Пособие от 26.06.2019
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю., Третьякова А.

Изменение законодательства о государственных закупках с 1 июля 2019 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

Государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками

Понятийный аппарат

Централизация государственных закупок

Компетенция государственных органов в сфере государственных закупок

Комиссия по государственным закупкам

Требования к участникам процедур государственных закупок

Недобросовестные поставщики (подрядчики, исполнители)

Годовой план государственных закупок

Приглашение на участие в государственной закупке

Срок размещения конкурсных и аукционных документов на электронной торговой площадке

Сроки для подготовки и подачи предложений

Сроки проведения процедур государственных закупок

Договор государственной закупки

Случаи применения процедуры закупки из одного источника

Защита прав и законных интересов лиц при осуществлении государственных закупок (обжалование)

Контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках (камеральная проверка)

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ С 1 ИЮЛЯ 2019 ГОДА

Изменение законодательства о государственных закупках с 1 июля 2019 года


 

17 июля 2018 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее - Закон № 136-З), которым изложен в новой редакции Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (примечание).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. следует руководствоваться Законом № 419-З с изменениями, внесенными Законом от 31.01.2024 № 354-З. Комментарий см. здесь.

 

Закон № 136-З подготовлен и принят в связи с необходимостью приведения норм Закона № 419-З (в редакции от 13.07.2012) в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС), с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 590), а также правоприменительной практикой.

Закон № 136-З вступает в силу с 1 июля 2019 г., практически через год после его подписания, что обусловлено объективными причинами. Одна из таких причин - создание в соответствии со ст.6 Закона № 419-З государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками (далее - ГИАС).

Государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками

Государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками создается в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (далее - Совет Министров), в целях информационного и аналитического обеспечения государственных закупок. Ее создание призвано обеспечить формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о государственных закупках путем взаимодействия с иными государственными информационными системами, государственными информационными ресурсами, электронными торговыми площадками и торговыми системами товарных бирж.

Государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о государственных закупках (абзац 3 ст.1 Закона № 419-З).

В целях сохранения преемственности Закона № 419-З и Закона № 419-З в редакции от 13.07.2012 с учетом положений Указа № 590 ст.1 Закона № 419-З содержит также понятие «официальный сайт». С использованием официального сайта размещается и предоставляется информация, содержащаяся в ГИАС, которая является общедоступной и предоставляется безвозмездно (п.3 ст.6 Закона № 419-З). По сути ГИАС заменит собой официальный сайт и вся информация о государственных закупках будет размещаться в ГИАС.

Пункт 2 ст.6 Закона № 419-З определяет информацию, которая должна содержаться в ГИАС:

• акты законодательства о государственных закупках;

• годовые планы государственных закупок;

• конкурсные документы, аукционные документы, документы, предоставляемые юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, включая приглашение к участию в процедуре государственной закупки, запросы о разъяснении документов, предоставляемых для подготовки предложения, и ответы на них;

• протоколы открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений, протоколы оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся, протоколы открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам, протоколы выбора участника-победителя или признания электронного аукциона несостоявшимся, протоколы оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания процедуры запроса ценовых предложений несостоявшейся, решения заказчиков (организаторов) об отмене процедуры государственной закупки, протоколы оператора электронной торговой площадки о признании открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений несостоявшимися;

• реестр жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, оператора электронной торговой площадки, подаваемых в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам;

• реестр договоров;

• справки о проведении процедуры закупки из одного источника;

• информация об условиях допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок;

• перечень иностранных государств (групп иностранных государств), с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении государственных закупок, а также условия применения национального режима;

• список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

• типовые формы договоров в случае, если они установлены Советом Министров;

• адресация (гиперссылка) на реестр банковских гарантий;

• информация о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах;

• иная информация, установленная Законом № 419-З и Советом Министров.

Как указано выше, информация, содержащаяся в ГИАС, общедоступна, размещается и предоставляется безвозмездно с использованием официального сайта (п.3 ст.6 Закона № 419-З).

