Пособие от 29.12.2007
Автор: Константинова М.

Особенности перерасчета подоходного налога


 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАСЧЕТА ПОДОХОДНОГО НАЛОГА

Особенности зачета (возврата) излишне удержанных и удержания неудержанных либо не полностью удержанных сумм подоходного налога установлены ст.25 Закона РБ от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон о подоходном налоге).

Рассмотрим требования, которые необходимо соблюдать для правильного осуществления зачета (возврата) или доначисления сумм подоходного налога.

Порядок осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм подоходного налога

Излишне уплаченные суммы подоходного налога подлежат зачету либо возврату плательщику в порядке, определенном ст.60 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК). Кроме того, при осуществлении зачета или возврата таких сумм необходимо учитывать требования, предусмотренные ст.25 Закона о подоходном налоге (примечание).

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы подоходного налога может быть произведен не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы. При этом возврат налога может быть осуществлен только при отсутствии у плательщика неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней.

Зачет излишне уплаченного подоходного налога может быть произведен самостоятельно либо на основании письменного заявления плательщика. В отличие от зачета, возврат излишне уплаченного подоходного налога производится только по письменному заявлению плательщика. При этом заявление (как о зачете, так и о возврате) может быть подано плательщиком не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы.

Пример 1

В марте 2007 г. плательщиком по месту основной работы представлены документы, дающие право на стандартный налоговый вычет как инвалиду II группы, которым он является с января 2002 г. До этого момента установленным Законом о подоходном налоге вычетом в размере 10 базовых величин плательщик не пользовался.

В данной ситуации перерасчет подоходного налога с учетом стандартного налогового вычета как инвалиду II группы может быть произведен только из доходов, полученных плательщиком начиная с марта 2004 г.

Особенности зачета (возврата) подоходного налога, осуществляемого налоговыми агентами

Для налоговых органов и налоговых агентов установленный порядок зачета или возврата излишне уплаченных сумм подоходного налога имеет ряд особенностей.

Согласно ст.60 НК зачет или возврат излишне удержанных сумм подоходного налога с физических лиц наряду с налоговыми органами вправе производить и налоговые агенты.

Законом о подоходном налоге оговорены случаи, при которых налоговый агент может осуществить возврат излишне удержанного подоходного налога:

- при наличии письменного заявления физического лица;

- в случае прекращения налоговым агентом выплат доходов плательщику (в т.ч. вследствие прекращения трудового договора, расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине).

Вместе с тем возврат плательщику излишне удержанных сумм подоходного налога производится за счет общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет, или за счет собственных средств налогового агента с возмещением этих расходов за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет.

Пример 2

Физическим лицом 1 ноября 2007 г. по месту основной работы представлены документы, подтверждающие рождение у него ребенка в январе 2007 г. В результате произведенного перерасчета облагаемый налогом доход, полученный им за период с января по октябрь, уменьшен на сумму вычетов в размере 2 базовых величин за каждый из этих месяцев. Сумма излишне удержанного подоходного налога составила 50 000 руб.

Физическим лицом одновременно с документами подано заявление на выплату ему указанной суммы. Выплата заработной платы за октябрь будет производиться 20 ноября. При этом сумма подоходного налога, исчисленная организацией со всех работников за октябрь, составила 600 000 руб.

Возврат подоходного налога в рассматриваемом случае может производиться двумя способами:

1) за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет, т.е. 20 ноября физическому лицу выплачивается заработная плата и дополнительно 50 000 руб. излишне удержанного подоходного налога, а в бюджет организация перечисляет сумму подоходного налога, уменьшенную на сумму, причитающуюся к возврату:

550 000 руб. = 600 000 руб. - 50 000 руб.;

2) за счет собственных средств налогового агента - физическому лицу выплачивается излишне удержанная сумма подоходного налога до выплаты заработной платы. При выплате заработной платы 20 ноября организация перечисляет в бюджет сумму подоходного налога, уменьшенную на сумму возвращенного подоходного налога:

550 000 руб. = 600 000 руб. - 50 000 руб.

