


Материал помещен в архив
ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА: УТВЕРЖДЕНИЕ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ХРАНЕНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ЗАХОРОНЕНИЮ, ЛИМИТЫ ХРАНЕНИЯ И ЗАХОРОНЕНИЯ
При применении нормативов образования отходов производства возникают определенные противоречия, поскольку данный показатель отходов рассчитывается в процессе проведения инвентаризации отходов производства и одновременно является отдельным документом «Нормативы образования отходов производства» (приложение 10 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 44 (далее - постановление № 44)) в соответствии с Положением о порядке утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 (далее - Положение о нормативах, постановление № 1104).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 (далее - постановление № 818). С 9 декабря 2019 г. постановление № 44 на основании постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.11.2019 № 39 (далее - постановление № 39) утратило силу. С этой даты действует форма нормативов образования отходов производства согласно приложению к Положению о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденному постановлением № 818. |
При этом если норматив как количественный показатель отхода рассчитывается в процессе проведения инвентаризации для всех образующихся видов отходов, то нормативы как вид документа устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов (п.1 ст.33 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон об обращении с отходами)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться Законом об обращении с отходами с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З. |
Согласно Закону об обращении с отходами:
• захоронение отходов - изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования (п.4);
• норматив образования отходов производства - предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги (п.11);
• хранение отходов - содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (п.34).
Термин «хранение отходов» условно можно разделить на две составные части:
1) содержание отходов в местах временного хранения отходов;
2) содержание отходов на объектах хранения отходов.
![]() |
Обратите внимание! В разрешении на хранение отходов производства, а также при рассмотрении лимитов хранения отходов отражается только содержание отходов на объектах хранения отходов (вторая часть термина «хранение отходов»). Содержание отходов в местах временного хранения отражается в инструкции по обращению с отходами производства. |
Понятия «хранение отходов» и «захоронение отходов», «объекты хранения» и «объекты захоронения» необходимо разграничивать. Ключевое отличие между парами этих понятий заключается в том, что при хранении отходов на объектах хранения отход впоследствии может быть вовлечен в оборот, то есть использован, обезврежен или захоронен. При захоронении отходы изолируются, что не предполагает возможность их дальнейшего использования или обезвреживания. Таким образом, захоронение можно условно назвать конечным механизмом обращения с отходами.
К слову, захоронение отходов - не единственный механизм обращения с отходами, который условно можно отнести к конечному.
Также Закон об обращении с отходами выделяет такие виды деятельности, как использование и обезвреживание отходов. При этом согласно ст.4 Закона об обращении с отходами захоронение является наименее приоритетным из рассматриваемых механизмов (видов деятельности). Данная приоритетность закреплена в пп.5 и 6 Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением № 1104 (далее - Положение о разрешениях), согласно которым выдача разрешений на хранение и захоронение отходов производства (далее - разрешение) осуществляется, в частности, при условии отсутствия на дату получения разрешения введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов, принимающих отходы от сторонних организаций.
Утверждение нормативов образования отходов производства
Нормативы образования отходов производства (далее - нормативы) разрабатываются и утверждаются производителем отходов производства по форме согласно приложению 10 к постановлению № 44. В данной форме предусмотрено указание сведений, которые должны быть получены в ходе проведения инвентаризации отходов производства и указаны в документации по инвентаризации.
Под производителем отходов понимается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, экономическая деятельность, жизнедеятельность которого приводит к образованию отходов. Следовательно, нормативы должны быть утверждены для юридического лица в целом. Иными словами, утверждение нормативов, например, для обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства, не предусмотрено.
![]() |
Обратите внимание! Для обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства, допускается разработка отдельной инструкции по обращению с отходами производства. |
Срок действия утвержденных нормативов - 5 лет и исчисляется с даты, указанной в грифе утверждения (п.7 Положения о нормативах).
