Пособие от 08.04.2013
Автор: Гасюкевич О.

Особенности трудоустройства лиц, обязанных возмещать расходы на содержание детей


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ, ОБЯЗАННЫХ ВОЗМЕЩАТЬ РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ

Нормативное регулирование

Трудовые правоотношения с лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - обязанные лица), имеют свои особенности. Данные правоотношения регулируются:

Декретом Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее - Декрет);

Положением о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 26.01.2007 № 105 (далее - Положение);

Кодексом о браке и семье РБ (далее - КоБС).

Декрет был издан в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, и, соответственно, в Республике Беларусь 24 ноября 2006 г. появилась особая категория лиц (работников), правоотношения с которыми регулируются специальными нормами права. Некоторые нормы Трудового кодекса РБ (далее - ТК) к данной категории работников не применяются.

Основания возникновения у родителей обязанности возмещения расходов по содержанию детей

Декретом определены следующие основания возникновения у родителей обязанности возмещения расходов по содержанию детей:

• отобрание детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

• отобрание детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

• лишение родительских прав;

• нахождение в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

• отбывание наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, но не ранее дня принятия:

• решения комиссии по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка;

• постановления органа, ведущего уголовный процесс;

• вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей, указанных в части первой п.8 Декрета, и прекращается в случае:

- полного погашения расходов по содержанию детей;

- смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом;

- объявления родителя умершим;

- признания родителя безвестно отсутствующим;

- признания родителя недееспособным;

- наличия у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности.

Инструкция о порядке организации прохождения медицинских осмотров обязанными лицами, утвержденная постановлением Минздрава РБ и МВД РБ от 15.07.2009 № 80/222, определяет порядок организации прохождения медицинских осмотров для определения наличия либо отсутствия у обязанного лица заболеваний, при наличии которых родители (родитель) не могут выполнять родительские обязанности.

Размер и состав расходов, затрачиваемых государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, устанавливаются Правительством РБ (часть шестая ст.93 КоБС).

Категории обязанных лиц и их трудоустройство

Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, но не ранее дня принятия решения комиссии по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего уголовный процесс, либо вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей, указанных в части первой п.8 Декрета.

Обязанных лиц в зависимости от момента начала и добровольности трудовых правоотношений с нанимателем и возмещения расходов на содержание детей можно подразделить на следующие категории:

• обязанные лица, у которых обязанность возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, возникла в процессе правоотношений с нанимателем и которые добровольно возмещают расходы;

• обязанные лица, у которых обязанность возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, возникла до устройства на работу, но которые самостоятельно трудоустроились и добровольно возмещают расходы;

• обязанные лица, которые трудоустроились и возмещают расходы по решению суда.

Разные категории обязанных лиц

Согласно п.2 Декрета трудоустройству подлежат:

• неработающие родители, обязанные возмещать расходы по содержанию;

• работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению или по судебному постановлению о взыскании расходов, если размер их заработной платы и приравненных к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РБ доходов не позволяет им в течение 6 месяцев в полном объеме выполнять обязательства по возмещению расходов по содержанию детей.

В случае если лицо, обязанное возмещать расходы по содержанию детей, не работает, судебный исполнитель в целях обеспечения совершения исполнительных действий в течение 3 дней после поступления на исполнение исполнительного документа направляет в адрес судьи представление о необходимости трудоустройства должника.

Вопросы трудоустройства обязанных лиц решаются судом в определении о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей, решении о лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав, о взыскании расходов по содержанию детей, а при возникновении вопросов трудоустройства при исполнении этих судебных постановлений - в определении, выносимом в целях обеспечения совершения исполнительных действий судом по месту их исполнения. Судебное постановление о трудоустройстве выносится один раз, приобщается к исполнительному документу и является его неотъемлемой частью.

Принудительное трудоустройство обязанных лиц является способом обеспечения исполнения решения суда.

Неработающие обязанные лица вправе самостоятельно трудоустроиться и добровольно в полном объеме возмещать расходы на содержание детей.

Если размер заработной платы и приравненных к ней доходов обязанного лица, возмещающего расходы по содержанию детей в добровольном порядке, не позволяет ему в течение 6 месяцев в полном объеме выполнять данные обязательства, обязанное лицо подлежит трудоустройству на новое место работы.

Областные исполнительные комитеты, а также Минский городской исполнительный комитет совместно с Минским областным исполнительным комитетом, на которые возложена ответственность за обеспечение занятости обязанных лиц и оплаты их труда в размере, позволяющем полностью возмещать расходы по содержанию детей, определяют перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства обязанных лиц. Информация о включении в данный перечень доводится до сведений этих организаций. Как правило, в адрес предприятия, состоящего в списке, отправляется соответствующее письмо с выпиской из решения исполнительного комитета, которое должно быть зарегистрировано во входящей документации и принято к исполнению.

Бронирование рабочих мест для приема на работу родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении и направленных по судебному постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства, осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 29.11.2006 № 1595.