Необходимо отметить, что в случае обнаружения факта излишнего удержания подоходного налога по прошествии того года, в котором он имел место, налоговый агент не вправе самостоятельно произвести зачет или возврат излишне удержанной суммы подоходного налога. В рассматриваемой ситуации зачет или возврат излишне удержанной суммы подоходного налога может быть осуществлен налоговым агентом только по согласованию с налоговым органом по месту жительства плательщика. Так, для этих целей налоговому агенту необходимо в 30-дневный срок со дня выявления указанных фактов (например, со дня подачи физическим лицом необходимых документов) направить в налоговый орган по месту его жительства сообщение, составленное в письменной форме, об излишне удержанной сумме налога. В нем указываются фамилия, имя, отчество физического лица, у которого возникла переплата по подоходному налогу; обстоятельства (основания) ее возникновения; сумма, подлежащая зачету (возврату). К сообщению должна быть приложена справка о полученных в предыдущем (в том, за который будет производиться перерасчет) году доходах и удержанных суммах подоходного налога по форме, приведенной в приложении 7 к Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу, их рассмотрения налоговыми органами, формах налогового учета, определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь и форм справок, выдаваемых физическим лицам, утвержденной постановлением МНС РБ от 17.01.2007 № 9.

Налоговый орган в 30-дневный срок направляет налоговому агенту сообщение, в котором указывает, представлялась ли плательщиком налоговая декларация (расчет) за тот год, за который обнаружена ошибка, и учтены ли налоговым органом соответствующие суммы при определении сумм подоходного налога исходя из налоговых деклараций (расчетов). В случае положительного ответа (согласования) организация будет вправе произвести возврат либо зачет (в зависимости от того, что было указано физическим лицом в своем заявлении) излишне уплаченной суммы подоходного налога.

Следует обратить внимание, что налоговый орган отказывает в согласовании проведения налоговым агентом зачета или возврата излишне удержанных сумм подоходного налога в случае:

- наличия у плательщика неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней - в отношении излишне удержанной суммы налога;

- если со дня излишнего удержания налога истекло 3 года;

- если плательщик декларировал (не декларировал, но обязан был декларировать) совокупный годовой доход того календарного года, из доходов которого налог был удержан излишне, чем полагается согласно Закону;

- непризнания им удержанной суммы налога в качестве излишне удержанной (заявленной суммы налога как неудержанной).

Вышеуказанная процедура согласования должна быть соблюдена и в случае, когда налоговому агенту необходимо произвести доудержание неудержанных сумм подоходного налога с доходов, полученных в предшествующие текущему календарному году периоды.

Как уже отмечалось выше, физические лица, претендующие на возврат или зачет излишне уплаченного подоходного налога исходя из представленных ими в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов), могут избрать такой способ зачета (возврата), как через налогового агента.

Постановление МНС РБ от 15.12.2006 № 123 «О зачете либо возврате излишне уплаченных сумм подоходного налога» (далее - постановление № 123) предусматривает порядок зачета (возврата) плательщику налоговым агентом излишне уплаченных сумм подоходного налога, установленных исходя из налоговых деклараций (расчетов).

Так, в соответствии с постановлением № 123 зачет либо возврат плательщику излишне уплаченных сумм подоходного налога осуществляется налоговым агентом на основании письменного сообщения налогового органа о сумме излишне уплаченного подоходного налога, которое направляется им не позднее рабочего дня после принятия налоговым органом решения о зачете или возврате.

При этом возврат плательщику излишне уплаченных сумм подоходного налога должен быть производен налоговым агентом в течение 20 дней со дня получения письменного сообщения путем выдачи наличных денежных средств и (или) перечисления на текущий (расчетный), вкладной (депозитный) счет физического лица за счет общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет, или за счет собственных средств налогового агента с возмещением этих расходов за счет общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет.

В случае же недостаточности денежных средств для возврата плательщику излишне уплаченных сумм подоходного налога налоговый агент обязан в 5-дневный срок со дня получения письменного сообщения письменно известить об этом налоговый орган по месту постановки на учет физического лица, который осуществит зачет либо возврат излишне уплаченных сумм подоходного налога плательщику иными установленными законодательством способами.

Особенности зачета или возврата подоходного налога, осуществляемых налоговыми органами

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы подоходного налога производятся налоговым органом по месту постановки на учет (месту жительства) плательщика при представлении им налоговой декларации (расчета).

