


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
Лучшим способом выяснения целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, является сравнение калькуляций, составляемых ими при общем порядке налогообложения, и (при тех же числовых данных) в рамках упрощенной системы.
Для проведения сравнения условимся, что индивидуальный предприниматель выполняет работы, оказывает услуги без использования наемного труда (т.е. у него отсутствуют расходы на оплату труда), а также что при общем порядке налогообложения он определяет базу, облагаемую подоходным налогом, путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса РБ, далее - НК).
В рамках УСН рассмотрим 3 варианта, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:
- доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);
- рентабельность (вариант 2);
- тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).
Таблица | |||||
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - плательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющим работы, оказывающим услуги | |||||
При общем порядке налогообложения |
При УСН, когда сохраняется неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения: доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (гр.6) | ||||
наименование показателя (алгоритм расчета) |
сумма, руб. |
наименование показателя (алгоритм расчета) |
сумма, руб. (примечание 1) | ||
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
10 000 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
2. Амортизационные отчисления |
2 000 |
2. Амортизационные отчисления |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
3. Арендные платежи (без НДС) |
3 900 |
3. Арендные платежи (без НДС) |
3 900 |
3 900 |
3 900 |
4. Экологический налог |
1 200 |
||||
5. Земельный налог |
700 |
||||
6. Налог на недвижимость |
1 300 |
||||
7. Прочие расходы (без НДС) |
900 |
7. Прочие расходы (без НДС) |
900 |
900 |
900 |
8. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 7) |
20 000 |
8. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 7) |
16 800 |
16 800 |
16 800 |
9. Рентабельность |
70 % |
9. Рентабельность (100 % х стр.10 / стр.8) |
73,33 % |
70 % (стр.9 гр.2) |
92,26 % |
10. Доход (стр.8 х стр.9), в т.ч.: |
14 000 |
10. Доход |
12 320 (стр.12) |
11 760 (стр.8 х х стр.9) |
15 500 (стр.13 - - стр.8) |
11. Подоходный налог (стр.10 х 12 %) (примечание 2) |
1 680 |
||||
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.10 - стр.11) |
12 320 |
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.10) |
12 320 (стр.12 гр.2) |
11 760 |
15 500 |
13. Тариф без оборотных налогов (стр.8 + стр.10) |
34 000 |
13. Тариф без налога при УСН (стр.8 + стр.10) |
29 120 |
28 560 |
32 300 (стр.15 - - стр.14) |
14. Налог при УСН (стр.13 х 5 % / (100 % - - 5 %)) |
1 533 |
1 503 |
1 700 (стр.15 х х 5 %) | ||
15. Тариф без НДС (стр.13) |
34 000 |
15. Тариф без НДС (стр.13 + стр.14) |
30 653 |
30 063 |
34 000 (стр.17 - - стр.16) |
16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.15 х х 20 %), в т.ч.: |
6 800 |
16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.15 х х 20 %), в т.ч.: |
6 131 |
6 013 |
6 800 (стр.17 х х 20 % / / 120 %) |
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((10 000 + + 3 900 + 900) х 20 %) |
2 960 |
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((10 000 + + 3 900 + 900) х 20 %) |
2 960 |
2 960 |
2 960 |
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 - - стр.16.1) |
3 840 |
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 - - стр.16.1) |
3 171 |
3 053 |
3 840 |
17. Тариф с учетом НДС (стр.15 + стр.16) |
40 800 |
17. Тариф с учетом НДС (стр.15 + стр.16) |
36 784 |
36 076 |
40 800 (стр.17 гр.2) |
18. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются налог при УСН и НДС (сумма строк 4, 5, 6, 11, 16.2) |
8 720 |
18. Сумма налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет (стр.14 + + стр.16.2) |
4 704 |
4 556 |
5 540 |
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке (100 % х стр.18 / стр.17) |
21,37 % |
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке (100 % х стр.18 / стр.17) |
12,79 % |
12,63 % |
13,58 % |
Примечание 1. Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
Примечание 2. Ставка подоходного налога для большинства случаев установлена в размере 12 % (ст.173 НК).
Сравнение приведенных калькуляций показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 5-процентный налог при УСН и НДС, равна 8 720 руб. (1 200 + 700 + 1 300 + 1 680 + 3 840), а доля этих налогов в выручке составляет 21,37 % (100 % х 8 720 / 40 800). Сумма налогов, уплачиваемых в рамках упрощенной системы (налога при УСН и доплачиваемого НДС), во всех 3 рассмотренных вариантах существенно меньше. Ниже и доля этих налогов в выручке (процент налоговых изъятий из выручки).
Таким образом, переход на упрощенную систему при таких числовых данных является для индивидуального предпринимателя выгодным.
Проанализируем достоинства и недостатки каждого из 3 приведенных вариантов формирования тарифа при УСН.
При использовании варианта 2 (уровень рентабельности остается неизменным) тариф на оказываемые услуги самый низкий (36 076 руб.). По сравнению с общим порядком налогообложения он снизился на 11,58 % (100 % х (40 800 - 36 076) / 40 800). Размер дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, также несколько снизился (с 12 320 руб. до 11 760 руб. с единицы услуги). Применение такого варианта формирования тарифа целесообразно, если основной целью индивидуального предпринимателя является расширение рынка сбыта выполняемых работ (оказываемых услуг), а не получение максимальной прибыли.
Несколько больший доход по сравнению с вариантом 2 индивидуальный предприниматель получит при использовании варианта 1 (доход остается неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения). В этом случае применяемый тариф также заметно ниже тарифа при общем порядке налогообложения, несмотря на увеличение рентабельности.
Вариант 3 (тариф остается неизменным) оптимален в случае, когда основным приоритетом для индивидуального предпринимателя является получение максимально возможной прибыли. При таком варианте составления калькуляции, несмотря на сохранение применяемого тарифа, доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 25,81 % (100 % х 15 500 / 12 320 - 100 %), а рентабельность - на 31,80 % (100 % х 92,26 % / 70 % - 100 %).
В завершение стоит отметить, что сделанные выводы касаются только рассмотренной ситуации. При иных числовых данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т.д.) сравнение может привести к совершенно иным заключениям о достоинствах и недостатках того или иного варианта упрощенной системы и вообще о целесообразности перехода на УСН.
31.01.2012 г.
Сергей Шкирман, экономист