


Материал помещен в архив
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАДЗОРНЫМИ ОРГАНАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОЖАРНОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В соответствии с п.28 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510) надзор за выполнением контролирующими и надзорными органами Указа № 510 возложен на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. в Указ № 510 на основании Указа Президента РБ от 16.10.2017 № 376 внесены изменения и дополнения. |
Согласно п.16 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510, государственный пожарный надзор, а также надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности осуществляют органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ (далее соответственно - органы ГПН, МЧС РБ).
Пожарный надзор, а также надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности представляет собой деятельность уполномоченных должностных лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан.
Государственный надзор в области промышленной безопасности, в т.ч. за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, безопасности перевозки опасных грузов, возложен на Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС РБ (далее - Госпромнадзор), его областные, Минское городское управления.
Государственный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством (примечание 1) в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности (ст.7 Закона РБ от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2016 г. взамен Закона № 363-З принят новый Закон РБ от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности». Глава 2 нового Закона посвящена государственному регулированию и государственному надзору в области промышленной безопасности. |
Объект надзорной деятельности органов прокуратуры - порядок осуществления вышеуказанными органами надзора за соблюдением всеми субъектами хозяйствования законодательства в области пожарной и промышленной безопасности, так как от этого непосредственно зависит состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от пожаров и аварий на опасных производственных объектах, а также последствий указанных явлений.
Компетенция органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в области пожарной и промышленной безопасности
Компетенция органов ГПН установлена ст.35 и 36 Закона РБ от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности», Законом РБ от 16.07.2009 № 45-З «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» и другими нормативными правовыми актами.
Требования по обеспечению пожарной безопасности предусматриваются в технических нормативных правовых актах (примечание 2) и образуют систему противопожарного нормирования и стандартизации, порядок функционирования которой определяется Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору.
Компетенция Госпромнадзора определена в Положении о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента РБ от 29.12.2006 № 756.
Правовую основу регулирования отношений в области промышленной безопасности составляют нормативные правовые акты, обеспечивающие:
• регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов (примечание 3);
• условия применения технических устройств на опасном производственном объекте (примечание 4);
• техническое расследование причин аварий (примечание 5);
• осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности (примечание 6);
• проведение экспертизы промышленной безопасности (примечание 7);
• представление деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов (примечание 8);
• лицензирование деятельности в области промышленной безопасности (примечание 9);
• осуществление контроля за организацией и проведением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обучения безопасному ведению работ персонала на потенциально опасных объектах (примечание 10).
Особенности организации надзора за исполнением законодательства в области пожарной и промышленной безопасности
Предмет надзора за обеспечением органами ГПН законодательства о пожарной безопасности - точное и единообразное исполнение их должностными лицами требований нормативных правовых актов при осуществлении:
• государственного пожарного надзора в области обеспечения пожарной безопасности на закрепленных территориях и объектах;
• лицензирования деятельности по обеспечению пожарной безопасности;
• выборочного контроля за выполнением проектными и строительными организациями и гражданами противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
• надзора за соответствием требованиям пожарной безопасности продукции и товаров (работ и услуг), использование которых может представлять пожарную опасность для жизни, здоровья или имущества граждан и причинить вред окружающей среде;
• использования пожарных депо и техники;
• организации тушения пожаров;
• надзора за ведением первичного учета пожаров и их последствий;
• проведения дознания по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
• привлечения к административной ответственности за нарушение противопожарных норм и правил;
• мероприятий по профилактике пожаров;
• научно-технического обеспечения пожарной безопасности.
Предмет надзора за соблюдением Госпромнадзором законодательства о промышленной безопасности - точное и единообразное исполнение должностными лицами требований законодательства при:
• регистрации опасных производственных объектов;
• экспертизе промышленной безопасности проектной документации;
• лицензировании деятельности в области промышленной безопасности;
• представлении деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;
• применении технических устройств на опасном производственном объекте;
• осуществлении государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
• осуществлении надзора за проведением производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
• проведении технического расследования причин аварий;
• осуществлении контроля за организацией и проведением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обучения безопасному ведению работ персонала на потенциально опасных объектах;
• применении мер административной ответственности.