Установлено правило, что трудоустройство обязанных лиц осуществляется в организации, включенные в перечень. Однако обязанное лицо может самостоятельно трудоустроиться в организации, не включенные в перечень.

Организации, включенные в перечень, обязаны в 3-дневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера заработной платы по соответствующим вакансиям. В данных организациях, как правило, приказом (распоряжением) руководителя назначается лицо, ответственное за своевременное информирование органов по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансий.

Основанием для временного трудоустройства обязанного лица, подвергнутого административному аресту с обязательным привлечением к труду за уклонение от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве, является постановление об административном аресте с обязательным привлечением к труду.

Временное трудоустройство административно арестованных обязанных лиц осуществляется в организации, включенные в перечень. При этом организации должны располагаться, как правило, в пределах населенных пунктов, на территории которых расположены специальные учреждения.

Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве

Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется организациями на основании направления, выданного органом по труду, занятости и социальной защите. Направление выдается на основании сведений о вакансиях, полученных от организаций, с указанием наименования органа, выдавшего направление, даты выдачи, фамилии, имени, отчества направляемого лица, наименования организации, куда направляется обязанное лицо для работы, и на какую должность (рабочее место). Форма направления утверждена в приложении 7 к постановлению Минтруда и соцзащиты РБ от 30.11.2006 № 149.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 мая 2018 г. следует применять форму направления с изменениями, внесенными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 27.04.2018 № 51.

 

Не позднее дня, следующего за днем выдачи обязанному лицу направления для трудоустройства, орган по труду, занятости и социальной защите уточняет у нанимателя результаты его приема на работу.

Обязанное лицо, которому выдано судебное постановление о трудоустройстве, должно явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите.

На практике иногда применяется привод сотрудниками правоохранительных органов обязанных лиц к нанимателям для трудоустройства.

Не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами по труду, занятости и социальной защите, и отказ обязанных лиц от выполнения работы.

На практике встречаются ситуации, когда трудоустройство обязанного лица затруднено в связи с:

• отсутствием вакансии (обязанное лицо не явилось в срок, указанный в направлении, и вакансия была заполнена другим кандидатом);

• отсутствием у обязанного лица документа, удостоверяющего личность (паспорта, вида на жительство), документа воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу, - воинского билета, призывного свидетельства) (часть первая ст.26 ТК);

• отсутствием у обязанного лица диплома или иного документа об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающего наличие права на выполнение данной работы (часть третья ст.26 ТК);

• непрохождением обязанным лицом предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра или наличием медицинского заключения о запрете работы в указанных условиях труда (ст.228 ТК).

 

Обратите внимание!

Трудоустройство обязанного лица без прохождения предварительного медицинского осмотра - проблемный вопрос. Возникает конфликт требований части шестой ст.26 ТК и Декрета. Практика идет по пути немедленного трудоустройства обязанного лица согласно выданному направлению на работу, затем направления его на предварительный медицинский осмотр для допуска к работе. При этом за принятым на работу работником в силу требований части второй ст.228 ТК на время прохождения предусмотренных частью первой ст.228 ТК медицинских осмотров сохраняются его место работы (должность) и средний заработок.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2014 г. ст.228 ТК изложена в новой редакции Законом РБ от 08.01.2014 № 131-З.

Когда обязанное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства

Обязанное лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающее или временно проживающее в Республике Беларусь, может быть трудоустроено в организацию, не имеющую специального разрешения (лицензии) на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, а также без получения обязанным лицом в подразделениях по гражданству и миграции органов внутренних дел специального разрешения.

Данная специальная норма позволяет трудоустроить иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, без наличия у нанимателей специального разрешения на трудоустройство этой категории работников и обеспечить своевременное возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Удержания с обязанного лица

Заработная плата обязанного лица должна позволять обеспечение полного исполнения ежемесячных обязательств по возмещению расходов на содержание детей, и за ним должно сохраняться не менее 30 % заработной платы (часть вторая п.14 Декрета, часть третья ст.108 ТК).

Удержания с обязанного лица, возмещающего расходы по содержанию детей, могут производиться по исполнительным документам. Полученные юридическими лицами исполнительные документы для взыскания расходов по содержанию детей регистрируются не позднее следующего дня их поступления, передаются в бухгалтерию (расчетный отдел) под расписку ответственному лицу.

Бухгалтерия (расчетный отдел) регистрирует исполнительные документы в специальном журнале или картотеке и в 3-дневный срок извещает судебного исполнителя о поступлении исполнительного документа путем направления обратного уведомления (п.158 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Минюста РБ от 20.12.2004 № 40).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2017 г. следует руководствоваться Инструкцией по исполнительному производству, утвержденной постановлением Минюста РБ от 07.04.2017 № 67.

