Пособие от 06.04.2018
Автор: Семенихина С.

Особенности трудовых отношений с водителями


СОДЕРЖАНИЕ

 

Предрейсовое обследование и контроль

Оплата труда

Режим труда и отдыха

Привлечение водителя к ремонту автомобиля

Если водитель причинил вред третьим лицам

 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВОДИТЕЛЯМИ

Предрейсовое обследование и контроль

Под предрейсовым обследованием понимают оценку состояния здоровья водителя механического транспортного средства (за исключением колесного трактора), работающего у юридического лица, индивидуального предпринимателя, водителя механического транспортного средства (за исключением колесного трактора), являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляемую перед выездом в рейс или во время рейса, включающую в себя в обязательном порядке:

• определение наличия или отсутствия клинических признаков состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

• определение наличия или отсутствия паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ в биологических образцах (моча или слюна), взятых в установленном порядке;

• решение вопроса о возможности допуска к работе водителя (необходимости его отстранения от работы) (п.2 Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84 (далее - Инструкция № 84)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 февраля 2019 г. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.06.2018 № 51 п.2 Инструкции № 84 после слова «трактора» дополнен словами «и механического транспортного средства перед выездом в рейс при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов».

 

Проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств, самоходных машин обязательно для:

• юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 сентября 2022 г. абз.2 ч.11 ст.23 Закона № 313-З изложен в новой редакции Законом от 14.12.2021 № 134-З: «юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, связанную с выполнением автомобильных перевозок пассажиров и багажа или внутриреспубликанских автомобильных перевозок опасных грузов, за исключением автомобильных перевозок для собственных нужд»;

 

• юридических лиц, осуществляющих деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими (ст.23 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее - Закон № 313-З), п.3 Инструкции № 84).

Предрейсовое обследование водителя проводит медицинский работник, прошедший обучение по предрейсовому медицинскому обследованию:

• состоящий в штате юридического лица;

• на договорной основе между юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, водителем, являющимся индивидуальным предпринимателем, и организацией здравоохранения, иной организацией, которая наряду с основной деятельностью также осуществляет медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством, или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность и прошедшим обучение по предрейсовому медицинскому обследованию (п.4 Инструкции № 84).

 

справочно

Справочно

Предрейсовое обследование включает в себя:

• опрос водителя о состоянии здоровья;

• измерение пульса и артериального давления;

• измерение при наличии медицинских показаний температуры тела;

• использование прибора, предназначенного для определения концентрации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, соответствующего требованиям технических нормативных правовых актов;

• использование при наличии признаков, которые являются достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств или иных веществ, экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или иных веществ в биологических образцах;

• определение наличия клинических признаков состояния опьянения (п.5 Инструкции № 84).

 

Решение о невозможности допуска водителя к работе (о необходимости отстранения от работы) принимает медицинский работник при выявлении по результатам предрейсового обследования следующих признаков и условий:

• наличие признаков острых заболеваний (травм), обострения (декомпенсации) хронических заболеваний, когда осуществление трудовой деятельности водителем недоступно или противопоказано;

• наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе водителя при использовании прибора;

• наличие наркотических средств или иных веществ в биологических образцах при использовании экспресс-тестов;

• наличие у водителя клинических признаков состояния опьянения при отсутствии паров алкоголя в выдыхаемом воздухе водителя, наркотических средств или иных веществ в биологических образцах;

• отказ водителя от выполнения указаний медицинского работника, касающихся проведения предрейсового обследования;

• отказ водителя от прохождения предрейсового обследования (п.7 Инструкции № 84).

Для организаций, использующих в своей деятельности автомобильный транспорт, но не поименованных в ст.23 Закона № 313-З, п.3 Инструкции № 84, предрейсовые медицинские обследования водителей не обязательны.

Вместе с тем согласно ст.34 Закона № 313-З в таких организациях должен быть контроль состояния водителей на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

 

справочно

Справочно

Порядок проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, определен Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28.

 

Такой контроль вправе проводить любой работник, назначенный руководителем организации, вне зависимости от его квалификации, используя при этом приборы, соответствующие требованиям технических нормативных правовых актов, и экспресс-тесты (тест-полоски, экспресс-пластины), предназначенные для определения наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (п.2 указанной Инструкции № 25/28).

 

внимание

Обратите внимание!

Специальные приборы (алкотестеры) и экспресс-тесты должны применяться в строгом соответствии с инструкцией, определенной их изготовителем. При этом лицо, их использующее, должно принять меры по обеспечению единства измерений.

При несогласии водителя с результатами приборного контроля опьянения он вправе пройти повторное освидетельствование в организации здравоохранения.

Оплата труда

Водителям автомобилей может быть установлена повременная либо сдельная оплата труда.