Нормативы образования отходов производства (пример) |
Форма |
УТВЕРЖДАЮ Директор ООО «Организация» (руководитель производителя отходов производства, индивидуальный предприниматель) В.М.Иванов (подпись) (инициалы, фамилия) М.П. «10» сентября 2015 г. |
НОРМАТИВЫ |
Наименование отхода производства* | Код отхода производства* | Норматив образования отхода производства | Источник образования отхода производства** |
Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения |
9120400 |
0,1 т / 1 работника в год | Жизнедеятельность работников |
Отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций |
9120800 |
0,001 т/м2 в год | Уборка территории |
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %) |
5820601 |
0,002 18 т / / 10 тыс. км пробега |
Автотранспорт (эксплуатация и техническое обслуживание) |
Лицо, ответственное за разработку нормативов образования отходов производства | ||||
Инженер по охране окружающей среды |
О.М.Петрова |
201 02 03 | ||
(должность) |
(инициалы, фамилия) |
(контактный телефон) |
<…>
Нормативы образования отходов не подлежат расчету, если:
• отходами производства являются утратившие свои потребительские свойства бытовая техника, оргтехника, мебель;
• отходы производства образуются при уничтожении:
- товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения;
- товаров, обращенных в доход государства;
- орудий рыболовства и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 (часть вторая п.3 Положения о нормативах).
![]() |
Обратите внимание! В реестре объектов по использованию отходов зарегистрированы соответствующие объекты по использованию утратившей свои потребительские свойства бытовой техники, оргтехники (коды 9120200, 9120201 в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85). То есть данные отходы являются вторичными материальными ресурсами (п.3 ст.1 Закона об обращении с отходами) и не подлежат хранению (захоронению) на объектах хранения (захоронения) отходов. А нормативы, как было отмечено выше, устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению (захоронению) на объектах хранения (захоронения) отходов. Таким образом, расчет нормативов утратившей свои потребительские свойства бытовой техники, оргтехники нецелесообразен.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т. |
Порядок получения разрешения на хранение и захоронение отходов
Выдача разрешений производится территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов, в том числе:
1) Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае хранения, захоронения отходов производства в г. Минске;
2) областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случаях, если среди отходов производства, заявляемых к хранению, захоронению на территории области, имеются отходы 1-2-го класса опасности, 3-го класса опасности свыше 5 т в год или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 т в год;
3) районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в абзаце 3 ч.2 п.3 Положения о разрешениях (п.3 Положения о разрешениях).
![]() |
Обратите внимание! Орган выдачи разрешений - это также орган по согласованию инструкций по обращению с отходами производства. |
Для получения разрешения необходимо представить в орган выдачи разрешений документы, предусмотренные п.6.24 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, а именно:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться п.6.24 единого перечня № 156 в редакции постановления № 818. |
• заявку на хранение и (или) захоронение отходов производства по формам, установленным соответственно приложениями 1 и 2 к постановлению № 44.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться приложениями 1 и 2 к Положению об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденному постановлением № 818. |
Заявка на захоронение отходов производства (пример) |
Форма |
ЗАЯВКА (наименование юридического лица, подразделение (филиал, цех), фамилия, собственное имя, отчество индивидуального (юридический адрес, место жительства, телефон, факс, учетный номер плательщика) (место фактического нахождения) |
Наименование собственника отходов производства* | Отходы производства | Объект захоронения отходов | Количество отходов производства, которое планируется направить на захоронение, т/год | |||
наименование** | код** | степень и класс опасности | наименование | местонахождение | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ООО «Организация» | Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения |
9120400 |
Неопасный | Полигон ТКО «Северный» | г. Минск |
1 |
Отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций |
9120800 |
4-й класс | Полигон ТКО «Северный» | г. Минск |
0,3 | |
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %) |
5820601 |
3-й класс | Полигон ТКО «Северный» | г. Минск |
0,5 |
Директор |
О.М.Петрова |
В.М.Иванов | ||
(должность) |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) | ||
М.П. | ||||
Петрова, 201 02 03 |
||||
(фамилия исполнителя, телефон) |
<…>
• расчет годового количества образования отходов производства на основании нормативов образования отходов производства, который оформляется в произвольной форме.