Понятийный аппарат

Помимо нового понятия ГИАС ст.1 Закона № 419-З содержит иные нововведения. Так, законодателем уточняются некоторые определения, например понятие «государственная закупка» (приводится в соответствие с аналогичным понятием, содержащимся в Протоколе о порядке регулирования закупок, содержащегося в приложении 25 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол к Договору о ЕАЭС), а именно дополняется указанием на исполнение договора о государственной закупке. Аналогичное дополнение сделано и в ст.2 Закона № 419-З, которая регулирует сферу его действия .

Некоторые понятия перенесены из ст.1 в иные статьи Закона № 419-З (например, понятия «конкурсные документы» и «аукционные документы» сейчас содержатся в ст.32 и 39 Закона № 419-З соответственно, понятие «участник» - в ст.16 Закона № 419-З).

Вместе с тем в ст.1 Закона № 419-З приводятся определения таких понятий, как:

• процедура государственной закупки - регламентированная Законом № 419-З последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по государственным закупкам (далее - комиссия) (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры государственной закупки до заключения договора либо отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Законом № 419-З (абзац 15). Процедура государственной закупки может быть также завершена протоколом оператора электронной торговой площадки о признании открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений несостоявшимися в связи с тем, что на процедуру не поступило ни одного предложения либо подано только одно предложение;

• оператор ГИАС - юридическое лицо, обеспечивающее функционирование ГИАС (абзац 7) (согласно ст.8 Закона № 419-З определяется Президентом Республики Беларусь);

• цена предложения - стоимость товаров (работ, услуг), предлагаемых участником, в том числе включающая налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, а также иные расходы, уплачиваемые участником в связи с исполнением договора в случае признания его участником-победителем (абзац 21);

• централизация государственных закупок - организация и проведение процедур государственных закупок однородных товаров (работ, услуг) организатором для нужд нескольких заказчиков (абзац 22).

Централизация государственных закупок

справочно

Справочно

Введение такого понятия, как централизация государственных закупок, связано с приведением Закона № 419-З в редакции от 13.07.2012 в соответствие с Указом № 590, которым предусматривается возможность осуществления процедур закупок однородных товаров (работ, услуг) организатором для нужд нескольких заказчиков.

 

Если Президентом Республики Беларусь не установлено иное, при централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации) определяется организатор из числа:

• подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление;

• иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия).

Государственный орган (организация), указанный выше, может выступать организатором при централизации государственных закупок (п.2 ст.13 Закона № 419-З).

Компетенция государственных органов в сфере государственных закупок

Новеллы Закона № 419-З касаются также изменения компетенции государственных органов в сфере государственных закупок.

В частности, компетенция Совета Министров уточнена и дополнена следующими полномочиями:

• определением электронных торговых площадок для проведения на них открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений;

• правом в целях повышения эффективности государственных закупок устанавливать дополнительные требования к товарам (работам, услугам), являющимся предметом государственной закупки, и участникам (предоставление такого права следует из п.39 Протокола к Договору о ЕАЭС);

• правом устанавливать типовые формы договоров (которые в силу п.4 ст.396 Гражданского кодекса Республики Беларусь будут обязательными для соблюдения) (ст.9 Закона № 419-З).

В ст.10 Закона № 419-З уточнена компетенция уполномоченного органа по государственным закупкам, которым, исходя из подп.1.1 п.1 Указа № 590, является Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 июня 2023 г. в подп.1.1 п.1 Указа № 590 внесено изменение Указом от 22.06.2023 № 178. Изменение не повлияло на суть материала.

 

Полномочия уполномоченного органа по государственным закупкам дополнены следующими:

• осуществление контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках (что согласуется с целями приведения в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»);

• утверждение положения о комиссии по государственным закупкам (в Законе № 419-З в редакции от 13.07.2012 такое полномочие отнесено к компетенции Совета Министров);

• утверждение формы годового плана государственных закупок и примерных форм документов по процедурам государственных закупок;

• установление порядка формирования и ведения реестра жалоб;

• установление порядка формирования и ведения реестра договоров.

Комиссия по государственным закупкам

Новеллой Закона № 419-З стала необходимость включения в состав комиссии по государственным закупкам преимущественно лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере государственных закупок (часть третья п.2 ст.14 Закона № 419-З).

