Пособие от 21.06.2018
Автор: Кевра Г.

Особенности ценообразования при осуществлении оптовой торговли строительными материалами


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Положения законодательства, регулирующие цены на реализуемые оптом строительные материалы

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие оптовую торговлю (далее - оптовые организации), являются субъектами ценообразования (ст.4 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон № 255-З)).

Оптовая торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (п.16 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон № 128-З)). Субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю, организуют хранение и переработку товаров, формируют их запасы в объеме и ассортименте, необходимых для обеспечения населения разнообразными товарами, оказывают информационные, транспортные и иные услуги, связанные с продажей товаров. Требования к осуществлению оптовой торговли устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (п.1 ст.10 Закона № 128-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. оптовая торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не предусмотрено законодательными актами (подп.1.14 п.1 ст.1 Закона № 128-З в ред. Закона от 04.01.2021 № 81-З). Комментарии см. здесь.

 

В Республике Беларусь на товары, в том числе строительные материалы, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 255-З, применяются свободные цены (ст.6 Закона № 255-З). Сфера применения регулируемых цен определена ст.7 Закона № 255-З. В частности, регулируемые цены в Республике Беларусь применяются на отдельные товары, конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 (далее - Перечень № 72).

В Перечень № 72 включены строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов). Полномочия по регулированию цен на указанные строительные материалы предоставлены Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Названное Министерство цены регулирует путем установления предельной оптовой надбавки к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с абзацем 2 подп.1.1 п.1 и п.2 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.05.2017 № 13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия и конструкции». Размер предельной оптовой надбавки - 10 % независимо от количества участвующих посредников (п.3 названного постановления).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2024 г. следует руководствоваться постановлением Минстройархитектуры от 19.12.2023 № 125 «О порядке регулирования цен». Комментарий см. здесь.

 

Особенности определения цен, применяемых оптовыми организациями при реализации строительных материалов

При формировании цен на строительные материалы, указанные в Перечне № 72, следует руководствоваться Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее - Инструкция № 111). Действие Инструкции № 111 распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг на территории Республики Беларусь.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 сентября 2023 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55, в ред. постановления МАРТ от 25.08.2023 № 52. Комметарии см. здесь.

 

Цены на товары, в том числе строительные материалы, устанавливаемые оптовыми организациями при их реализации другим организациям-покупателям, определяются путем применения оптовых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров). Размер оптовых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) определяется оптовыми организациями самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка, но не выше установленных государственными органами предельных значений. При этом экономические расчеты по обоснованию уровня (размера) применяемых оптовых надбавок не составляются (часть вторая п.12 Инструкции № 111). Минимальный размер оптовой надбавки должен обеспечить безубыточную реализацию товаров (в том числе строительных материалов).

При реализации товаров, в том числе строительных материалов, в отношении которых отсутствует государственное регулирование цен либо не установлено ограничение по уровню оптовых надбавок, оптовым организациям следует руководствоваться положениями ст.12 Закона № 255-З, согласно которым они имеют право установить цены на эти товары самостоятельно или по согласованию с покупателем.

В этом случае размер максимальной оптовой надбавки к отпускным ценам производителей (импортеров) законодательством не ограничен и устанавливается оптовыми организациями с учетом конъюнктуры рынка. При реализации таких материалов помимо положений Закона № 255-З следует руководствоваться условиями договора купли-продажи (поставки), при исполнении которого расчеты осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства (часть первая п.1 ст.394 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Следует также отметить, что при осуществлении оптовой торговли строительными материалами договор купли-продажи (поставки) не считается публичным, и законодательство не обязывает по такому договору устанавливать размер применяемой оптовой надбавки одинаковым для всех организаций-покупателей.

Следовательно, при реализации строительных материалов, которые не входят в сферу государственного ценового регулирования, оптовые организации, исходя из принятой ценовой стратегии, самостоятельно или по соглашению с поставщиком (если данная норма установлена договором с поставщиком) определяют цены, по которым данные товары поставляются другим организациям, участвующим в их реализации.

 

21.06.2018

 

Галина Кевра, экономист