Право на зачет или возврат подоходного налога через налоговые органы имеют плательщики, которым в течение календарного года не предоставлялись стандартные налоговые вычеты или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено Законом о подоходном налоге, в т.ч.:

- плательщики, которые в течение календарного года получали доходы по договорам подряда и основного места работы не имели.

Пример 3

Плательщик (детей до 18 лет и иждивенцев не имеет) в течение 2007 г. не имел места основной работы (работал по договорам подряда). Сумма начисленного дохода за 2007 г. составила 1 000 000 руб., из которой был удержан подоходный налог в размере 200 000 руб. Стандартные налоговые вычеты в течение года не производились.

В указанном случае стандартные налоговые вычеты могут быть произведены из полученных по договорам подряда доходов по окончании календарного года (в 2008 г.), что потребует от плательщика представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), справки о доходах и пересчета удержанного из его доходов подоходного налога исходя из ставок, предусмотренных п.1 ст.18 Закона о подоходном налоге.

Так, сумма стандартных налоговых вычетов, на которые вправе в рассматриваемом случае претендовать плательщик, составляет 376 000 руб. (31 000 руб. х 11 мес. + 35 000 руб. х 1 мес.).

В результате произведенного налоговым органом перерасчета сумма подлежащего к уплате подоходного налога за 2007 г. составит 56 160 руб. ((1 000 000 руб. - 376 000 руб.) х 9 %).

При этом излишне уплаченная сумма подоходного налога составляет 143 840 руб. (200 000 руб. - 56 160 руб.);

- плательщики, у которых место основной работы было в течение не всего календарного года.

Пример 4

Работник (детей до 18 лет и иждивенцев не имеет) увольняется с основного места работы 16 апреля 2007 г. Начисленная заработная плата с начала календарного года (январь-апрель) составила 1 000 000 руб., из нее был удержан подоходный налог в сумме 78 840 руб. До конца 2007 г. он не имел никаких доходов, подлежащих обложению подоходным налогом.

По окончании 2007 г. данный работник вправе представить налоговую декларацию (расчет) со справкой о доходах для получения вычетов в размере 1 базовой величины за период май-декабрь 2007 г.

Так, сумма стандартных налоговых вычетов, на которые вправе в рассматриваемом случае претендовать плательщик, составляет 376 000 руб. (31 000 руб. х 11 мес. + 35 000 руб. х 1 мес.).

В результате произведенного налоговым органом перерасчета сумма подлежащего к уплате подоходного налога за 2007 г. составит 56 160 руб. ((1 000 000 руб. - 376 000 руб.) х 9 %).

При этом излишне уплаченная сумма подоходного налога составляет 22 680 руб. (78 840 руб. - 56 160 руб.);

 

- плательщики, которым стандартные налоговые вычеты были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено Законом о подоходном налоге.

Пример 5

Сумма дохода, начисленного плательщику по месту основной работы, составила 10 000 000 руб., из которого был удержан подоходный налог в размере 969 900 руб. В мае 2007 г. у работника родился сын, о чем налоговому агенту были представлены соответствующие документы (копия свидетельства о рождении ребенка) только в октябре 2007 г. Налоговым агентом исчисление подоходного налога с учетом стандартного налогового вычета производилось только за 3 месяца (октябрь-декабрь). Других доходов, облагаемых подоходным налогом, данный плательщик в течение 2007 г. не имел.

Учитывая, что согласно Закону о подоходном налоге данный стандартный налоговый вычет предоставляется с месяца рождения ребенка, а не с месяца представления документов, это подтверждающих, плательщик по окончании 2007 г. вправе представить налоговую декларацию (расчет) со справкой о доходах для получения стандартных налоговых вычетов на ребенка за период с мая по сентябрь 2007 г.

Так, сумма стандартных налоговых вычетов, на которые вправе в рассматриваемом случае претендовать плательщик, составляет 880 000 руб. ((31 000 руб. х 11 мес. + 35 000 руб. х 1 мес.) + (31 000 руб. х 2 х 7 мес. + 35 000 руб. х 2 х 1 мес.)).