Требования к участникам процедур государственных закупок

Единые требования к участникам процедур государственных закупок предусматриваются ст.16 Закона № 419-З.

К указанным требованиям, в частности, относятся:

• требования, установленные законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки;

• дополнительные требования к участникам, если такие требования установлены в соответствии с абзацем 7 ст.9 Закона № 419-З (абзацы 1, 2 п.2 ст.16 Закона № 419-З).

Так, приложением 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее - постановление № 395) установлены дополнительные требования к участникам процедур государственных закупок услуг столовых и буфетов учреждений образования.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 октября 2022 г. следует руководствоваться приложением 11 к постановлению № 395 в ред. постановления Совмина от 14.10.2022 № 692.

Недобросовестные поставщики (подрядчики, исполнители)

Порядок включения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, в соответствующий список установлен п.1 ст.17 Закона № 419-З, в которой предусматривается обязанность заказчика (организатора) в течение месяца со дня истечения срока для заключения договора либо расторжения заключенного договора направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам информацию о включении такого лица в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок .

Подобный порядок формирования реестров недобросовестных поставщиков установлен в Российской Федерации и Республике Казахстан.

По сравнению с Законом № 419-З в редакции от 13.07.2012 список дополнен случаем включения в него поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с которыми заказчики (организаторы) в одностороннем порядке расторгли договоры о закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем процедуры государственной закупки, по результатам которой заключен договор.

В ст.17 Закона № 419-З учтено положение п.13 Протокола к Договору о ЕАЭС, согласно которому поставщики, уклонившиеся от заключения договора, либо не исполнившие его (ненадлежащим образом исполнившие), либо договоры с которыми расторгнуты, включаются в список на основании решения суда и (или) уполномоченных регулирующего и (или) контролирующего органа власти государства - члена ЕАЭС в сфере закупок на 2 года.

Годовой план государственных закупок

Статья 19 Закона № 419-З содержит нововведения в отношении годового плана государственных закупок. В отличие от Закона № 419-З в редакции от 13.07.2012, который содержит норму о необходимости ежегодного утверждения заказчиком годового плана государственных закупок и размещения его до 8 марта текущего года (п.2 ст.18), часть первая п.2 ст.19 Закона № 419-З предусматривает, что годовой план государственных закупок формируется ежегодно и после утверждения заказчиком подлежит размещению в течение 5 рабочих дней на электронной торговой площадке, за исключением сведений, составляющих государственные секреты. При этом операторы электронной торговой площадки и ГИАС обеспечивают размещение годового плана государственных закупок, изменений и (или) дополнений в такой план в ГИАС.

Только после размещения годового плана государственных закупок в ГИАС заказчик может проводить процедуры государственных закупок. Исключение составляет случай, предусмотренный п.5 приложения к Закону № 419-З (часть вторая п.2 ст.19 Закона № 419-З).

 

справочно

Справочно

Речь идет о потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.

 

Статья 19 Закона № 419-З устанавливает также требования к годовому плану государственных закупок.

Приглашение на участие в государственной закупке

Содержание приглашения на участие в государственной закупке определено в ст.22 Закона № 419-З. В целях исключения дублирования информации, содержащейся в документах, предоставляемых для проведения той или иной процедуры государственной закупки, а также в приглашении на участие в них, предусматривается, что приглашение является частью документов, предоставляемых для подготовки предложения. Тем самым исключается дублирование информации, содержащейся в приглашении и в аукционных, конкурсных документах и документах, предоставляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений. Указанное подтверждается также нормами абзаца 4 п.2 ст.6 Закона № 419-З.

Срок размещения конкурсных и аукционных документов на электронной торговой площадке

Установлены требования к размещению утвержденных заказчиком конкурсных и аукционных документов на электронной торговой площадке не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем их утверждения (п.2 ст.32, п.2 ст.39 Закона № 419-З). Законом № 419-З в редакции от 13.07.2012 такие сроки не предусматривались.

Сроки для подготовки и подачи предложений

В ст.23 Закона № 419-З установлены новые сроки для подготовки и подачи предложений.