Расчет годового количества образования отходов производства (пример) |
УТВЕРЖДЕНО Директор ООО «Организация» ________________ В.М.Иванов М.П. «10» сентября 2015 г. |
РАСЧЕТ
Утверждены следующие нормативы образования отходов производства, подлежащих вывозу на захоронение: |
Наименование отхода производства | Код отхода производства | Норматив образования отхода производства |
Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения |
9120400 |
0,1 т / 1 работника в год |
Отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций |
9120800 |
0,001 т/м2 в год |
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %) |
5820601 |
0,002 18 т / 10 тыс. км пробега |
Годовое количество образования отходов производства, подлежащих вывозу на захоронение, следующее: 1) отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения: 0,1 т / 1 работника в год х 10 (количество работников организации) = 1 т; 2) отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций: 0,001 т/м2 в год х 300 м2 (площадь убираемой территории организации) = 0,3 т; 3) обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел - менее 15 %): 0,002 18 т / 10 тыс. км пробега х 2 293,5 тыс. км (суммарный годовой пробег эксплуатируемых автомобилей) = 0,5 т. |
Инженер по охране окружающей среды |
О.М.Петрова |
201 02 03 | ||
(должность) |
(инициалы, фамилия) |
(контактный телефон) |
• акт инвентаризации отходов производства по форме согласно приложению 3 либо 4 к Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться приложениями 3 и 4 к Инструкции № 17 с учетом изменений, внесенных постановлением № 39; |
• копию инструкции по обращению с отходами производства организации (индивидуального предпринимателя), разработанной в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45.
Как видим, для получения разрешения необходимо иметь в наличии ряд разработанных документов по обращению с отходами. Срок рассмотрения представленных в орган выдачи разрешений документов - 30 дней, срок действия разрешения - 5 лет с даты его выдачи. При этом в разрешения можно вносить изменения и (или) дополнения в случаях:
• регистрации в реестре объектов по использованию отходов объекта по использованию отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении, от сторонних организаций;
• изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в разрешение;
• изменения количества отходов производства, подлежащих хранению, захоронению в соответствии с разрешением;
• образования новых видов отходов производства, подлежащих хранению или захоронению в соответствии с разрешением;
• изменения условий хранения отходов производства, их захоронения, установленных в разрешении;
• изменения объектов хранения отходов, объектов захоронения отходов, на которых производится хранение, захоронение отходов производства в соответствии с разрешением (часть первая п.14 Положения о разрешениях).
Внесение изменений и (или) дополнений в разрешение осуществляется в порядке, установленном для выдачи разрешения (то есть представляется аналогичный пакет документов).
![]() |
Обратите внимание! Разрешения получают заявители - собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами. При этом в случаях аренды (безвозмездного пользования) зданий, сооружений и (или) иных объектов разрешение получает собственник передаваемого в аренду (безвозмездное пользование) здания, сооружения и (или) иного объекта, если иное не предусмотрено договором аренды (безвозмездного пользования) (часть вторая п.2 Положения о разрешениях). Получение разрешения не требуется в случае захоронения отходов производства, отнесенных в соответствии с законодательством к коммунальным отходам производства и вывоз которых осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам (п.21 Положения о разрешениях). При этом санкционированным местом захоронения коммунальных отходов производства в данном случае является объект захоронения отходов, на котором осуществляется захоронение таких отходов в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по их захоронению. |
Договор на оказание услуг по захоронению отходов производства
Данный договор заключается юридическим лицом - собственником вывозимых на захоронение отходов либо уполномоченным им лицом с юридическим лицом - собственником объекта захоронения отходов, который указан в выданном разрешении на захоронение. Как видим, выдача разрешения на захоронение отходов предшествует заключению договора (в случаях, когда получение данного разрешения необходимо), более того, в случае отсутствия выданного разрешения в тех случаях, когда оно необходимо, договор, скорее всего, не будет заключен.
В договоре отражаются условия вывоза отходов на захоронение, в том числе оплата услуг за захоронение отходов. В состав платы за захоронение отходов производства входит также размер экологического налога за захоронение отходов.
Форма договора чаще всего является типовой для конкретного юридического лица - собственника объекта захоронения отходов (но могут разрабатываться при необходимости и индивидуальные формы и условия данных договоров).
![]() |
Справочно Форму договора на оказание услуг по захоронению отходов производства см. здесь. |
Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов
В разрешениях указываются лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства (п.2 ст.25 Закона об обращении с отходами). То есть фактически лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства приравнены соответственно с количеством образующихся отходов производства, подлежащих хранению, и с количеством отходов производства, подлежащих захоронению, указываемым в разрешениях.
30.10.2015
Сергей Юрча, начальник управления по координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»