


Материал помещен в архив
ВОПРОС (УП «И»): Освобождается ли продавец от ответственности за просрочку выполнения требований потребителя, предусмотренной ст.26 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон), если данная просрочка вызвана длительными сроками проведения экспертизы товара по не зависящим от продавца причинам?
ОТВЕТ: Не освобождается, если требование потребителя являются обоснованными и подтверждаются результатами экспертизы.
Законом установлены максимальные сроки удовлетворения обоснованных требований потребителей.
Максимальные сроки удовлетворения требования потребителя | Требование, предъявляемое потребителем | Дополнительные условия | Норма Закона |
7 дней | 1. Соразмерное уменьшение покупной цены (уценка) некачественного товара. 2. Возмещение расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом. 3. Расторжение договора розничной купли-продажи и (или) возврат уплаченной за товар суммы |
При необходимости проведения экспертизы - 14 дней | Пункт 1 ст.25 |
4. Возврат предоплаты за товар и полное возмещение убытков | Пункт 2 ст.25 | ||
5. Возмещение убытков, причиненных потребителю в связи с недостатками товара | Со дня подтверждения потребителем размера убытков | Пункт 5 ст.24 | |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 декабря 2018 г. в п.5 ст.24 Закона внесены изменения Законом РБ от 13.06.2018 № 111-З (далее - Закон № 111-З). Изменения не повлияли на суть материала | |||
14 дней | 1. Устранение недостатков (ремонт) товара продавцом, ремонтной организацией | Если незамедлительно устранить недостатки невозможно | Пункт 1 ст.22 |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 декабря 2018 г. в п.1 ст.22 Закона внесены изменения Законом № 111-З. По письменному соглашению с потребителем срок устранения недостатков может быть увеличен, но не более чем до 30 дней. Ремонтная организация при получении товара от продавца (изготовителя, поставщика, представителя) для устранения недостатков товара обязана устранить недостатки с учетом сроков, предусмотренных частью первой п.22 Закона | |||
2. Замена некачественного товара при необходимости дополнительной проверки его качества продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) | 1 месяц - в случае отсутствия товара на момент обращения потребителя. Если товар данной модели (марки, типа, артикула и др.) отсутствует у продавца (изготовителя, поставщика, представителя) по не зависящим от него причинам, необходимо в течение месяца предоставить потребителю с его согласия аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и др.) | Пункт 1 ст.23 |
Таким образом, требование потребителя должно быть рассмотрено в установленные законодательством сроки.
В случае их нарушения п.1 ст.26 Закона установлена ответственность в виде неустойки в размере 1 % цены товара за каждый день просрочки. При этом цена товара определяется исходя из цены товара аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.), существующей на момент выплаты неустойки продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) или на день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворено добровольно. Если на день реализации потребителю товара его цена была выше, чем цена аналогичного товара на момент выплаты неустойки или на день вынесения судебного решения, размер неустойки определяется исходя из цены товара на день его реализации потребителю.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 декабря 2018 г. в п.1 ст.26 Закона внесены изменения Законом № 111-З. При отсутствии у продавца товара той же модели (марки, типа, артикула и др.) цена товара определяется в порядке, установленном Министерством антимонопольного регулирования и торговли РБ. |
Таким образом, если между потребителем и продавцом возник спор по вопросу качества товара и (или) причинам возникновения недостатков в товаре и в результате продавцом проводится экспертиза, то, если экспертиза проведена не в пользу продавца, последний несет ответственность за просрочку выполнения обоснованных требований потребителя, предусмотренную ст.26 Закона. Данное положение объясняется тем, что, если результаты проведенной экспертизы качества товара подтверждают наличие в товаре производственного недостатка, это говорит о том, что:
• во-первых, потребителем обоснованно были заявлены требования продавцу по качеству товара (т.е. права потребителя были нарушены);
• во-вторых, в случае заявления потребителем обоснованных требований по качеству товара продавец должен был в установленные сроки такие требования потребителя удовлетворить.
Таким образом, продавец в случае проведения экспертизы в пользу потребителя не освобождается от ответственности за просрочку выполнения требований потребителя, предусмотренной ст.26 Закона, если данная просрочка была вызвана длительными сроками проведения экспертизы товара по не зависящим от продавца причинам.
Вместе с тем следует отметить, что на основании части первой ст.314 Гражданского кодекса РБ в случае обращения потребителя за защитой своих прав с исковым заявлением в суд последний вправе уменьшить исчисленную потребителем неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Например, неустойка может рассматриваться как явно несоразмерная последствиям нарушения обязательства, если ее сумма превышает стоимость товара, замены которого требует потребитель, сумму денежных средств, уплаченных за товар, возврата которых требует потребитель в связи с расторжением договора розничной купли-продажи, и др.
30.07.2014
Светлана Войцеховская, юрист, с 2006 по 2012 год консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Защита от злоупотреблений со стороны потребителей в розничной торговле и в сфере оказания услуг»