Предметом прокурорского надзора также является деятельность МЧС РБ при осуществлении государственного управления в области промышленной безопасности, в т.ч.:
• координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций в сфере обеспечения промышленной безопасности, разработки и реализации государственных программ в сфере обеспечения промышленной безопасности;
• методическое руководство деятельностью республиканских органов государственного управления по вопросам, связанным с регистрацией объектов в государственном реестре опасных производственных объектов;
• контроль за реализацией мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости и безопасности работы потенциально опасных объектов;
• согласование проектов на строительство объектов, в которых отсутствуют противопожарные требования, и проектов с обоснованными отступлениями от противопожарных требований.
Основные задачи прокурорского надзора в области пожарной и промышленной безопасности - полное и объективное установление:
• фактов нарушений законодательства о пожарной и промышленной безопасности;
• характера правонарушений;
• лиц, виновных в его совершении, степени их вины;
• размера причиненного правонарушениями материального ущерба;
• обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.
Актуальные задачи прокурорского надзора применительно к данной отрасли надзорной деятельности определяются в соответствующих приказах и указаниях Генерального прокурора РБ, его заместителей, прокуроров областей (г.Минска), решениях коллегии Генеральной прокуратуры РБ.
Получение и анализ информации о состоянии законности в области пожарной и промышленной безопасности.
Важнейшие элементы организации надзорной деятельности за исполнением законодательства в области пожарной и промышленной безопасности:
1) сбор информации о состоянии законности в области пожарной и промышленной безопасности на поднадзорных объектах;
2) ее анализ;
3) планирование надзорной работы.
Информация о нарушениях законодательства может быть получена прокурором, прежде всего, в районных (городских) органах по чрезвычайным ситуациям и отделах статистики по району (городу).
Кроме того, такие сведения могут находиться в жалобах и заявлениях граждан, обращениях в органы прокуратуры должностных лиц предприятий и организаций, сообщениях средств массовой информации. Информация может быть также получена в процессе изучения прокурором материалов дознания и уголовных дел о нарушениях правил пожарной и промышленной безопасности, материалов гражданских и хозяйственных дел.
С целью выявления нарушений в сфере пожарной и промышленной безопасности органами ГПН и Госпромнадзора применяются контрольные списки вопросов (чек-листы) (примечание 11), сведения из которых также могут быть использованы прокурором при осуществлении надзорной деятельности.
Прокурор может использовать имеющиеся в распоряжении отдела статистики района (города) сведения о пожарах (примечание 12), а также сведения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (примечание 13), являющиеся предметом государственной статистической отчетности.
Методика проведения прокурорских проверок исполнения законодательства о пожарной и промышленной безопасности в органах государственного пожарного надзора и Госпромнадзора
Прокурорская проверка - основной способ выявления нарушений законодательства. Ее осуществление включает в себя:
1) подготовку к проведению проверки;
2) непосредственное проведение проверки;
3) реагирование на выявленные нарушения законности;
4) проверку результативности мер прокурорского реагирования.
Подготовка к проведению проверок
Подготовительные мероприятия должны включать:
• ознакомление с действующим законодательством, регламентирующим деятельность проверяемого органа;
• ознакомление с приказами и указаниями Генерального прокурора РБ, решений коллегий Генеральной прокуратуры РБ, касающимися изучаемого вопроса;
• изучение статистических данных о деятельности поднадзорного объекта;
• ознакомление с материалами предыдущих прокурорских проверок, справками, обобщениями;
• анализ поступивших в прокуратуру жалоб и заявлений граждан на действия поднадзорного органа и его сотрудников, обращений должностных лиц;
• изучение иных сведений.
