Пособие от 18.11.2015
Автор: Амельченя Ю.

Отказ от заключения договора на государственную закупку: меры воздействия на недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Договор на государственную закупку. Обязанность заключения участником-победителем

Понуждение к заключению договора

Невозврат конкурсного (аукционного) обеспечения

Включение в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок

 

Материал помещен в архив

 

ОТКАЗ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЗАКУПКУ: МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

Договор на государственную закупку. Обязанность заключения участником-победителем

Законодательство о государственных закупках как сфера публичных интересов государства, связанных с приобретением товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств, устанавливает особые правила для регламентации отношений, в том числе и при заключении договора на государственную закупку, несмотря на то, что в целом договорные отношения преимущественно диспозитивны и отличаются свободным волеизъявлением сторон при его заключении и исполнении.

Для договора на государственную закупку предусмотрено правило о том, что он заключается между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения, а в случае проведения электронного аукциона - по цене последней ставки этого участника, в том числе с учетом ее уменьшения, если такое уменьшение имело место, а также с учетом применения преференциальной поправки (п.1 ст.25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее - Закон).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Законом в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Подробнее см. здесь.

 

При проведении конкурентных процедур государственных закупок участники должны при подаче своих предложений выразить согласие на заключение договора на государственную закупку на условиях проекта договора, который разрабатывает заказчик (организатор) и включает в состав документов, представляемых участникам для подготовки и подачи предложений.

Данное согласие участника следует квалифицировать как добровольное принятие на себя обязательства (п.1 ст.391 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК) заключить договор на государственную закупку при выборе участника победителем по правилам п.1 ст.25 Закона. В свою очередь, при отказе от исполнения участником-победителем своего обязательства по заключению договора, что для него в силу выраженного согласия на заключение обязательно, возникает вопрос о допустимых мерах с другой стороны (заказчика) в отношении недобросовестного (не исполняющего своей обязанности) участника-победителя.

Понуждение к заключению договора

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (п.1 ст.391 ГК). В свою очередь, поскольку обязательство добровольно принято, то логично применить механизм понуждения. Его реализация в данной ситуации означает обращение в суд с исковым заявлением с требованием о понуждении к заключению договора на государственную закупку. При этом заказчику (истцу) следует определиться с тем, какими доказательствами, фактами, действиями и тому подобным он будет осуществлять доказывание уклонения или отказа от заключения договора на государственную закупку. Также за рассмотрение исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении хозяйственных договоров, подлежащих рассмотрению в экономических судах областей (г. Минска), взимается государственная пошлина в размере 10 базовых величин (подп.3.2 п.3 приложения 16 к Налоговому кодексу Республики Беларусь). При этом необходимо учесть срок рассмотрения спора в экономическом суде. Так, по общему правилу дело должно быть рассмотрено судом, рассматривающим экономические дела, первой инстанции в срок не более 2 месяцев со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству (часть первая ст.175 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. размер государственной пошлины за рассмотрение исковых заявлений по спорам, связанным с заключением, изменением или расторжением договора, о признании договора незаключенным, о признании сделки недействительной, об установлении факта ничтожности сделки, подлежащего рассмотрению в экономических судах областей (г. Минска), равен 20 базовым величинам (подп.4.2 п.4 приложения 15 к Налоговому кодексу Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З).

 

Тем самым для заказчика приведенные выше организационно-юридические, финансовые, временные издержки в связи с необходимостью юридического воздействия на недобросовестного участника-победителя при его отказе от заключения договора на государственную закупку могут быть неприемлемы хотя бы по той причине, что они отвлекут его от решения основной проблемы - приобретения необходимого объема товаров (работ, услуг).

Невозврат конкурсного (аукционного) обеспечения

Наряду с этим следует обратить внимание на специальные правила законодательства о государственных закупках, которые позволяют применить санкции (в определенной степени) для недобросовестной стороны.

Так, если проводится процедура открытого и закрытого конкурса, электронного аукциона и установлено соответственно в конкурсных документах и аукционных документах конкурсное и аукционное обеспечение, то при отказе участника-победителя от заключения договора на государственную закупку оно остается у заказчика (организатора) и не подлежит возврату участнику-победителю, после чего перечисляется в бюджет, за счет средств которого предусмотрено осуществление государственной закупки (пп.1, 5 ст.34, пп.1, 6 ст.44 Закона).