В результате произведенного налоговым органом перерасчета сумма подлежащего к уплате подоходного налога за 2007 г. составит 916 800 руб. При этом излишне уплаченная сумма подоходного налога - 53 100 руб. (969 900 руб. - 916 800 руб.).

 

Необходимо также отметить, что кроме вышеназванной категории граждан на возврат подоходного налога в таком же порядке вправе претендовать и плательщики, которым в течение календарного года социальный, имущественный и профессиональный налоговые вычеты не предоставлялись. Например, когда вычеты в размере расходов на строительство или приобретение жилья либо на обучение в течение года предоставлялись одному из членов семьи и эти расходы превысили полученные им доходы, а также если указанные расходы были понесены в 2006 г.

Пример 6

В течение 2007 г. оплату за обучение ребенка при получении первого высшего образования производил его отец. При этом в документах (договоре с учебным заведением, а также документах, подтверждающих оплату за обучение) указаны фамилия, имя, отчество ребенка. В семье, кроме отца, доходы получают его супруга и сам обучающийся.

В данном случае вычет в течение года должен быть произведен в первую очередь самому ребенку (обучающемуся) в пределах его доходов. Если его доходов недостаточно для получения вычета в полном объеме, оставшаяся сумма может быть вычтена из доходов других членов семьи (в рассматриваемом случае отца) налоговым органом по окончании 2007 г. на основании представленной им налоговой декларации (расчета).

Пример 7

Женщина является студенткой Белорусского государственного университета и получает первое высшее образование. Расходы на обучение, которые она понесла в 2007 г., составили 1 500 000 руб. С марта 2007 г. она находится в декретном отпуске и ее заработная плата с начала календарного года составила 1 100 000 руб. В мае у нее родился ребенок. В течение 2007 г. других доходов, кроме государственного пособия на ребенка, она не имела.

По окончании 2007 г. ей может быть предоставлен социальный налоговый вычет только в размере полученных в течение 2007 г. и облагаемых подоходным налогом доходов в размере 220 000 руб. (1 100 000 - (31 000 руб. х 11 мес. + 35 000 руб. х 1 мес. + 31 000 х 2 х 7 мес. + 35 000 руб. х 2 х 1 мес.)). Неиспользованной частью вычета в размере 1 280 000 руб. (1 500 000 руб. - 220 000 руб.) может воспользоваться ее супруг при представлении в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Пример 8

Студентка вуза Республики Беларусь получает первое высшее образование. Обучение платное. Кроме того, она находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и облагаемых подоходным налогом доходов в течение календарного года не получала. Супруг также является студентом дневной формы обучения и облагаемых подоходным налогом доходов он в течение 2007 г. не имел. Расходы на обучение дочери несли ее родители.

В данном случае правом на получение социального вычета в течение календарного года может воспользоваться один из родителей ребенка. Если его доходов недостаточно для получения вычета в полном объеме, оставшаяся сумма может быть вычтена из доходов супруга (супруги) также налоговым органом на основании представленной им налоговой декларации (расчета).

 

Как уже отмечалось выше, зачет или возврат излишне уплаченных сумм подоходного налога может быть осуществлен, если с момента неправильного удержания не прошло более 3 лет.

Так, на получение социального и имущественного вычета в размере расходов, понесенных в 2006 г., физические лица имеют право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм подоходного налога в период, не превышающий 3 лет после окончания налогового периода, т.е. налоговая декларация (расчет) для получения этих налоговых вычетов может быть подана физическим лицом в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2009 г. А в случае, когда рассматриваемые расходы были понесены в периоды, предшествующие 2006 г., отсчет 3-летнего срока ведется со дня понесенных плательщиком расходов.

Пример 9

Плательщик, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, начиная с 2003 г. несет расходы по погашению кредита, взятого на строительство жилья. Погашение кредита осуществлялось ежемесячно до 20-го числа каждого месяца. До настоящего времени правом на вычеты из налогооблагаемого дохода он не воспользовался - документы, подтверждающие погашение кредита, были им представлены только 22 ноября 2007 г.

В указанном случае плательщику может быть предоставлен имущественный налоговый вычет в размере расходов, понесенных им начиная с декабря 2004 г.