На основании анализа данной информации прокурор составляет предварительный перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе проверки, определяет, какие дополнительные сведения необходимо получить до ее начала.
Целесообразно составить план предстоящей проверки. В таком плане должны предусматриваться:
• указание на законодательство, исполнение которого намечается проверить;
• наименование объекта(ов) проверки;
• сроки проведения проверки;
• перечень основных вопросов, подлежащих выяснению;
• тактические и методические приемы планируемой проверки;
• исполнители: работники прокуратуры, специалисты;
• иные вопросы, диктуемые характером проверки.
Проведение надзорных проверок
Прокурорский надзор за соблюдением органами МЧС РБ законодательства о пожарной и промышленной безопасности - это надзор за соблюдением нормативных правовых актов в деятельности контролирующих (надзорных) органов. На проведение прокурором проверок соблюдения законодательства о пожарной и промышленной безопасности в указанных органах требования Указа № 510 не распространяются.
Осуществляя надзор за исполнением законодательства контролирующими (надзорными) органами, первостепенное значение необходимо придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений, проверке законности и полноты принятых названными органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.
При осуществлении надзора прокуроры вправе требовать от руководителей и иных должностных лиц органов ГПН и Госпромнадзора проведения проверок и ревизии деятельности подконтрольных организаций.
Используя предоставленные полномочия, прокуроры должны:
• принимать необходимые меры по устранению нарушений законодательства, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных к ответственности, возмещению вреда;
• принципиально реагировать на нарушения законодательства, допущенные руководителями, другими должностными лицами контролирующих органов, наряду с предъявлением требований об устранении нарушений рассматривать вопрос о привлечении виновных к ответственности;
• при установлении деяния, содержащего признаки преступления, принимать решения в соответствии со ст.174 Уголовно-процессуального кодекса РБ.
В ходе проведения проверки следует ознакомиться с документацией надзорного органа:
• приказами, положениями, инструкциями и другими актами;
• журналами, книгами учета, материалами обследований и т.п.;
• протоколами, актами, предписаниями и постановлениями, материалами об их исполнении;
• перепиской по вопросам пожарной и промышленной безопасности;
• производствами по жалобам и заявлениям граждан и юридических лиц, лицензионными делами.
Изучение этих материалов необходимо для получения ответов на следующие вопросы:
• осуществляются ли надлежащий учет и регистрация поступающих жалоб, заявлений, устных сообщений;
• своевременно ли проводятся проверки с целью выявления, устранения и предупреждения нарушений;
• всегда ли определяется размер материального ущерба;
• возмещается ли ущерб за счет виновных лиц;
• предъявляются ли иски о взыскании с виновных средств для возмещения ущерба;
• осуществляется ли контроль за исполнением предписаний и постановлений;
• направляется ли в прокуратуру информация о нарушениях законодательства, если принятие мер реагирования не входит в компетенцию надзорного органа;
• передаются ли в органы прокуратуры (Следственного комитета РБ) материалы, содержащие сведения о признаках преступлений?
При обнаружении таких материалов прокурор проводит по ним проверку и принимает предусмотренное законом решение.
Проверка деятельности органов государственного пожарного надзора
В процессе проверки органов ГПН прокурор знакомится с:
• журналом учета пожаров и регистрации материалов проверок по пожарам (примечание 14);
• актами о пожарах, карточками учета пожаров.
![]() |
Обратите внимание! Электронная копия карточки учета пожаров не позднее 3 суток после регистрации пожара направляется в областное (Минское городское) управление МЧС РБ; |
• контрольно-наблюдательными делами по закрепленным объектам первой и второй групп техногенной и экологической степени опасности (постановление МЧС РБ от 09.07.2010 № 32 «Об утверждении перечня объектов строительства жилищно-гражданского, производственного назначения, инженерной инфраструктуры, на которые требуется получение технических условий на разработку раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 апреля 2019 г. постановление № 32 на основании постановления МЧС РБ от 05.04.2019 № 31 утратило силу; |
• журналом учета дел об административных правонарушениях;
• делами о применении мер административной ответственности;
• журналом учета предприятий, учреждений, организаций, зданий, сооружений, помещений, участков, агрегатов, работа (эксплуатация) которых приостановлена (запрещена), и с другими журналами учета.
