


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Отходы - это вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.
Отходы потребления - отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов.
Отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.
Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы, драгоценные камни, регулируются законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях и иным специальным законодательством.
Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон) и иными актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством о промышленности и иным специальным законодательством (пп.19-21 ст.1, пп.2 и 3 ст.2 Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2015 г. в п.20 ст.1, п.2 ст.2 Закона внесены изменения Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 288-З. Изменения не повлияли на суть материала. Комментарий см. здесь. |
Требования к обращению с отходами производства устанавливаются актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства, по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:
• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;
• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами;
• представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;
• предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;
• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами (п.1 ст.17 Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 августа 2016 г. подп.1.7 п.1 ст.17 Закона исключен Законом Республики Беларусь от 13.07.2016 № 397-З. С 9 декабря 2019 г. ст.17 Закона изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З. Комментарий см. здесь. |
Нормативное регулирование в сфере обращения с отходами
Основными законодательными актами в сфере обращения с отходами являются Закон и Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки». Комментарии см. здесь. |
К основным подзаконным актам относятся:
1) постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами»; |
2) постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:
- от 29.02.2008 № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства»;
- от 09.12.2008 № 112 «Об утверждении формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкции о порядке его оформления»;
- от 22.10.2010 № 45 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства»;
- от 08.11.2007 № 85 «Об утверждении классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. взамен постановления № 85 действует постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т «Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь»; |
3) постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.01.2008 № 3/13/2 «Об утверждении Инструкции о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства» и т. д.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 декабря 2019 г. следует руководствоваться постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.11.2019 № 41/108/65 «О порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства». |
Общая норма, предусматривающая административную ответственность в сфере обращения с отходами
Общей нормой, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований законодательства об обращении с отходами, является часть вторая ст.15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), санкция которой включает предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя - до 200 БВ, а на юридическое лицо - до 1 000 БВ.
В число нарушений требований законодательства об обращении с отходами входят следующие:
• не обеспечиваются:
- разработка и утверждение инструкции по обращению с отходами производства;
- назначение должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
- отражение первичного учета отходов, а также единого учета отходов, образующихся в целом, в соответствующих книгах;
• не согласовываются инструкции по обращению с отходами с городской и районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - горрайинспекция), причем в инструкциях о порядке обращения с отходами производства отсутствуют:
- информация о юридическом лице (наименовании юридического лица, месте его нахождения, месте осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, дате государственной регистрации);
- перечень должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, а также учета таких отходов, и обязанности должностных (уполномоченных) лиц, осуществляющих организацию обращения с отходами производства;
- порядок разработки нормативов образования отходов производства;
- сведения о количестве, местах ведения книг учета отходов, сроке внесения записей в книги учета отходов, способах определения фактического количества отходов (взвешивание, замер);
- порядок ведения общего учета образования (поступления) отходов производства в целом от всех источников образования отходов производства;
- описание системы сбора отходов производства по степени опасности и классу опасности опасных отходов производства;
- перечень отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов;
- перечень отходов производства, которые направляются на использование и (или) обезвреживание, порядок передачи отходов производства на использование и (или) обезвреживание;
- перечень отходов производства, подлежащих захоронению;
- порядок перевозки отходов и учета сопроводительных паспортов перевозки отходов производства;
- сведения об источниках образования отходов производства, местах временного хранения отходов и объектах хранения отходов;
- расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения;
• не осуществляется:
- разработка и согласование с горрайинспекцией нормативов образования отходов, получение в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешения на хранение и захоронение отходов производства, их сбор и хранение в санкционированных местах, нормативы хранения и периодичность вывоза;
- проведение инвентаризации отходов (отсутствуют документы, подтверждающие ее проведение) и т. д.
Специальные нормы, предусматривающие административную ответственность в сфере обращения с отходами
В то же время КоАП предусмотрены и иные специальные нормы, предусматривающие административную ответственность в сфере обращения с отходами.