Включение в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок

Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, отказавшиеся от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями, если это не связано с изменением условий процедуры государственной закупки, а также в случае, если такими юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не предоставлялось конкурсное или аукционное обеспечение, включаются в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (п.1 ст.16 Закона). Правовые последствия включения в данный список - поставщик (подрядчик, исполнитель) не может участвовать в процедурах государственных закупок в течение 12 месяцев со дня включения в этот список (п.3 ст.16 Закона).

В развитие данной нормы Министерством торговли Республики Беларусь (далее - Минторг) была разработана Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденная постановлением от 26.06.2013 № 13.

Министерство торговли включает поставщика (подрядчика, исполнителя) в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, на основании заявления заказчика (организатора) и документов, а именно, копии решения суда о понуждении такого юридического и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, к заключению договора и (или) его письменного отказа от заключения договора (подп.5.1 п.5 названной выше Инструкции).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 92.

 

Реализация данной нормы на практике предполагает следующие возможные действия заказчика до обращения в Минторг с заявлением о включении субъектов в указанный список:

1) обращение в суд (как было указано выше) и получение решения суда, в резолютивной части которого должно быть указано на необходимость участнику-победителю заключить договор на условиях, предложенных заказчиком в проекте договора на государственную закупку с учетом п.1 ст.25 Закона.

Правовой результат в данном случае - заключенный с участником-победителем договор на государственную закупку (однако подчеркнем, что к моменту получения решения суда и с учетом сроков вступления его в силу исполнение решения для заказчика исходя из специфики бюджетного финансирования и сроков выделения, освоения бюджетных средств может быть затруднено или невозможно или у заказчика может отпасть необходимость в приобретении товаров (работ, услуг) по договору). И тем не менее при заключении договора с участником-победителем последний в любом случае может быть включен в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок на основании решения суда;

2) наличие письменного отказа участника-победителя от заключения договора на государственную закупку. Основная проблема в данном случае - это получить от участника-победителя, отказывающегося от заключения договора, письменный отказ от заключения. В свою очередь, письменная форма предполагает составление документа, отправителем которого выступает участник-победитель. В содержании данного документа должна быть четко выражена воля на отказ от заключения договора на государственную закупку.

К примеру, в ситуации, когда в ответ на высланный (переданный) участнику-победителю для подписания проект договора (с указанием срока для подписания) последний предлагает свою редакцию договора, направляя ее заказчику в письменной форме, письменная форма отказа от заключения договора считается соблюденной с выраженной волей не заключать договор на условиях заказчика, то есть воля участника-победителя направлена на отказ от заключения договора на государственную закупку.

Аналогичная ситуация, когда участник-победитель, подписывая договор (с протоколом разногласий), отправленный ему заказчиком, направляет с этим договором протокол разногласий для согласования, в котором не соглашается с формулировкой ряда условий. Воля участника-победителя, облеченная в письменную форму (протокол разногласий), также направлена на отказ от заключения договора на предложенных заказчиком условиях, с которыми участник при подаче предложения был согласен и принял обязательство по заключению договора на данных условиях.

Тем самым квалификация письменного отказа зависит от содержания документов, полученных от участника-победителя, и формы их представления. К сожалению, необходимо констатировать, что если участник-победитель, получив для подписания договор на государственную закупку, бездействует, то как таковой письменный отказ от заключения договора отсутствует. В этом случае для заказчика остается возможность обращения в суд с требованием о понуждении к заключению договора на государственную закупку.

 

Обратите внимание!

Если заказчик согласится с условиями участника-победителя в протоколах разногласий или в предлагаемой участником-победителем редакции договора, то для него возникает риск применения мер административной ответственности на основании части 4 ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, что влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2016 г. административная ответственность по части 4 ст.11.16 вышеназванного Кодекса предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (в редакции Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З).

 

Вывод. Таким образом, меры реагирования и воздействия на недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) со стороны заказчика в случае их отказа от заключения договора на государственную закупку могут быть следующие:

1) могут выражаться в форме невозврата конкурсного или аукционного обеспечения, если оно было установлено для соответствующих процедур государственных закупок;

2) также может быть применен механизм понуждения к заключению договора на государственную закупку;

3) при наличии оснований субъект может быть включен в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок. При этом необходимо учитывать особенности документов, на основании которых осуществляется включение в данный список, в части формы и содержания.

 

18.11.2015

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»