![]() |
Обратите внимание! В органах ГПН рапорта сверок данных учета хранятся в отдельных делах в течение года, следующего за отчетным, карточки (в т.ч. и дополнительные) - в течение 10 лет, а журналы - в течение 20 лет; |
• протоколами осмотра места происшествия, объяснениями виновных лиц, пострадавших и свидетелей;
• постановлениями о привлечении к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности, постановлениями о приостановке работы объекта, запрещении эксплуатации зданий, предписаниями об устранении нарушений правил пожарной безопасности;
• разрешениями работы (эксплуатации) объектов, разрешениями (нарядами-допусками) на проведение огневых работ на взрывоопасных и взрывопожарных объектах, другими разрешениями;
• статистическими и другими отчетами, сведениями по удержанию штрафов, представляемыми в налоговые органы.
При необходимости прокурор может ознакомиться и с другими материалами.
Путем ознакомления с перечисленными и иными материалами, бесед с работниками органа ГПН и при необходимости истребования от них объяснений прокурором выясняются следующие вопросы:
• разработана ли региональная программа (план мероприятий) предупреждения пожаров и как она реализуется;
• проводятся ли сотрудниками органа ГПН регулярные пожарно-технические обследования (проверки) состояния правил пожарной безопасности, наличия и состояния средств пожаротушения на предприятиях, в учреждениях и организациях;
• ведется ли учет нарушений правил пожарной безопасности, пожаров и последствий от них? Во всех ли случаях виновные должностные лица, граждане, а также юридические лица привлекаются к административной и иной ответственности, соответствуют ли законодательству принимаемые решения и налажен ли контроль за их исполнением;
• всегда ли в случае нарушения правил пожарной безопасности (стандартов, норм) руководителям предприятий, учреждений и организаций, должностным лицам и гражданам вносятся предписания об устранении этих нарушений, и осуществляется ли контроль за их исполнением;
• выносятся ли постановления о приостановке работы (эксплуатации) предприятий, цехов, участков, агрегатов, зданий и иных сооружений, создающих непосредственную угрозу пожара, а также в случаях невыполнения противопожарных требований, соответствуют ли они законодательству;
• во всех ли случаях пожаров проводятся расследования, составляются акты и соответствуют ли законодательству принимаемые решения. В частности, не привлекаются ли должностные лица и граждане, в действиях которых имеется состав преступления, к административной ответственности вместо уголовной;
• оказывается ли предприятиям, организациям и гражданам помощь (услуги) в области пожарной безопасности, в т.ч. в обучении правилам пожарной безопасности должностных лиц и специалистов;
• принимает ли орган ГПН участие в лицензировании деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, нет ли фактов необоснованного отказа в выдаче лицензий;
• как взаимодействует орган ГПН с местными исполнительными и распорядительными органами, с противопожарными службами других ведомств по вопросам обеспечения пожарной безопасности, тушения пожаров и ликвидации их последствий?
Если вносились акты прокурорского надзора на нарушения, допущенные органом ГПН, выясняется, какие приняты меры и не продолжают ли совершаться подобные нарушения.
