Пособие от 15.11.2010
Автор: Глинская Я.

Освобождение от административной ответственности


 

Материал помещен в архив

 

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП), Общая часть Налогового кодекса РБ (далее - НК), Таможенный кодекс РБ содержат нормы, предусматривающие порядок обжалования решений государственных органов о применении административных взысканий. Что же делать в тех случаях, когда по результатам рассмотрения жалоба не удовлетворена, а мера взыскания непосильно велика, либо может привести к экономической несостоятельности, либо препятствует реализации инвестиционного проекта, либо по другим причинам невозможна к исполнению?

Согласно ст.14.8 ПИКоАП индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, подвергнутые административному взысканию и ходатайствующие об освобождении от административного взыскания в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, могут быть полностью или частично освобождены от административного взыскания по решению Президента РБ.

 

 

От редакции: С 28 августа 2013 г. следует руководствоваться ст.14.8 ПИКоАП с изменениями, внесенными Законом РБ от 12.07.2013 № 64-З.
С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Таможенный кодекс РБ.

 

Порядок представления и рассмотрения ходатайств об освобождении от административного взыскания установлен в Указе Президента РБ от 17.10.2005 № 481 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий». Данным Указом утвержден ряд нормативных документов по решению данного вопроса, таких как: Положение о порядке внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий (далее - Положение о порядке внесения ходатайств), Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий (далее - Положение о Межведомственной комиссии), а также состав Межведомственной комиссии по рассмотрению ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий.

Пунктом 1 Положения о порядке внесения ходатайств установлена возможность освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

1) от административных взысканий, которые наложены на них уполномоченными на то государственными органами (государственными организациями);

2) от уплаты пени в соответствии с п.6 ст.52 НК, согласно которому условием освобождения от уплаты пени является исполнение плательщиком налогового обязательства (примечание 1);

3) от уплаты пени, начисленной в соответствии с п.9 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359.

Субъекты предпринимательской деятельности могут претендовать на освобождение от экономической ответственности как полностью, так и частично.

Механизм освобождения от административной ответственности можно разделить на следующие этапы:

внесение ходатайства;

рассмотрение ходатайства уполномоченными органами;

принятие решения по освобождению.

Порядок внесения ходатайства

Решение о полном либо частичном освобождении юридического лица и индивидуального предпринимателя от административного взыскания принимается на основании его ходатайства.

Ходатайство об освобождении от административной ответственности подается заявителем в республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству РБ, в подчинении (ведении) которых он находится, а заявителем, не находящимся в подчинении (ведении) этих органа, организации, в т.ч. индивидуальным предпринимателем, - в областной исполнительный комитет (Минский городской исполнительный комитет) по месту его государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.

Такое ходатайство должно содержать:

причины, побудившие это лицо подать ходатайство;

обоснованные сведения о социальных и экономических последствиях наложения административного взыскания и последствиях освобождения от него, включая информацию о значимости для Республики Беларусь (ее административно-территориальной единицы) результатов, которые заявитель обязуется достигнуть в случае освобождения его от административного взыскания;

информацию о привлечении должностных лиц (иных работников), виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной или иной ответственности;

просьбу о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания;

информацию о комиссии по работе с имуществом, обращенным в доход государства, принявшей решение о реализации конфискованного имущества.

Помимо того к ходатайству прилагаются:

копия постановления о наложении административного взыскания в отношении заявителя;

копия решения о полном или частичном оставлении в силе постановления по делу об административном правонарушении (в случае обжалования такого постановления);

бухгалтерский баланс заявителя за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;

справка об основных экономических показателях заявителя по форме, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 28.04.2006 № 74. Экономические показатели указываются за предшествующий год и за фактически отработанное время в текущем году (поквартально и на последнюю отчетную дату), а также по бизнес-плану на текущий год.

 

 

От редакции: С 26 августа 2015 г. следует руководствоваться формой справки об основных экономических показателях, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.08.2015 № 47.

 

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент текущей ликвидности рассчитываются в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ, Минэкономики РБ и Минстата РБ от 14.05.2004 № 81/128/65.

 

 

От редакции: С 1 апреля 2012 г. вместо Инструкции № 81/128/65 действует Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденная постановлением Минфина РБ и Минэкономики РБ от 27.12.2011 № 140/206;

 

справка налогового органа о полной уплате налогов, сборов (пошлин), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание, и о состоянии иных расчетов заявителя с бюджетом по форме, утвержденной постановлением МНС РБ и Минфином РБ от 27.10.2005 № 113/128. Указанную справку налоговый орган по месту постановки на учет обязан выдать в течение 3 рабочих дней, а при необходимости проведения проверки, запроса сведений и документов от других государственных органов, иных организаций - в течение месяца (п.39 перечня административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.10.2007 № 1399). Срок действия такой справки составляет 6 месяцев;

справка таможенного органа об уплате налогов, сборов (пошлин) и иных расчетов с бюджетом по таможенным платежам по форме, утвержденной постановлением ГТК РБ и Минфином РБ от 31.10.2005 № 73/131. Выдача данной справки осуществляется в срок до 10 дней таможней, в зоне оперативной деятельности которой находится или проживает лицо, обратившееся за получением справки (п.3 перечня административных процедур, осуществляемых таможенными органами Республики Беларусь в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Советом Министров РБ от 20.11.2007 № 1553). Справка действительна в течение 6 месяцев.