Приведем сравнение сроков для подготовки и подачи предложений (действовавших до 1 июля 2019 г. и предусмотренных Законом № 419-З). Почти все сроки для подготовки и подачи предложений для участия в процедурах государственных закупок сокращаются в два раза.

 

Процедура закупки Сроки для подготовки и подачи предложений для участия в процедурах государственных закупок
после 1 июля 2019 г.
(п.1 ст.23 Закона № 419-З)
до 1 июля 2019 г.
(п.1 ст.22 Закона № 419-З в редакции от 13.07.2012)
Открытый конкурс Не менее 15 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на электронной торговой площадке (установлен в соответствии с требованиями п.2 приложения 1 «Требования к организации и проведению конкурса, запроса ценовых предложений (запроса котировок), запроса предложений, аукциона и закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» к Протоколу к Договору о ЕАЭС (далее - приложение 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС)) Не менее 30 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте.

Обратите внимание!

При государственной закупке, ориентировочная стоимость которой не превышает 3 000 базовых величин, срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 15 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (подп.1.21 п.1 Указа № 590).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 июня 2023 г. подп.1.21 п.1 Указа № 590 исключен Указом № 178
Закрытый конкурс Не менее 15 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) Не менее 30 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям)
Электронный аукцион Не менее 15 календарных дней со дня размещения аукционных документов на электронной торговой площадке либо не менее 10 календарных дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3 000 БВ (установлены в соответствии с п.8 приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС) Не менее 20 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте либо не менее 10 рабочих дней, если ориентировочная стоимость государственной закупки не превышает 3 000 БВ
Запрос ценовых предложений Не менее 5 рабочих дней со дня размещения документов, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в том числе ИП, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, на электронной торговой площадке (установлен в соответствии с п.5 приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС) Не менее 10 рабочих дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в случае государственных закупок, сведения о которых составляют государственные секреты)

 

При проведении повторных процедур государственных закупок, за исключением процедуры запроса ценовых предложений, сроки для подготовки и подачи предложений сокращаются.

 

Процедура закупки Сроки для подготовки и подачи предложений при проведении повторных процедур государственных закупок
после 1 июля 2019 г.
(п.2 ст.23 Закона № 419-З)
по 1 июля 2019 г.
(п.2 ст.22 Закона № 419-З в редакции от 13.07.2012)
Открытый конкурс Не менее 10 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на электронной торговой площадке Срок для подготовки и подачи предложений может быть сокращен заказчиком (организатором), но не более чем вдвое минимального срока, определенного п.1 ст.22 Закона № 419-З в редакции от 13.07.2012
Закрытый конкурс Не менее 10 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям)
Электронный аукцион Не менее 10 календарных дней со дня размещения аукционных документов на электронной торговой площадке либо не менее 5 рабочих дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3 000 БВ
Запрос ценовых предложений Не менее 5 рабочих дней со дня размещения документов процедуры запроса ценовых предложений на электронной торговой площадке

Сроки проведения процедур государственных закупок

Приведем сроки проведения процедур государственных закупок по истечении срока для подготовки и подачи предложений.

 

Процедура закупки Сроки проведения процедур государственных закупок после 1 июля 2019 г.
1. Сроки рассмотрения предложений на их соответствие требованиям конкурсных документов, документов процедуры запроса ценовых предложений
Открытый конкурс Не более 10 рабочих дней (часть первая п.2 ст.35 Закона № 419-З).

Обратите внимание!

Срок рассмотрения предложений при проведении открытого и закрытого конкурса может быть продлен с учетом особенностей и (или) сложности предмета государственной закупки, но не более 45 календарных дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений (часть вторая п.2 ст.35, часть вторая п.1 ст.37 Закона № 419-З)
Закрытый конкурс
Запрос ценовых предложений Не более 10 рабочих дней, в том числе оценка и выбор участника-победителя либо признание данной процедуры несостоявшейся (часть первая п.2 ст.48 Закона № 419-З)
2. Сроки оценки и сравнения предложений
Открытый конкурс В течение 5 рабочих дней со дня размещения протокола открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений (ст.36, 37 Закона № 419-З)
Закрытый конкурс
Электронный аукцион Срок для рассмотрения первых разделов предложений участников - не более 10 рабочих дней (часть первая п.2 ст.42 Закона № 419-З); срок для рассмотрения вторых разделов предложений (по окончании торгов) - в течение 10 рабочих дней, следующих за днем окончания торгов (п.2 ст.44 Закона № 419-З).

