщики, получившие в установленном порядке в аренду, собственность, постоянное или временное пользование земельные участки | Организаторами подрядных торгов при строительстве объектов жилья выступают инвесторы, застройщики, заказчики, получившие в установленном порядке в аренду, собственность, постоянное или временное пользование земельные участки |
ГЛАВА 7 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЕДПРОЕКТНЫХ, ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ | |
Абзац 2 части второй п.45 | |
Выбор подрядчика осуществляется для разработки предпроектной (предынвестиционной), проектной, в том числе сметной, документации на объект в целом либо для разработки: предпроектной (предынвестиционной) документации, включая обоснование |
Выбор подрядчика осуществляется для разработки предпроектной (предынвестиционной), проектной, в том числе сметной, документации на объект в целом либо для разработки: предпроектной (предынвестиционной) документации, включая обоснование инвестиций объекта и задание на проектирование |
Часть третья п.45 | |
Состав приобретаемых предпроектных, проектных и изыскательских работ определяется в соответствии с законодательством и устанавливается в задании на проектирование в зависимости от функционального назначения объекта строительства | Состав приобретаемых предпроектных работ определяется в соответствии с законодательством и устанавливается в конкурсной документации. Состав приобретаемых проектных и изыскательских работ определяется в соответствии с законодательством и устанавливается в задании на проектирование в зависимости от функционального назначения объекта строительства |
Абзац 6 части первой п.46 | |
В раздел конкурсной документации «Предмет заказа» включается информация: о требуемом результате проектных и изыскательских работ, основных архитектурных, технических и технологических параметрах объекта строительства |
В раздел конкурсной документации «Предмет заказа» включается информация: о составе и требуемом результате предпроектных, требуемом результате проектных и изыскательских работ, основных архитектурных, технических и технологических параметрах объекта строительства |
ГЛАВА 8 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ | |
Торги могут проводиться по упрощенной схеме в соответствии с пунктом 38 настоящего Положения | Торги могут проводиться по упрощенной схеме в соответствии с особенностями, установленными в пункте 38 настоящего Положения |
Комментарий. В связи с неоднозначным пониманием на практике вопроса о возможности проведения торгов по упрощенной схеме при закупках товаров, необходимых для строительства объектов, уточнена норма п.47 Положения | |
Решение о проведении торгов принимается при наличии: утвержденной в установленном порядке проектной, в том числе сметной, документации, в соответствии с которой определяются перечень и количество (объем) необходимых для строительства объектов товаров, а также технического задания на закупку |
Если иное не установлено в части второй настоящего пункта, решение о проведении торгов принимается при наличии: утвержденной в установленном порядке проектной, в том числе сметной, документации (архитектурного проекта - по решению заказчика, застройщика при разработке проектной документации в две стадии), в соответствии с которой (которым) определяются перечень и количество (объем) необходимых для строительства объектов товаров, а также технического задания на закупку оборудования, изделий, конструкций. Техническое задание на закупку оборудования, изделий, конструкций, не производимых в Республике Беларусь, при строительстве объектов, в том числе жилых домов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, подлежит согласованию с республиканским органом государственного управления или иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся (в состав (систему) которых входят) застройщик, заказчик либо которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) застройщика, заказчика, а при отсутствии такого республиканского органа или государственной организации - с облисполкомом и Минским горисполкомом (по месту размещения объекта) |
Часть вторая п.48 | |
Норма отсутствовала | Предпроектная (предынвестиционная) документация, результаты исследования конъюнктуры рынка, проведенного на стадии планирования размещения заказа на закупку товаров в целях получения информации о ценах идентичных товаров или при их отсутствии однородных товаров, и техническое задание на закупку оборудования могут являться основанием для проведения заказчиком, застройщиком в установленном порядке закупки технологического оборудования для объекта строительства, необходимого для учета при разработке проектной документации на такой объект. Техническое задание на закупку оборудования, не производимого в Республике Беларусь, при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, подлежит согласованию с республиканским органом государственного управления или иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся (в состав (систему) которых входят) застройщик, заказчик либо которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) застройщика, заказчика, а при отсутствии такого республиканского органа или государственной организации - с облисполкомом и Минским горисполкомом (по месту размещения объекта) |