 

 

От редакции: С 27 марта 2012 г. действует постановление Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156, которым утвержден новый единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

 

обязательство заявителя о возмещении расходов, связанных с хранением имущества в период с приостановления реализации до принятия решения по ходатайству, а в случае принятия решения об освобождении от административного взыскания в виде конфискации имущества - расходов, связанных с хранением имущества в период с его изъятия и до фактического возврата, проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы, иных видов экспертиз, обязательной сертификации и экспертной оценки конфискованного имущества;

копия приказа территориального органа Министерства финансов РБ о принудительном взыскании денежных средств.

Субъект предпринимательской деятельности вправе подать ходатайство об освобождении от административной ответственности при соблюдении следующих условий:

если не истек 1 год со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания;

если погашена имеющаяся задолженность по налогу, сбору (пошлине), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание, если иное не определено Президентом РБ.

Порядок рассмотрения ходатайства уполномоченными органами

В первую очередь следует отметить, что ходатайства об освобождении от административной ответственности, поданные в нарушение установленного порядка, рассмотрению не подлежат и возвращаются заявителям.

Не рассматриваются и ходатайства, в которых содержатся сведения о необоснованном привлечении к административной ответственности или об ином нарушении законности при вынесении постановлений о наложении на заявителей административных взысканий. Такие ходатайства возвращаются заявителям с разъяснением установленного порядка обжалования таких постановлений. В случае несогласия с постановлением о наложении административного взыскания плательщик вправе его обжаловать в установленном законодательством порядке. Процедура освобождения от административных взысканий не связана с порядком обжалования постановления государственного органа.

Далее в таблице приведен порядок рассмотрения ходатайства.

   

Действие
Исполняющий государственный орган
Срок исполнения
Направление ходатайства и всех необходимых документов в государственный орган (государственную организацию), по постановлению которого наложено административное взыскание, для дачи заключения и приостановления исполнения наложенного взыскания Государственный орган, получивший ходатайство 5 рабочих дней после получения ходатайства
Подготовка и направление в государственный орган, получивший ходатайство, заключения о возможности либо невозможности освобождения заявителя от административной ответственности Государственный орган (государственная организация), по постановлению которого наложено административное взыскание 10 рабочих дней после получения документов
Уведомление государственного органа (государственной организации), исполняющего постановление, о наложении административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения - о приостановлении исполнения такого административного взыскания;
комиссии по работе с имуществом, обращенным в доход государства, - о приостановлении реализации конфискованного имущества (примечание 2)
Государственный орган (государственная организация), по постановлению которого наложено административное взыскание 3 рабочих дня после получения документов
Информирование реализующей организации о приостановлении реализации конфискованного имущества Комиссия по работе с имуществом, обращенным в доход государства 2 рабочих дня после получения уведомления
Проверка ходатайства и иных документов и с учетом заключения государственного органа (государственной организации), по постановлению которого наложено административное взыскание, подготовка заключения о целесообразности (нецелесообразности) полного или частичного освобождения заявителя от административного взыскания Государственный орган, получивший ходатайство 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заключения
Внесение заключения о целесообразности (нецелесообразности) полного или частичного освобождения заявителя от административного взыскания в Межведомственную комиссию по рассмотрению ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий (далее - Межведомственная комиссия) через Министерство по налогам и сборам РБ (подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров РБ от 15.11.2005 № 1277 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481» (далее - постановление № 1277)) Государственный орган, получивший ходатайство Срок не установлен. Предполагается, что срок для проверки ходатайства и подготовки заключения включает и срок для направления этого заключения в Межведомственную комиссию

   

При необходимости государственный орган может запросить у заявителя, других государственных органов, иных организаций дополнительную информацию, необходимую для принятия решения.

В обосновании целесообразности (нецелесообразности) освобождения заявителя от административного взыскания должны указываться финансовое состояние заявителя, размер причиненного ущерба, характер допущенных нарушений, меры, принятые по наказанию виновных должностных лиц (иных работников), другие обстоятельства, имеющие значение для принятия соответствующего решения, а также причины выбора предлагаемой формы освобождения заявителя от административного взыскания (полное или частичное освобождение от этого взыскания) или нецелесообразности освобождения.