 

В других случаях отсчет 3-летнего срока начинает вестись со дня излишнего удержания налога.

Пример 10

В декабре 2007 г. сотрудник организации (место основной работы) предоставил документы, дающие право на стандартный налоговый вычет как инвалиду II группы, которым он является с января 2002 г.

В приведенной ситуации перерасчет подоходного налога с учетом стандартного налогового вычета как инвалиду II группы может быть произведен только из доходов, полученных плательщиком начиная с декабря 2004 г. Причем по доходам, полученным в предшествующие налоговые периоды (декабрь 2004-2005 гг.), налоговый агент вправе произвести перерасчет только по согласованию с налоговым органом по месту жительства плательщика.

Пример 11

В феврале 2008 г. вместе с налоговой декларацией (расчетом) и справкой о доходах за 2007 г. плательщиком представлены документы, дающие право на стандартный налоговый вычет как инвалиду II группы, которым он является с января 2002 г. Вычет по месту основной работы не предоставлялся в связи с тем, что документы налоговому агенту плательщиком представлены не были.

В таком случае перерасчет подоходного налога с учетом стандартного налогового вычета как инвалиду II группы может быть произведен налоговым органом только из доходов, полученных плательщиком начиная с февраля 2005 г., при представлении им за каждый предыдущий год налоговой декларации (расчета) и справки о доходах.

 

Рассмотрев представленную физическим лицом налоговую декларацию (расчет) и приложенные к ней документы, налоговый орган принимает решение о зачете либо возврате излишне уплаченных сумм подоходного налога.

Вместе с тем зачет излишне уплаченных сумм подоходного налога может быть производен:

- самостоятельно налоговым органом в счет погашения у физического лица неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней. Зачет производится в течение 5 рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней;

- налоговым органом по письменному заявлению физического лица в счет предстоящих платежей по подоходному налогу или на исполнение его налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам), на уплату пеней. Решение о зачете принимается не позднее 5 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления, за исключением случая, когда такое заявление явилось основанием для проведения внеплановой налоговой проверки. При этом налоговый орган обязан сообщить плательщику о произведенном зачете не позднее 10 дней со дня проведения такого зачета.

Что же касается возврата излишне уплаченных сумм подоходного налога, то он должен быть осуществлен в течение одного месяца со дня подачи плательщиком соответствующего заявления. В заявлении необходимо указать вид налога, который подлежит зачету либо возврату; период, за который производилась уплата; указание на зачет либо возврат денежных средств; избранный плательщиком способ зачета либо возврата и при необходимости реквизиты счета физического лица в банке, на который будет производиться возврат, наименование и адрес налогового агента.

На выбор предоставлено несколько способов возврата излишне уплаченных сумм подоходного налога (плательщик избирает их самостоятельно):

- путем перечисления на счета физического лица в банке, в т.ч. на текущий (расчетный), вкладной (депозитный), карт-счет;

- из кассы банка, в котором открыт счет местного бюджета, по представляемому райгорфинотделом списку. При этом налоговый орган должен проинформировать физическое лицо о банке, в который следует обращаться за получением денежных средств, и сроках такого обращения;

- наличными денежными средствами из кассы банка по чеку из чековой книжки. При этом налоговый орган должен проинформировать физическое лицо о райгорфинотделе (финансовом отделе администрации района г.Минска), в который следует обращаться за получением чека, и сроках такого обращения.

Кроме того, зачет либо возврат излишне уплаченных сумм подоходного налога может быть осуществлен и через налогового агента. Для этих целей налоговый орган не позднее 5 рабочих дней со дня подачи физическим лицом заявления направляет налоговому агенту (организации или индивидуальному предпринимателю), указанному в заявлении физического лица, письменное сообщение о сумме излишне уплаченного подоходного налога. Такое сообщение является основанием для возврата налоговым агентом плательщику указанной суммы излишне уплаченного подоходного налога.

Наряду с этим надо отметить, что зачет или возврат излишне уплаченной суммы подоходного налога производятся без начисления процентов на эту сумму, но только при условии, что не нарушены установленные сроки. Так, при нарушении месячного срока сумма излишне уплаченного налога возвращается плательщику с начисленными на нее процентами за каждый день нарушения срока возврата по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действовавшей в день направления платежного поручения банку на возврат плательщику этой суммы. При этом проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем истечения срока возврата излишне уплаченной суммы налога, по день направления платежного поручения банку на возврат плательщику данной суммы.