Комментарий. Норма п.48 Положения, регулирующая вопросы, связанные с содержанием технического задания на закупки, осуществляемые путем проведения торгов и переговоров, уточнена с учетом проблематики запросов субъектов хозяйствования | |
Часть вторая п.49 | |
На биржевых торгах названного акционерного общества могут осуществляться в соответствии с законодательством о товарных биржах закупки необходимых для строительства объектов товаров, |
На биржевых торгах названного акционерного общества могут осуществляться в соответствии с законодательством о товарных биржах закупки необходимых для строительства объектов товаров, допущенных открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа» к биржевой торговле |
В состав конкурсной документации включается информация: о наименовании организатора торгов, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты; о наименовании объекта строительства и его месте расположения; о перечне и количестве (объеме) закупаемых товаров, их потребительских и технических показателях (характеристиках), сроках и порядке поставок таких товаров, требовании о представлении деклараций о соответствии или сертификатов соответствия товаров в случаях, установленных законодательством. Представляемые сертификаты (копии) должны сопровождаться нотариально удостоверенным переводом на белорусский или русский язык. Описание технических показателей (характеристик) закупаемых товаров не должно содержать ссылок на конкретные торговые марки, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, производителя, за исключением случаев, когда отсутствует иной способ описания требований заказчика к закупаемым товарам. Если такие ссылки вызваны только отсутствием конкретного способа описания требований заказчика к предмету заказа, описание технических показателей (характеристик) закупаемых товаров должно содержать слова «или аналог»; о цене заказа, применяемой в качестве стартовой, а также о возможности внесения предложений о ее об источниках информации о ценах на товары, используемых при определении стартовой цены. Если источником информации о ценах на товары являются сведения, полученные от поставщиков, о о о наличии проектной документации, необходимой для производства соответствующего оборудования и его монтажа; об источниках финансирования закупки товаров; о о об условиях В условия проведения торгов могут включаться сведения о В процедуре Организатор торгов приглашает участников, допущенных к Участники, В случае, если организатором торгов в проекте договора поставки предусматривается выплата авансов на поставку (изготовление) оборудования стоимостью свыше 8 тыс. базовых величин, в конкурсной документации оговаривается необходимость предоставления участниками обеспечения исполнения обязательств с указанием размера и срока действия такого обеспечения, а также представления соответствующих |
В состав конкурсной документации включаются: 50.1. информация: о наименовании организатора торгов, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты; о наименовании объекта строительства и его месте расположения; о перечне и количестве (объеме) закупаемых товаров, их потребительских и технических показателях (характеристиках), сроках и порядке поставок таких товаров, требовании о представлении деклараций о соответствии или сертификатов соответствия товаров в случаях, установленных законодательством. Представляемые декларации и сертификаты (копии), составленные на иностранном языке, должны сопровождаться нотариально удостоверенным переводом на белорусский или русский язык. Описание технических показателей (характеристик) закупаемых товаров не должно содержать ссылок на конкретные торговые марки, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, производителя, за исключением случаев, когда отсутствует иной способ описания требований заказчика к закупаемым товарам. Если такие ссылки вызваны только отсутствием конкретного способа описания требований заказчика к предмету заказа, описание технических показателей (характеристик) закупаемых товаров должно содержать слова «или аналог»; о цене заказа, применяемой в качестве стартовой, а также о возможности внесения предложений о ее изменении; об источниках информации о ценах на товары, используемых при определении стартовой цены. Если источником информации о ценах на товары являются сведения, полученные от поставщиков, организатор торгов указывает в обосновании цены реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах на такие товары. При этом он вправе не указывать наименование организаций, представивших соответствующую информацию, и иные сведения о них. Если источником информации являются данные из глобальной компьютерной сети Интернет, в обосновании цены товара указывается соответствующий сайт, на котором размещены такие данные. В этом случае графическое изображение экрана (скриншот) соответствующей интернет-страницы сохраняется в конкурсных документах. Если организатор торгов осуществляет свои расчеты цены товара, то такие расчеты должны быть приведены в полном объеме в конкурсной документации; о наличии проектной документации, необходимой для производства соответствующего оборудования и его монтажа; об источниках финансирования закупки товаров; о порядке представления участниками конкурсных предложений; 50.2. требования: о наличии документов, подтверждающих полномочия участника на реализацию товаров (в соответствии с законодательством страны производителя товаров), если к реализации предлагаются не производимые им товары; о наличии документов, подтверждающих возможность обеспечения участником на территории Республики Беларусь технического обслуживания предлагаемых к реализации товаров, их ремонта, наличия запасных частей и расходных материалов; о представлении сведений о гарантийных обязательствах на закупаемые товары; о наличии проекта соответствующего договора страхования при стоимости оборудования свыше 8 тыс. базовых величин; 50.3. условия проведения торгов и заключения договора поставки. В условия проведения торгов могут включаться сведения о праве участника улучшить свое конкурсное предложение по результатам проведенных торгов путем снижения первоначальной (указанной в конкурсном предложении) цены с обязательным представлением в составе такого предложения обоснования (расчета) размера снижения цены конкурсного предложения, а также уменьшения сроков поставки товаров или снижения размера авансов (далее - улучшение конкурсного предложения) без изменения остальных условий его конкурсного предложения, если они являются критериями оценки и предусмотрены конкурсной документацией. В процедуре улучшения конкурсных предложений имеют право участвовать все участники, прошедшие предварительный квалификационный отбор и допущенные к торгам. Участник вправе не участвовать в процедуре улучшения конкурсных предложений, при этом его конкурсное предложение остается действующим с предложенными им первоначальной ценой, сроками поставки, размерами аванса. Конкурсные предложения участников, в соответствии с которыми условия, содержащиеся в конкурсной документации, могут быть ухудшены, не рассматриваются. Организатор торгов приглашает участников, допущенных к торгам, к процедуре улучшения конкурсных предложений путем одновременного направления им приглашений. Участники, решившие принять участие в процедуре улучшения конкурсных предложений, к установленному в приглашении организатором торгов сроку представляют лично или через своего уполномоченного представителя в форме и порядке, установленных для подачи конкурсных предложений, документы, определяющие измененные условия конкурсного предложения. Участник вправе отозвать поданное предложение с измененными условиями в любое время до момента начала вскрытия конвертов с измененными условиями конкурсных предложений (открытия измененных условий конкурсных предложений, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) (далее - вскрытие конвертов с измененными условиями конкурсных предложений). Заседание конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с измененными условиями конкурсных предложений проводится в порядке, предусмотренном для процедуры вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, поступивших на торги, с оформлением протокола по примерной форме согласно приложению 3 к настоящему Положению. На этом заседании имеют право присутствовать представители каждого из участников, своевременно представивших конверты с измененными условиями конкурсных предложений (представивших измененные условия конкурсных предложений в форме электронного документа на электронном носителе информации). После проведения процедуры улучшения конкурсных предложений победитель определяется в порядке, установленном для данных торгов, в соответствии с критериями оценки, указанными в конкурсной документации. В случае, если организатором торгов в проекте договора поставки предусматривается выплата авансов на поставку (изготовление) оборудования стоимостью свыше 8 тыс. базовых величин, в конкурсной документации оговаривается необходимость предоставления участниками обеспечения исполнения обязательств с указанием размера и срока действия такого обеспечения, а также представления соответствующих документов, подтверждающих заключение договора страхования на случай повреждения оборудования |
Комментарий. Накопленный опыт проведения торгов по закупкам товаров при строительстве позволил детальнее регламентировать процедуру снижения цены заказа, а также улучшить отдельные условия по поставке товаров, изложенные в п.50 Положения. Изменения направлены на повышение эффективности и результативности закупок товаров, необходимых для строительства объектов, стоимость которых в общей стоимости строительства составляет более 60 % |
11.09.2015
Антонина Петрушина, начальник юридического отдела Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
Тамара Алейникова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»