Для принятия мер прокурорского реагирования большое значение имеет оценка состояния организации аварийно-спасательных мероприятий, а также полнота и своевременность их практической реализации. Информацию по данным вопросам можно получить из описаний пожаров и карточек боевых действий сил и средств на пожаре, составляемых в соответствии с Инструкцией по составлению описаний пожаров и карточек боевых действий сил и средств на пожаре, утвержденной приказом МЧС РБ от 22.11.2004 № 233.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 января 2018 г. приказ № 233 на основании приказа МЧС РБ от 05.01.2018 № 11 утратил силу. |
Проверка деятельности Госпромнадзора
К типичным нарушениям, создающим угрозу жизни и здоровью граждан, которые выявляются при проверках соблюдения законодательства в области промышленной безопасности, относятся нарушения:
• при осуществлении экспертизы промышленной безопасности проектной документации;
• законодательства при регистрации опасных производственных объектов;
• порядка выдачи лицензий в области промышленной безопасности;
• при осуществлении контроля за эффективностью функционирования систем управления промышленной безопасностью и расследования причин аварий;
• порядка применения мер административной ответственности.
При проведении проверок исполнения органами Госпромнадзора законодательства о промышленной безопасности прокурорам необходимо устанавливать следующее.
1. При осуществлении экспертизы промышленной безопасности проектной документации, технических устройств, а также деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта:
- соблюдены ли порядок и сроки выдачи разрешений на право проведения экспертизы промышленной безопасности (примечание 15);
- соответствие экспертных заключений критериям оценки состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов;
- основания отказов в выдаче заключений экспертизы;
- соблюден ли порядок осуществления проверок потенциально опасных объектов, а также связанных с ними видов деятельности, контроля за ходом их строительства (сооружения, изготовления, модернизации, реконструкции), изготовлением (эксплуатацией) технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах.
2. При регистрации опасных производственных объектов (примечание 16) соблюден ли порядок:
- ведения государственного реестра производственных объектов, карт учета;
- идентификации опасных производственных объектов;
- регистрации или перерегистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, внесения в государственный реестр изменений в связи с изменениями сведений, содержащихся в свидетельстве о регистрации или в картах промышленной безопасности учета, исключения из государственного реестра опасных производственных объектов (примечание 17).
3. При лицензировании деятельности в области промышленной безопасности (примечание 18) имели ли место:
- нарушения установленных лицензионных требований и условий, а также требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность;
- случаи несоответствия работников, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, составляющие лицензируемую деятельность, лицензионным требованиям;
- нарушения сроков повышения квалификации лиц, ответственных за безопасное выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
- случаи несоблюдения сроков проведения технического диагностирования и (или) технического освидетельствования эксплуатируемого оборудования (технических устройств, аттракционов и др.), подлежащего регистрации в Госпромнадзоре;
- факты установления дополнительных, не предусмотренных законодательством лицензионных требований и условий;
- нарушения сроков принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии;
- случаи неиспользования полномочий по привлечению недобросовестных лицензиатов к административной ответственности.
4. При осуществлении контроля за эффективностью функционирования систем управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах и расследовании причин аварий:
- наличие нарушений при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (примечание 19);
- соответствие локальных актов предприятия, регламентирующих техническое расследование причин аварии, законодательству о промышленной безопасности опасных производственных объектов;
- не допущено ли предприятием фактов сокрытия происшествий, инцидентов и аварий на опасных производственных объектах от органов Госпромнадзора;
- осуществляется ли органами Госпромнадзора предупреждение и пресечение нарушений требований промышленной безопасности, аварий, катастроф техногенного характера и травматизма в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
- соблюдаются ли сроки расследования причин аварии (примечание 20);
- порядок реагирования должностных лиц Госпромнадзора на факты непринятия руководителем предприятия мер по устранению причин и последствий аварии и обеспечению безаварийной эксплуатации опасного производственного объекта, а также по привлечению к дисциплинарной и материальной ответственности лиц, допустивших нарушения правил промышленной безопасности.
5. При применении мер административной ответственности (примечание 21) следует проверять законность и обоснованность возбуждения органами Госпромнадзора административных производств, в частности, наличие фактов:
- несоблюдения сроков составления протоколов об административных правонарушениях (часть 1 ст.10.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях);
- невручения копий протоколов лицам, в отношении которых они выносились (часть 6 ст.10.2 названного кодекса);
- привлечения к административной ответственности ненадлежащих лиц;
- составления протоколов о привлечении к административной ответственности при отсутствии события правонарушения;
- необоснованного составления протоколов об административных правонарушениях с целью завышения показателей в работе.