Порядок удержания неудержанных или не полностью удержанных сумм подоходного налога

При осуществлении удержания неудержанной или не полностью удержанной (далее - неудержанной) суммы подоходного налога, как и в случае с зачетом или возвратом, необходимо руководствоваться ст.25 Закона о подоходном налоге (примечание).

Так, сумма подоходного налога, не удержанная налоговым агентом из доходов физического лица, удерживается этим налоговым агентом до полного погашения образовавшейся у плательщика задолженности по налогу при условии, что с момента неправильного удержания не прошло более 3 лет. В случае, когда налоговому агенту необходимо произвести доудержание неудержанных сумм подоходного налога с доходов, полученных в предшествующие текущему календарному году периоды, ему необходимо согласовать этот вопрос с налоговым органом по месту жительства плательщика. При этом порядок согласования аналогичен тому, которым должен руководствоваться налоговый агент при зачете или возврате излишне удержанного подоходного налога с доходов, полученных в предшествующие текущему календарному году периоды.

Статьей 25 Закона о подоходном налоге предусмотрен порядок действия налогового агента в ситуации, когда по независящим от него причинам он не может удержать исчисленную с физического лица сумму подоходного налога. Например, в следующих случаях:

- при прекращении выплат доходов плательщику, в т.ч. вследствие прекращения трудового договора, расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине;

- при выплате плательщику дохода в натуральной форме (когда выплаты в денежной форме этому плательщику не производятся и (или) он отказывается внести в кассу причитающуюся с него сумму подоходного налога).

В рассматриваемых примерах налоговый агент обязан в 30-дневный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу. Налоговый орган в свою очередь в 30-дневный срок со дня получения сообщения о сумме задолженности по налогу вручает плательщику платежное извещение на его уплату. При этом плательщику дается 30 дней со дня вручения налоговым органом платежного извещения, чтобы погасить сумму задолженности по налогу.

Вместе с тем бывают ситуации, когда ошибку в удержании подоходного налога согласно представленной с прежнего места основной работы справки о доходах и удержанных суммах подоходного налога обнаруживает новый наниматель. В таком случае он обязан произвести перерасчет подоходного налога (доудержать необходимую сумму) и в целях исключения двойного налогообложения в 30-дневный срок со дня удержания налога направить об этом письменное сообщение в налоговый орган по месту жительства плательщика. Таким образом, налоговый орган будет располагать информацией о том, что с плательщика удержан подоходный налог в полном объеме, и во вручении платежного извещения этому плательщику при получении письменного сообщения от предыдущего нанимателя не будет необходимости.

  

Примечание. Необходимо отметить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26.12.2007 № 302-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» статья 25 Закона дополнена пунктом 51, которым урегулирован порядок удержания подоходного налога с доходов физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, - граждан либо подданных иностранного государства и лиц без гражданства (подданства), в случаях, когда налоговым агентом налог с них не удержан. Так, в рассматриваемом случае перечисление в бюджет налога производится за счет средств налогового агента, а при уплате налога физическими лицами ранее уплаченная налоговым агентом сумма налога подлежит возврату в порядке, предусмотренном частью второй пункта 8 статьи 20 Закона (по аналогии с порядком возврата налога с сумм, возвращаемых физическим лицам в счет погашения выданных им займов и кредитов.

 

29.12.2007 г.

 

Марина Константинова, экономист

  

От редакции: В Налоговый кодекс РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании законов РБ от 29.12.2009 № 72-З (с 1 января 2010 г.) и от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2010 г. Закон РБ от 21.12.1991 № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 72-З утратил силу.

С 1 января 2011 г. постановление МНС РБ от 17.01.2007 № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц и сбору на развитие территорий, определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, представления сведений налоговыми агентами, банками и операторами почтовой связи, представления физическим лицом подтверждения статуса резидента иностранного государства и форм справок, выдаваемых организациям и физическим лицам» на основании постановления МНС РБ от 15.11.2010 № 82 утратило силу.