Обратите внимание!

Срок рассмотрения первых разделов предложения при проведении электронного аукциона может быть продлен с учетом особенностей и (или) сложности предмета государственной закупки, но не более 45 календарных дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений (часть вторая п.2 ст.42 Закона № 419-З)

Договор государственной закупки

В Законе № 419-З значительно переработаны, дополнены и реализованы в трех статьях (ст.24-26) нормативные предписания ст.25 Закона № 419-З в редакции от 13.07.2012. Помимо заключения договора ст.24-26 Закона № 419-З регулируют вопросы его изменения, расторжения, а также обеспечения исполнения обязательств по договору.

 

внимание

Обратите внимание!

В Законе № 419-З используется термин «договор государственной закупки» (абзац 2 ст.1) (ранее «договор», «договор на государственную закупку»).

 

Основные изменения, касающиеся заключения договора:

обязательность заключения договора в электронном виде на электронной торговой площадке по результатам проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (п.4 ст.24 Закона № 419-З).

Для иных процедур государственных закупок: закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений - в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (закрытая процедура запроса ценовых предложений), закупки из одного источника такое требование не предъявляется. Устанавливается, что по результатам таких процедур договор заключается в письменной форме, а по результатам биржевых торгов - в порядке и форме, установленных законодательством о товарных биржах (п.5 ст.24 Закона № 419-З);

установление нового срока заключения договоров по результатам проведенных процедур государственных закупок, который в совокупности со ст.52 Закона № 419-З представляется следующим: по истечении 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя и не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя.

С учетом того что ГИАС содержит в том числе реестр договоров, информация о заключенных договорах не размещается на официальном сайте, как это необходимо в соответствии с Законом № 419-З в редакции от 13.07.2012 .

Сведения о договоре государственной закупки, заключенном по результатам проведения процедуры закупки из одного источника фактически содержатся в справке о проведении процедуры закупки из одного источника (ст.49 Закона № 419-З), которая не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем ее утверждения, должна размещаться заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке. Составляется такая справка не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора.

Случаи применения процедуры закупки из одного источника

Перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника (приложение к Закону № 419-З) приведен в соответствие с аналогичным перечнем, утвержденным Договором о ЕАЭС.

Защита прав и законных интересов лиц при осуществлении государственных закупок (обжалование)

Участник либо иное юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе подать жалобу в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам посредством ее размещения в ГИАС в реестре жалоб, за исключением подачи жалобы в случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника, когда жалоба подается письменно в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (ст.52, часть вторая п.1 ст.53 Закона № 419-З).

В п.2 ст.52 Закона № 419-З устанавливается также, кем и в какой момент может быть подана жалоба в уполномоченный орган по государственным закупкам.

 

Кто подает жалобу Предмет обжалования Срок подачи жалобы
Юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель Действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), товарной биржи, оператора электронной торговой площадки До истечения срока для подготовки и подачи предложений
Участник Действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, за исключением жалоб в отношении документов, предоставляемых для подготовки предложения Со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся
Участник процедуры закупки из одного источника Действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов Со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения

 

Жалоба должна содержать:

• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дату выдачи, орган, выдавший документ), - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, подающих жалобу, либо их представителя, номер контактного телефона;

• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства), учетный номер плательщика (при наличии) заказчика (организатора), товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются;

• наименование вида процедуры государственной закупки и ее регистрационный номер, присвоенный ГИАС, электронной торговой площадкой, товарной биржей (при наличии), указание источника финансирования государственной закупки;

• указание на нарушаемые обжалуемыми действиями (бездействием) и (или) решениями заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки права и законные интересы, а также указание на нормы законодательства о государственных закупках, которые нарушены обжалуемыми действиями (бездействием) и (или) решениями;

• документы и (или) сведения, подтверждающие обоснованность жалобы, с указанием юридических фактов и иных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии законодательству о государственных закупках обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений (п.3 ст.52 Закона № 419-З).

