Пособие от 01.06.2017
Автор: Ерилин Г.

Отходы строительства: право собственности и обязанности при обращении


 

Материал помещен в архив

 

ОТХОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА: ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАННОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ

Кому может принадлежать право собственности на строительные отходы

Право собственности на отходы приобретают (п.1 ст.3 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон)):

производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;

юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.

С точки зрения Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) строительство осуществляется на основании договоров подряда.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы) (п.1 ст.656 ГК). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон. Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (п.1 ст.657 ГК).

Отходы от строительства, несомненно, также относятся к результату работ и подлежат передаче заказчику. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену (п.1 ст.696 ГК). Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, устанавливающей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в том числе со сметной документацией (сметой), определяющей цену работы (п.1 ст.698 ГК). При отсутствии иных указаний в договоре предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в проектной, в том числе сметной, документации (проектно-сметной документации).

Риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик (подп.2 п.1 ст.659 ГК).

Заказчик обязан в порядке и сроки, предусмотренные договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять результат выполненной работы, а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (п.1 ст.673 ГК).

Таким образом:

• отходы с точки зрения Закона являются собственностью производителя работ, если иное не установлено законодательством;

• с точки зрения ГК отходы являются частью результата работ, до момента приемки работ они являются собственностью подрядчика, а с момента приемки - заказчика.

Из изложенного выше следует, что:

• строительный мусор, вывозимый в ходе выполнения работ, является собственностью подрядчика, так как подлежит удалению до конца выполнения работ;

• отходы от разборки зданий (например, возникающие в процессе реконструкции или сноса) не подлежат немедленному вывозу, их образование и дальнейшее движение отражается в проектно-сметной документации, и они подлежат передаче заказчику;

• в договоре, заключаемом между заказчиком и подрядчиком, может быть предусмотрен и иной порядок определения собственности на образующиеся отходы.

Обязанности при обращении с отходами строительства

Основные обязанности в области обращения с отходами (в соответствии со ст.17 Закона):

• обеспечить сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с ТНПА;

• назначить должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию;

• представлять достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;

• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;

• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные актами законодательства об обращении с отходами, в том числе ТНПА.

Специальные требования к обращению с отходами при осуществлении строительной деятельности приведены в ст.22 Закона, они касаются в основном разработки проектной документации.

При разработке проектной документации на строительство должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя:

• определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т. д.) показателей образующихся отходов и возможности их использования в качестве вторичного сырья;

• определение мест временного хранения отходов на строительной площадке;

• проектные решения по перевозке отходов в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов либо на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по их использованию;

• иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в том числе ТНПА.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться ст.17 и 22 Закона в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З.

 

01.06.2017

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»