Так, нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования лома и отходов черных и цветных металлов влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 30 до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 100 до 300 % от стоимости их лома и отходов черных и цветных металлов (ст.12.2 КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. нарушение норм ст.12.2 КоАП влечет наложение штрафа в размере до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 300 % от стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З). |
![]() |
Справочно Субъект предпринимательской деятельности обеспечивает: • списание в металлолом устаревших, вышедших из строя и непригодных для дальнейшей эксплуатации оборудования, металлоконструкций и инструмента; • систематическую очистку своих территорий от накопившихся лома и отходов черных и цветных металлов; • оборудование специальных площадок для раздельного хранения лома и отходов черных и цветных металлов по классам, видам, группам или маркам; • размещение и состояние площадки, позволяющие иметь подъездные пути, удобные для маневрирования транспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ, и твердое покрытие; • принятие мер по недопущению загрязнения и смешивания лома и отходов черных и цветных металлов различных классов, видов, групп или марок между собой, а также с ломом и отходами других металлов и неметаллическими примесями; • сбор, хранение и отгрузку лома и отходов черных и цветных металлов в рассортированном виде в соответствии с классификацией, установленной действующими стандартами. В целях правильной организации сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов цветных металлов субъект предпринимательской деятельности: • назначает должностное лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обращение лома и отходов черных и цветных металлов; • утверждает правовой акт о порядке сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов, который разрабатывается с учетом требований Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.06.2006 № 98/12/10, действующих стандартов, иных нормативных правовых актов в этой сфере (пп.21 и 22 указанной Инструкции). |
Нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и нормативов в области охраны окружающей среды влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ (ст.15.1 КоАП).
![]() |
Справочно Юридические лица и граждане, хозяйственная и иная деятельность которых связана с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, а также санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством Республики Беларусь. Отношения, возникающие в процессе обращения с отходами, регулируются законодательством Республики Беларусь об обращении с отходами и иным законодательством Республики Беларусь (ст.50 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»). Законодательными актами, регулирующими отношения, возникающие в процессе обращения с отходами, являются: • Инструкция о порядке организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.08.2012 № 39.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 ноября 2015 г. следует руководствоваться Инструкцией № 39 в редакции постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.09.2015 № 37. Комментарий см. здесь;
• технический кодекс установившейся практики (ТКП 17.11-07-2013 (02120)) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила разработки технологических регламентов использования, обезвреживания отходов», утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31.12.2013 № 12-Т (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/314683/433885); • технический кодекс установившейся практики (ТКП 17.11-02-2009 (02120/02030)) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Обращение с коммунальными отходами. Объекты захоронения твердых коммунальных отходов. Правила проектирования и эксплуатации», утвержденный постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 25.04.2009 № 20/5-Т (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/228135/325662). |
Загрязнение земель отходами влечет наложение штрафа в размере от 3 до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 30 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ. В соответствии со ст.89 Кодекса Республики Беларусь о земле землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им (находящихся у них) земельных участков следующее мероприятие по охране земель: защищать земли от загрязнения отходами (ст.15.11 КоАП).
Загрязнение леса и древесно-кустарниковой растительности, не входящей в государственный лесной фонд, отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 300 БВ (ст.15.30 КоАП).
![]() |
Справочно Загрязнение леса представляет собой изменение внешнего и структурного состояния леса как экологического комплекса вследствие насыщения его отходами или вредными веществами (засорение леса путем размещения в нем остатков строительных материалов, создания свалок из бытовых отходов и т. д.). При этом постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042 утверждено Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде. |
Кроме того, отдельные санитарные нормы и правила также содержат положения, регулирующие порядок обращения с отдельными видами отходов. Так, постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 20.10.2005 № 147 утверждены Санитарные правила и нормы 2.1.7.14-20-2005 «Правила обращения с медицинскими отходами», постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 29.05.2006 № 68 утверждены Санитарные правила и нормы 2.1.7.12-9-2006 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых коммунальных отходов». Однако административная ответственность в виде штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ за нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила, предусмотрена ст.16.8 КоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 августа 2016 г. ст.16.8 КоАП изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 19.07.2016 № 407-З. Размеры штрафа составляют до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 200 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ. С 15 января 2017 г. следует руководствоваться Санитарными нормами и правилами «Требования к обращению с отходами производства и потребления», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.12.2016 № 143. С 16 марта 2018 г. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.02.2018 № 14 утверждены новые Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». |
Таким образом, на практике при применении административной ответственности за нарушения в сфере обращения с отходами постоянно возникают вопросы, какой из составов нарушений будет являться общим, а какой специальным (часть вторая ст.15.63 КоАП содержит общий состав).
24.06.2015
Юрий Навойчик, юрист