 

 

Социальные гарантии

На работающих обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению о трудоустройстве в соответствии с частью седьмой п.14 Декрета, распространяется законодательство о социальном страховании, пенсионное законодательство, законодательство о труде, за исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и профессиональной подготовкой рабочих (служащих). При правовом регулировании правоотношений с обязанными лицами преимущество имеют специальные нормы права.

Так, обязанное лицо, имеющее высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, при отсутствии соответствующих вакансий может быть трудоустроено на рабочее место с неквалифицированным трудом (грузчик, дворник, уборщик производственных помещений).

Предварительное испытание при приеме на работу обязанных лиц не устанавливается. Трудовые правоотношения с обязанным лицом не могут быть прекращены в связи с расторжением трудового договора с предварительным испытанием (п.7 ст.35 ТК).

Срок трудового договора, заключаемого с обязанными лицами

Обязанные лица являются особой категорией работников, регулирование правоотношений с ними осуществляется специальными нормами законодательства.

Из анализа действующего законодательства следует, что с обязанными лицами целесообразно заключать трудовые договоры на неопределенный срок.

Некоторые специалисты полагают, что наниматель в любых случаях обязан заключить с обязанным лицом трудовой договор на неопределенный срок с соблюдением требований Декрета. Заключение срочного трудового договора, в т.ч. контракта, с данной категорией лиц делает невозможным соблюдение некоторых требований законодательства, установленных процедур, характерных для срочных трудовых договоров.

Ряд специалистов считает, что с обязанными лицами можно заключать срочные трудовые договоры, в т.ч. контракты. Кроме того, с некоторыми категориями работников в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, заключение контрактов является обязательным (например, государственные служащие). Данные работники также могут являться обязанными лицами.

Трудовые и социальные отпуска обязанных лиц

Обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней, социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются (часть восьмая п.14 Декрета).

Важно знать, что при изменении условий трудового договора, связанного с приобретением работником статуса обязанного лица или снятием этого статуса, процедура изменений существенных условий труда согласно ст.32 ТК не применяется.

Таблица

 

Категория обязанных лиц

Вид отпуска

Количество дней трудового отпуска

Обязанные лица, у которых обязанность возникла в процессе трудовых правоотношений с нанимателем и которые добровольно возмещают расходы

Предоставляются все виды трудовых и социальных отпусков

Согласно трудовому договору, локальному нормативному правовому акту

Обязанные лица, у которых обязанность возникла до устройства на работу, но которые самостоятельно трудоустроились и добровольно возмещают расходы

Предоставляются все виды трудовых и социальных отпусков

Согласно трудовому договору, локальному нормативному правовому акту

Обязанные лица, трудоустроенные и возмещающие расходы по судебному постановлению о трудоустройстве

Предоставляются следующие виды отпуска:

- трудовой отпуск;

- социальные отпуска:

по беременности и родам;

по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет

7 календарных дней

Личное дело обязанного лица

На явившихся для трудоустройства обязанных лиц оформляются личные дела.

Согласно п.2 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Белкомархива от 26.03.2004 № 2, личное дело - это совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности. Личные дела ведутся на руководителей и специалистов, научных работников, государственных служащих, а также других работников в случаях, определенных законодательством Республики Беларусь. Часть вторая п.5 Положения обязывает нанимателя вести личные дела на трудоустроенных обязанных лиц, т.е. и на служащих, и на рабочих.

Обязанности нанимателей

Организации, в которых работают обязанные лица, должны:

• постоянно информировать органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите о неявке обязанных лиц на работу (форма информирования определяется организацией самостоятельно: телефонограммы, факсимильные сообщения, e-mail, почтовые отправления и т.п.);

• ежемесячно в течение 3 первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным, представлять в органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите информацию об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушениях трудовой дисциплины обязанными лицами, в т.ч. повлекших уменьшение их заработной платы (табели учета рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения трудовой дисциплины);

• вести ежедневный учет явки обязанных лиц на работу и ухода с нее.

В день неявки обязанного лица на работу:

• наниматель сообщает об этом в соответствующий орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел, а также устанавливает причины его неявки и принимает меры по обеспечению явки на работу обязанного лица;

• при наличии неуважительной причины неявки на работу наниматель и орган по труду, занятости и социальной защите обращаются в орган внутренних дел с просьбой о содействии в доставке обязанного лица на работу;

• орган внутренних дел выносит этому лицу официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивает его явку (доставку в случае обнаружения этого лица по результатам розыска) в организацию. Копия предупреждения направляется нанимателю и в орган по труду, занятости и социальной защите.

Ответственность нанимателей

Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин (часть 1 ст.9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - КоАП).

Неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о наличии свободных рабочих мест (вакансий) влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин (часть 3 ст.9.15 КоАП).

Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (часть 1 ст.9.16 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. административная ответственность по части 3 ст.9.15 КоАП предусматривает только штраф в размере от 5 до 20 базовых величин (в редакции Закона РБ от 04.01.2016 № 351-З).

 

08.04.2013

 

Ольга Гасюкевич, юрист