В случае проведения открытых процедур государственных закупок (открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в течение 3 рабочих дней со дня размещения жалобы в ГИАС в реестре жалоб принимает ее к рассмотрению, приостанавливает процедуру государственной закупки и назначает место и время рассмотрения жалобы, о чем размещает соответствующую информацию в ГИАС в реестре жалоб. Указанная информация размещается также на электронной торговой площадке (часть первая п.1 ст.53 Закона № 419-З).

Аналогичная процедура приостановления предусмотрена также для так называемых закрытых процедур (закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений) и биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника (часть вторая п.1 ст.53 Закона № 419-З). Разница состоит в том, что информация о принятии жалобы к рассмотрению и о приостановлении процедуры государственной закупки не размещается в ГИАС и на электронной торговой площадке, а направляется уполномоченным государственным органом по государственным закупкам в письменной форме заказчику (организатору), товарной бирже, а также лицу, подавшему жалобу, поскольку данные процедуры не проводятся на электронной торговой площадке.

Процедура государственной закупки приостанавливается на срок рассмотрения жалобы, который не может превышать 10 рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки.

 

внимание

Обратите внимание!

Заказчик не вправе заключать договор до принятия уполномоченным государственным органом по государственным закупкам решения по существу жалобы.

 

справочно

Справочно

По сравнению со сроками, предусмотренными Законом № 419-З в редакции от 13.07.2012, срок приостановления процедуры государственной закупки в связи с подачей жалобы значительно сокращен (срок приостановления процедуры в п.2 ст.56 Закона в редакции от 13.07.2012 - не более 30 календарных дней). Сокращение срока рассмотрения жалобы связано со сроком заключения договора по результатам проведения процедуры государственной закупки, который предусмотрен в Договоре о ЕАЭС (подп.9 п.2 приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС).

 

Еще один немаловажный момент, который предусмотрен п.4 ст.53 Закона № 419-З, - это обязанность для лиц, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются, направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам отзыв на жалобу не позднее 1 рабочего дня до дня ее рассмотрения.

При этом предусматривается также право лиц, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам возражение на жалобу не позднее 1 рабочего дня до дня ее рассмотрения.

Уполномоченный государственный орган по государственным закупкам на коллегиальной основе рассматривает жалобу и принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

В случае проведения открытых процедур (см. выше) решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, размещается уполномоченным государственным органом по государственным закупкам до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки в реестре жалоб (части первая, вторая п.5 ст.53 Закона № 419-З).

В случае проведения закрытых процедур, биржевых торгов и процедуры закупки из одного источника уполномоченный государственный орган по государственным закупкам до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки направляет соответствующее решение в письменной форме заказчику (организатору), товарной бирже, а также лицу, подавшему жалобу (часть третья п.5 ст.53 Закона № 419-З).

Предполагается, что новые нормативные предписания о порядке рассмотрения жалоб позволят усовершенствовать указанный механизм, сделав его максимально открытым и прозрачным.

Контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках (камеральная проверка)

В Законе № 419-З введена абсолютно новая норма, которая регулирует порядок проведения камеральных проверок (ст.54 Закона № 419-З).

Понятие «камеральная проверка» завуалировано в полномочиях уполномоченного государственного органа по государственным закупкам (абзац 3 ст.10 Закона № 419-З). Под камеральной проверкой понимается проверка по месту нахождения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам на основании изучения документов и информации, полученных им в соответствии с Законом № 419-З и иными актами законодательства, без истребования от проверяемого субъекта иных документов и информации.

Основанием для камеральной проверки является принятая к рассмотрению жалоба (п.1 ст.54 Закона № 419-З).

 

внимание

Обратите внимание!

Камеральная проверка проводится не по всем процедурам государственных закупок. Например, по закрытым процедурам, биржевым торгам и процедурам закупки из одного источника камеральная проверка не проводится.