На основании подп.1.2 п.1 постановления № 1277 Министерство по налогам и сборам РБ осуществляет организационно-техническое обеспечение работы Межведомственной комиссии, в т.ч.:

регистрацию и учет всех поступивших в Межведомственную комиссию документов;

подготовку соответствующего проекта распоряжения Президента РБ об освобождении юридического лица и индивидуального предпринимателя от административных взысканий;

информирование не позднее 7 рабочих дней до установленной даты проведения заседания Межведомственной комиссии членов этой комиссии, а также при необходимости - руководителей заинтересованных государственных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о месте и дате проведения указанного заседания, его повестке с представлением членам Межведомственной комиссии заключения государственного органа по ходатайству об освобождении юридического лица или индивидуального предпринимателя от административных взысканий с приложением обоснования целесообразности (нецелесообразности) освобождения юридического лица или индивидуального предпринимателя от административных взысканий;

оформление протокола заседания Межведомственной комиссии;

доработку соответствующего проекта распоряжения Президента РБ с учетом его рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии и представление на визирование председателю Межведомственной комиссии;

в случае принятия Межведомственной комиссией решения о нецелесообразности освобождения юридического лица или индивидуального предпринимателя от административных взысканий подготовку и направление уведомления юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, соответствующему государственному органу и организации, по решению которой наложены административные взыскания, о принятом решении о нецелесообразности освобождения юридического лица или индивидуального предпринимателя от административных взысканий;

хранение документов (их копий), рассмотренных на заседаниях Межведомственной комиссии;

выполнение иных функций, направленных на обеспечение деятельности Межведомственной комиссии.

Принятие решения по освобождению

Межведомственная комиссия рассматривает поступившие документы об освобождении заявителя от административного взыскания.

Согласно п.3 Положения о Межведомственной комиссии при рассмотрении документов Межведомственная комиссия имеет право:

запрашивать у государственных организаций, в т.ч. судов, а также у субъектов предпринимательской деятельности информацию и документы, необходимые для работы. Порядок и сроки представления необходимой информации и документов определяются непосредственно Межведомственной комиссией;

приглашать на свои заседания руководителей заинтересованных государственных органов и иных организаций, а также субъектов предпринимательской деятельности.

Представим порядок принятия решения в следующей таблице.

   

Действие
Исполняющий государственный орган
Срок исполнения
Подготовка и внесение проекта распоряжения Президента РБ с приложением ходатайства и обоснования целесообразности освобождения заявителя от административных взысканий - в случае принятия Межведомственной комиссией решения о целесообразности полного или частичного освобождения Межведомственная комиссия (через Министерство по налогам и сборам РБ) 2 месяца со дня получения всех документов
Уведомление заявителя, государственного органа, получившего ходатайство, и государственного органа (государственной организации), по постановлению которого наложено административное взыскание, о нецелесообразности его освобождения от административной ответственности - в случае принятия Межведомственной комиссией такого решения Межведомственная комиссия (через Министерство по налогам и сборам РБ) 2 месяца со дня получения всех документов
Информирование Межведомственной комиссии, государственного органа (государственной организации), по постановлению которого наложено административное взыскание, об отказе Президента РБ удовлетворить ходатайство об освобождении от административной ответственности Администрация Президента РБ 3 календарных дня
Принятие решения об отмене приостановления исполнения наложенного административного взыскания и реализации конфискованного имущества Государственный орган (государственная организация), по постановлению которого наложено административное взыскание 2 календарных дня со дня получения соответствующего решения Межведомственной комиссии о нецелесообразности освобождения от административного взыскания или информации из Администрации Президента РБ об отказе Президента РБ удовлетворить ходатайство об освобождении от административной ответственности
Уведомление государственного органа (государственной организации), исполняющего постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения, - о возобновлении исполнения такого административного взыскания;
комиссии по работе с имуществом, обращенным в доход государства, - о возобновлении реализации конфискованного имущества (примечание 3)
Государственный орган (государственная организация), по постановлению которого наложено административное взыскание 3 рабочих дня со дня получения соответствующего решения Межведомственной комиссии о нецелесообразности освобождения от административного взыскания или информации из Администрации Президента РБ об отказе Президента РБ удовлетворить ходатайство об освобождении от административной ответственности

   

Примечание 1. Пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством (п.1 ст.52 НК).

Примечание 2. На время рассмотрения ходатайства об освобождении от административного взыскания исполнение постановления приостанавливается (п.3 ст.14.8 ПИКоАП). Приостановление осуществляется со дня поступления в государственный орган (организацию) документов и на срок до принятия решения по ходатайству. Исключением является реализация имущества, требующего специальных условий хранения или со сроком годности менее 60 дней (часть первая п.6 Положения о порядке внесения ходатайств). Такое имущество реализуется в порядке, установленном законодательством.

Примечание 3. Расходы, связанные с хранением имущества, проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы, иных видов экспертиз, обязательной сертификации и экспертной оценки конфискованного имущества, в отношении которого приостановлена его реализация, возмещаются заявителем в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы работы с имуществом, обращенным в доход государства (часть третья п.6 Положения о порядке внесения ходатайств).

   

15.11.2010 г.

   

Яна Глинская, экономист