Реагирование прокуроров на выявленные нарушения законодательства о пожарной и промышленной безопасности
На этапе реализации материалов проверки происходит оценка полученных материалов и формирование решений о мерах, которые необходимо принять для устранения выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих.
Реагированию предшествует детальная обработка собранной информации. Выбор конкретных мер прокурорского реагирования зависит от многих факторов, включая характер и распространенность нарушений законодательства, субъектный состав правонарушителей, вид и размер причиненного ущерба, характер обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений.
При выявлении фактов нарушений законодательства принимаются меры прокурорского реагирования, предусмотренные главой 10 Закона РБ от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».
Реагирование на выявленные нарушения законности направлено:
• на пресечение нарушений законности;
• привлечение виновных лиц к ответственности;
• возмещение причиненного вреда;
• профилактику нарушений законности.
Меры прокурорского реагирования (акты прокурорского надзора, иные полномочия прокурора) должны соответствовать характеру выявленных нарушений законности.
В актах прокурорского реагирования излагается правовая сущность, а также негативные последствия нарушений законодательства, причины и условия, которые способствовали этому, ставится вопрос об их устранении, возмещении ущерба и ответственности виновных лиц.
Для обеспечения надлежащего контроля за их рассмотрением может проводиться повторная проверка исполнения законодательства, решаться вопрос о привлечении к ответственности виновных в непринятии мер должностных лиц.
В целях реализации профилактической направленности деятельности органов прокуратуры результаты проверок доводятся до сведения трудовых коллективов; акты прокурорского реагирования рассматриваются на заседании коллегиальных органов с участием прокурора; в предусмотренных законом пределах средствам массовой информации, общественности, населению предоставляются сведения о состоянии законности и правопорядка; регулярно информируются органы законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления.
Примечание 1. Постановление Совета Министров РБ от 31.12.2008 № 2056 «О некоторых вопросах осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, обеспечения ядерной и радиационной безопасности».
Примечание 2. Приказы Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору:
• от 30.12.1994 № 29 «Об утверждении и введении в действие «Общих правил пожарной безопасности Республики Беларусь для промышленных предприятий. ППБ РБ 1.01-94»;
• от 05.11.2002 № 187 «Об утверждении и введении в действие «Правил пожарной безопасности Республики Беларусь для жилых зданий, общежитий, индивидуальных гаражей и садоводческих товариществ. ППБ 2.13-2002»;
• от 28.01.2003 № 11 «Об утверждении и введении в действие Правил пожарной безопасности Республики Беларусь при эксплуатации предприятий торговли, общественного питания, баз и складов. ППБ 2.15-2002»;
• от 28.01.2003 № 13 «Об утверждении и введении в действие Общих правил пожарной безопасности Республики Беларусь для общественных зданий и сооружений. ППБ 1.04-2002» и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2014 г. ППБ РБ 1.01-94, ППБ 2.13-2002, ППБ 2.15-2002, ППБ 1.04-2002 на основании приказа Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 13.06.2014 № 120 утратили силу. Следует руководствоваться Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь (ППБ Беларуси 01-2014), утвержденными постановлением МЧС РБ от 14.03.2014 № 3. |
Примечание 3. Постановление МЧС РБ от 11.04.2003 № 22 «Об утверждении Инструкции о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 августа 2016 г. следует руководствоваться постановлением Совета Министров РБ от 05.08.2016 № 613 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О промышленной безопасности"». |
Примечание 4. Постановление МЧС РБ от 28.06.2000 № 10 «Об утверждении Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах и аттракционах».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 октября 2016 г. постановление № 10 на основании постановления МЧС РБ от 26.09.2016 № 59 утратило силу. |
Примечание 5. Постановление МЧС РБ от 28.06.2000 № 9 «Об утверждении Положения о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2016 г. взамен постановления № 9 действует постановление МЧС РБ от 12.07.2016 № 36 «Об утверждении Инструкции о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов, а также их учета». |
Примечание 6. Постановление МЧС РБ от 28.06.2000 № 11 «Об утверждении Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах».
