Пособие от 11.11.2016
Автор: Козарез О.

Особенности заключения договора подряда по капитальному ремонту в бюджетной организации


 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПОДРЯДА ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В представленном материале рассмотрены основные условия, которые обязаны выполнять бюджетные организации до заключения договора подряда по капитальному ремонту.

В целях установления единого порядка оплаты расходов по капитальному строительству за счет средств бюджета через счета органов государственного казначейства, усиления контроля за своевременным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств Инструкцией о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120, установлен единый подход для бюджетных организаций по представлению получателем бюджетных средств документов, подтверждающих обоснования проведения платежей по оплате строительных работ.

 

Справочно

Затраты на капитальный ремонт отражаются по подстатье 2.40.03.00 «Капитальный ремонт». Там же отражаются расходы на капитальный ремонт всех видов зданий, помещений, сооружений (за исключением капитального ремонта и модернизации жилищного фонда организаций, не являющихся бюджетными организациями), объектов инженерной инфраструктуры, оборудования, автомобилей, других основных средств: расходы на оплату работ по модернизации объектов, работ, выполняемых при реставрации историко-культурных ценностей, а также работ по реконструкции отдельных конструктивных элементов, включенных в сводку затрат на проведение капитального ремонта объекта. В данную подстатью включаются расходы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт и модернизацию объектов (подп.48.3 п.48 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208).

 

Обратите внимание!

При необходимости приобретения товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, если приобретение осуществляется получателями таких средств, проводятся процедуры государственных закупок, по результатам которых заключается договор на государственную закупку (абзац 3 ст.1, ст.25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

 

Справочно

Дополнительно о государственных закупках предлагаем ознакомиться в материале «Государственные закупки. Некоторые аспекты выделения бюджетных средств».

 

До момента заключения договора подряда на проведение капитального ремонта бюджетная организация должна иметь в наличии документы, обосновывающие проведение указанных работ, и выполнить определенные условия, а именно:

 

Наличие объекта в перечнях:
строек и объектов, финансирование строительства которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета (примечание 1);
объектов капитального ремонта (примечание 2)
   
Разрешительная документация
(примечание 3)
   
Проектная документация
(примечание 4)
   
Заключение государственной вневедомственной экспертизы
(примечание 5)
   
Разрешения на производство строительно-монтажных работ
(примечание 6)
   
Соответствие наименования объекта в разрешительной документации, государственной экспертизе, необходимых перечнях, разрешениях на производство строительно-монтажных работ, в предмете договора
   
Обеспеченность договора выделенными получателю бюджетных средств (бюджетной организации) в текущем финансовом году бюджетными ассигнованиями в зависимости от сроков выполнения работ, цены по договору подряда
   
Аттестат соответствия заказчика (застройщика) (бюджетная организация)
(примечание 7)

 

Примечание 1. Перечни строек и объектов по областям и г. Минску приведены в Государственной инвестиционной программе на 2016 год, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2016 № 30.

Примечание 2. Коммунальные унитарные предприятия по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов формируют по согласованию с соответствующими местными финансовыми органами и распорядителями бюджетных средств титульные списки (перечень включенных в Государственную инвестиционную программу и региональные инвестиционные программы объектов, подлежащих возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации, благоустройству, на которые имеется проектная документация, прошедшая государственные экспертизы и утвержденная в установленном порядке) объектов, строительство которых осуществляется (планируется к осуществлению) на территории области, г. Минска, в целях эффективной организации своей деятельности (часть вторая подп.1.16 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»; далее - Указ № 26).

Объекты капитального ремонта ежегодно утверждаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в программах дорожных работ (часть вторая главы 12 Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015-2019 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2014 № 1296).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2017 г. следует руководствоваться Государственной программой по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.09.2017 № 699.

 

Примечание 3. Порядок подготовки и выдачи заказчику (бюджетной организации), застройщику разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объектов строительства определен Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. Положение № 223 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 785.

 

Указанная документация при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте на предоставленном земельном участке включает (подп.4.4 п.4 указанного Положения):

• решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта;

• разрешение Министерства культуры Республики Беларусь на выполнение работ на историко-культурных ценностях, а также на разработку научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на этих ценностях;

• архитектурно-планировочное задание;

• заключения согласующих организаций;

• технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Примечание 4. Наличие у заказчика проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной в установленном порядке, является необходимой предпосылкой для заключения договора строительного подряда (абзац 4 подп.8.1 п.8 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450).

Примечание 5. Обязательна государственная экспертиза проектной документации на объекты, финансируемые полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов (п.13 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2017 г. вместо Положения № 1476 действует Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791.

 

Примечание 6. Выдачу разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесение изменений и (или) дополнений в них, продление их срока действия и их регистрацию осуществляют инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации по областям и г. Минску, специализированная инспекция Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (п.3 Положения о порядке выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.2016 № 151).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2018 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утратило силу Положение № 151 и утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Новое Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений.

 

Перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 № 1387.

При обращении за выдачей разрешения на производство строительно-монтажных работ, заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности заказчики, застройщики - юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по областям и г. Минску, специализированную инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации копии платежных поручений, подтверждающих перечисление целевых отчислений от стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства (возведения, реконструкции, реставрации, благоустройства, капитального ремонта) (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.08.2013 № 336 «О некоторых вопросах органов государственного строительного надзора»).

Примечание 7. Отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Осуществление видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, запрещается (подп.1.11 п.1 Указа № 26).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 августа 2018 г. на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.08.2018 № 322 внесено уточнение в подп.1.11 п.1 Указа № 26 в части аттестации: отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), в том числе осуществляемые сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом, а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) только при наличии аттестатов соответствия, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

 

Следует обратить внимание на то, что необходимость получения аттестата соответствия юридическим лицом возникает не всегда, а только в том случае, если на юридическое лицо распространяются требования Указа № 26.

Отсутствие аттестата соответствия у заказчика может иметь место в том случае, если для услуг по комплексному управлению строительной деятельностью была привлечена организация или индивидуальный предприниматель, имеющие аттестат соответствия.

 

11.11.2016

 

Ольга Козарез, главный бухгалтер бюджетной организации