Повременная форма, зависящая от квалификации работника и отработанного времени, может быть выражена в виде простой повременной, повременно-премиальной, почасовой оплаты.

Размер заработной платы водителя при использовании сдельной формы оплаты определяется объемом выполненных работ в натуральных величинах (например, количеством перевезенного груза, километров пути и т. п.) и предусмотренной сдельной расценкой за выполнение единицы объема работ.

При этом с учетом положений части первой ст.61 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) независимо от системы оплаты труда, применяемой в организации, работнику устанавливается тарифная часть заработной платы (тарифная ставка).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. ст.61 ТК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З (далее - Закон № 219-З). Откорректированы термины «размер тарифной ставки первого разряда» и «тарифы оплаты труда» для установления единого подхода к применяемой в области оплаты труда терминологии. Оплата труда работников бюджетных организаций будет производиться на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и тарифную сетку. Определены правила присвоения квалификаций рабочим.  

 

Помимо тарифной части, а также сдельных расценок в состав заработной платы водителя в зависимости от конкретных условий труда могут включаться дополнительные стимулирующие и компенсирующие выплаты, предусмотренные на локальном уровне (например, премия, надбавка за стаж работы (выслугу лет), компенсация за разъездной характер работы, надбавка за классность и др.).

Режим труда и отдыха

Рабочее время водителей учитывается на основании путевых листов, табеля учета использования рабочего времени и других документов. При этом обязательного оформления путевых листов для служебных легковых автомобилей законодательством не предусмотрено.

Если режим водителя отличается от общих правил, установленных у нанимателя, условие о режиме его труда и отдыха в силу требований п.6 части второй ст.19 ТК в обязательно включается в трудовой договор.

Режима работы и времени отдыха водителя автомобиля, выполняющего внутриреспубликанские автоперевозки, наниматель устанавливает руководствуясь Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 января 2019 г. Положение № 82 на основании постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19.04.2018 № 13 изложено в новой редакции. Комментарий см. здесь.

 

На водителей автомобилей, занятых на международных автоперевозках пассажиров и грузов, распространяются нормы Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, заключенного в г. Женеве 01.07.1970.

Привлечение водителя к ремонту автомобиля

Ремонтные работы, предполагающие устранение мелких технических неисправностей автомобиля, возникших во время работы и не требующих разборки механизмов, работник может выполнять самостоятельно без какого-либо специального оформления, поскольку указанные работы предусмотрены квалификационной характеристикой по профессии «водитель автомобиля». Устранение более серьезных поломок, требующих выполнения работ, не предусмотренных квалификационной характеристикой, предполагает временный перевод на работу по профессии «слесарь по ремонту автомобилей» в порядке, установленном ст.33 ТК.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в ст.33 ТК внесены изменения Законом № 219-З. Уточнены условия, при которых возможен перевод в связи с производственной необходимостью. Комментарий см. здесь

 

внимание

Обратите внимание!

Обязательным условием для временного перевода слесарем по ремонту автомобилей является наличие у работника требуемого квалификационного разряда по указанной профессии.

 

При временном переводе в связи с производственной необходимостью оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (часть пятая ст.33 ТК).

Если водитель причинил вред третьим лицам

При осуществлении трудовой деятельности водитель может причинить вред третьим лицам. Например, став виновником ДТП, нанести урон здоровью и имуществу других его участников.

По общему правилу, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п.1 ст.933 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)). Вместе с тем обязанность возмещения вреда может быть возложена законом на лицо, не являющееся причинителем вреда. Данное правило распространяет свое действие и на случаи причинения вреда личности или имуществу гражданина, а также вреда, причиненного имуществу юридического лица водителем организации, управляющим служебным автомобилем.

Законодательством предусмотрено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Его порядок и условия регулирует Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» и утвержденное им Положение об осуществлении страховой деятельности в Республике Беларусь.

Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (ст.941 ГК).

Обязанность нанимателя возместить вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей, вытекает из ст.937 ГК.

 

внимание

Обратите внимание!

Обязанность возмещения вреда, причиненного работником при совершении ДТП на служебном автомобиле, не может быть возложена на нанимателя если:

• сотрудник выполнял работу, не предусмотренную трудовым договором либо распоряжением нанимателя;

в рабочее время сотрудник решал личные вопросы.

 

Лицо, возместившее вред, причиненный работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не определен законодательством, или в порядке, им устанавливаемом (часть первая ст.950 ГК). Аналогичное требование предусмотрено п.11 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 сентября 2021 г. следует руководствоваться п.11 постановления № 2 в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 30.09.2021 № 5.

 

Право регрессного требования к работнику возникает у нанимателя со дня полного возмещения вреда третьим лицам. По своему усмотрению наниматель вправе полностью либо частично отказаться от обратного требования (регресса) возмещенных им сумм.

 

06.04.2018

 

Светлана Семенихина, юрист