Примечание 7. Постановление МЧС РБ от 16.12.2004 № 47 «Об утверждении Инструкции о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 августа 2016 г. следует руководствоваться постановлением Совета Министров РБ от 05.08.2016 № 614 «О некоторых вопросах экспертизы промышленной безопасности». |
Примечание 8. Постановление МЧС РБ от 28.06.2000 № 7 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 августа 2016 г. действует постановление Совета Министров РБ от 10.08.2016 № 627 «Об утверждении Положения о порядке разработки, оформления и представления декларации промышленной безопасности, внесения в нее изменений и (или) дополнений и учета таких деклараций». |
Примечание 9. Пункт 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее - Указ № 450).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2017 г. следует руководствоваться п.6 приложения 1 к Положению № 450 в редакции Указа Президента РБ от 20.10.2016 № 379. |
Примечание 10. Постановление МЧС РБ от 08.01.2007 № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 августа 2016 г. взамен постановление № 2 принято постановление МЧС РБ от 06.07.2016 № 31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности». |
Примечание 11. Постановление Совета Министров РБ от 13.12.2012 № 1147 «Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. № 489».
Примечание 12. Форма государственной статистической отчетности 4-ос (пожары) «Отчет о пожарах (кроме лесных) и последствиях от них», утвержденная постановлением Белстата от 04.07.2012 № 83; форма государственной статистической отчетности 1-лх (воспроизводство и защита леса) «Отчет о воспроизводстве, защите леса и лесных пожарах», утвержденная постановлением Белстата от 04.07.2012 № 79.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 июня 2017 г. постановлением Белстата от 29.05.2017 № 37 утверждены новая форма государственной статистической отчетности 1-лх (воспроизводство и защита лесов) «Отчет о воспроизводстве, защите лесов и лесных пожарах» и Указания по заполнению данной формы. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2017 год. С 1 февраля 2018 г. постановлением Белстата от 27.06.2017 № 49 утверждены новые форма государственной статистической отчетности 1-ос (пожары) «Отчет о пожарах (кроме лесных) и последствиях от них» и Указания по заполнению данной формы. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2018 год. |
Примечание 13. Форма государственной статистической отчетности 1-чрезвычайные ситуации (МЧС) «Отчет о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (без учета пожаров, являющихся техногенными чрезвычайными ситуациями)», утвержденная постановлением Белстата от 12.11.2012 № 206.
Примечание 14. Ведение журнала учета пожаров и регистрации материалов проверок по пожарам осуществляется в соответствии с приказом МЧС РБ, Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 20.11.2000 № 167 «Об утверждении и введении в действие Правил учета пожаров и последствий от них».
Примечание 15. Пункт 20.3 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156.
Примечание 16. Пункт 20.16 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 августа 2016 г. в п.20.16 перечня № 156 внесены изменения, п.20.3 данного перечня исключен на основании постановления Совета Министров РБ от 05.08.2016 № 613. |
Примечание 17. Регулируется постановлением МЧС РБ от 11.04.2003 № 22 «Об утверждении Инструкции о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов».
Примечание 18. В соответствии с Указом № 450 с 1 января 2011 г. деятельность в области промышленной безопасности подлежит лицензированию.
Примечание 19. Регулируется постановлением МЧС РБ от 28.06.2000 № 11 «Об утверждении Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах».
Примечание 20. Постановление МЧС РБ от 28.06.2000 № 9 «Об утверждении Положения о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах».
Примечание 21. Постановление МЧС РБ от 20.08.2007 № 70 «О составлении протоколов об административных правонарушениях должностными лицами Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».
11.03.2014
Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»