Результаты камеральной проверки см. на схеме.

Схема

 

Результаты камеральной проверки
   
 
   
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о государственных закупках
 
В ходе проверки не выявлены нарушения законодательства о государственных закупках
   
 
   
Результаты отражаются уполномоченным государственным органом по государственным закупкам в акте камеральной проверки
 
Результаты оформляются справкой камеральной проверки
   
 
   
Акт размещается на электронной торговой площадке не позднее 5 рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки
 
Справка размещается на электронной торговой площадке не позднее 5 рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки (п.3 ст.54 Закона № 419-З)
   
   
Заказчик (организатор) может направить возражения по акту камеральной проверки в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам посредством электронной торговой площадки не позднее 3 рабочих дней со дня размещения акта камеральной проверки (п.2 ст.54 Закона № 419-З)
   

 

По результатам камеральной проверки и рассмотрения жалоб в случае выявления нарушений законодательства о государственных закупках уполномоченным государственным органом по государственным закупкам выносятся предписания, обязательные для исполнения заказчиком (организатором), товарной биржей, оператором электронной торговой площадки.

Предписание должно содержать:

• указание на нормы законодательства о государственных закупках, которые нарушены;

• характер выявленного нарушения;

• конкретные действия, которые обязаны совершить заказчик (организатор), товарная биржа, оператор электронной торговой площадки для устранения указанного нарушения (п.1 ст.55 Закона № 419-З).

В случае проведения открытых процедур предписание размещается на электронной торговой площадке до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки.

В случае проведения закрытых процедур, биржевых торгов и процедуры закупки из одного источника предписание направляется заказчику (организатору), товарной бирже в письменной форме до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки.

 

внимание

Обратите внимание!

Указанные в предписании нарушения заказчик (организатор) обязан устранить в течение 5 рабочих дней со дня размещения (или направления) соответствующего предписания (п.3 ст.55 Закона № 419-З).

Нормативные правовые акты, принятые в развитие Закона № 419-З

Постановление № 395 и постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь:

• от 29.12.2018 № 91 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 апреля 2024 г. постановлением МАРТ от 20.03.2024 № 21 изменено название постановления № 91: «О порядке рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок»;

 

• от 29.12.2018 № 92 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок»;

• от 29.12.2018 № 93 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 августа 2020 г. действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 26.08.2020 № 56 «Об установлении примерных форм документов по процедурам государственных закупок»;

 

• от 21.01.2019 № 7 «Об утверждении Положения о комиссии по государственным закупкам»;

• от 28.01.2019 № 10 «Об установлении формы годового плана государственных закупок»;

• от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника»;

• от 12.04.2019 № 34 «О порядке проведения камеральной проверки».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 мая 2024 г. действует постановление МАРТ от 30.04.2024 № 34 «О порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки»;

 

• от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки».

Письма, разъяснения

Письма Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь:

• от 11.05.2019 № 14-01-06/1396К «О требованиях к составу участников»;

• от 22.05.2019 № 14-01-06/1489 К «Об организации государственных закупок»;

• от 17.06.2019 № 14-01-06/1745 К «О некоторых вопросах проведения процедур государственных закупок с 1 июля 2019 г.».

Аналитические материалы

Новая редакция Закона о государственных закупках: анализ основных изменений. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З.

Определен порядок проведения Министерством антимонопольного регулирования и торговли камеральных проверок. Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 34.

Новое положение о комиссии по государственным закупкам. Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7.

Особенности изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника с 1 июля 2019 г. Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30.

Подтверждение требований к участникам процедур государственных закупок: рекомендации заказчикам (организаторам).

Алгоритм проведения открытого конкурса как процедуры государственных закупок (с 1 июля 2019 года).

Алгоритм проведения электронного аукциона как процедуры государственных закупок (с 1 июля 2019 года).

 

Примечание. В материале рассмотрены нормы Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» в редакции Закона № 136-З (далее - Закон № 419-З).

 

26.06.2019

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела исследований в области гражданского, экологического и социального права Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела исследований в области гражданского, экологического и социального права Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Анна Третьякова, главный советник управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь