Расчет от 31.01.2012
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Лучшим способом выяснения целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, является сравнение калькуляций, составляемых ими при общем порядке налогообложения, и (при тех же числовых данных) в рамках упрощенной системы.

Для проведения сравнения условимся, что индивидуальный предприниматель выполняет работы, оказывает услуги без использования наемного труда (т.е. у него отсутствуют расходы на оплату труда), а также что при общем порядке налогообложения он определяет базу, облагаемую подоходным налогом, путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса РБ, далее - НК).

В рамках УСН рассмотрим 3 варианта, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:

- доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);

- рентабельность (вариант 2);

- тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).

 

Таблица
 
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - плательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющим работы, оказывающим услуги
 
При общем порядке налогообложения
При УСН, когда сохраняется неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения: доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (гр.6)
наименование показателя (алгоритм расчета)
сумма, руб.
наименование показателя (алгоритм расчета)
сумма, руб. (примечание 1)
вариант 1
вариант 2
вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
10 000
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
10 000
10 000
10 000
2. Амортизационные отчисления
2 000
2. Амортизационные отчисления
2 000
2 000
2 000
3. Арендные платежи (без НДС)
3 900
3. Арендные платежи (без НДС)
3 900
3 900
3 900
4. Экологический налог
1 200
       
5. Земельный налог
700
       
6. Налог на недвижимость
1 300
       
7. Прочие расходы (без НДС)
900
7. Прочие расходы (без НДС)
900
900
900
8. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 7)
20 000
8. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 7)
16 800
16 800
16 800
9. Рентабельность
70 %
9. Рентабельность
(100 % х стр.10 / стр.8)
73,33 %
70 %
(стр.9 гр.2)
92,26 %
10. Доход (стр.8 х стр.9),
в т.ч.:
14 000
10. Доход
12 320
(стр.12)
11 760
(стр.8 х
х стр.9)
15 500
(стр.13 -
- стр.8)
11. Подоходный налог (стр.10 х 12 %)
(примечание 2)
1 680
       
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя
(стр.10 - стр.11)
12 320
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.10)
12 320
(стр.12 гр.2)
11 760
15 500
13. Тариф без оборотных налогов (стр.8 + стр.10)
34 000
13. Тариф без налога при УСН (стр.8 + стр.10)
29 120
28 560
32 300
(стр.15 -
- стр.14)
    14. Налог при УСН (стр.13 х 5 % / (100 % -
- 5 %))
1 533
1 503
1 700
(стр.15 х
х 5 %)
15. Тариф без НДС (стр.13)
34 000
15. Тариф без НДС (стр.13 + стр.14)
30 653
30 063
34 000
(стр.17 -
- стр.16)
16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.15 х
х 20 %), в т.ч.:
6 800
16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.15 х
х 20 %), в т.ч.:
6 131
6 013
6 800
(стр.17 х
х 20 % /
/ 120 %)
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((10 000 +
+ 3 900 + 900) х 20 %)
2 960
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((10 000 +
+ 3 900 + 900) х 20 %)
2 960
2 960
2 960
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 -
- стр.16.1)
3 840
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 -
- стр.16.1)
3 171
3 053
3 840
17. Тариф с учетом НДС
(стр.15 + стр.16)
40 800
17. Тариф с учетом НДС
(стр.15 + стр.16)
36 784
36 076
40 800
(стр.17 гр.2)
18. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются налог при УСН и НДС (сумма строк 4, 5, 6, 11, 16.2)
8 720
18. Сумма налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет (стр.14 +
+ стр.16.2)
4 704
4 556
5 540
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке
(100 % х стр.18 / стр.17)
21,37 %
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке
(100 % х стр.18 / стр.17)
12,79 %
12,63 %
13,58 %

 

Примечание 1. Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

Примечание 2. Ставка подоходного налога для большинства случаев установлена в размере 12 % (ст.173 НК).

 

Сравнение приведенных калькуляций показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 5-процентный налог при УСН и НДС, равна 8 720 руб. (1 200 + 700 + 1 300 + 1 680 + 3 840), а доля этих налогов в выручке составляет 21,37 % (100 % х 8 720 / 40 800). Сумма налогов, уплачиваемых в рамках упрощенной системы (налога при УСН и доплачиваемого НДС), во всех 3 рассмотренных вариантах существенно меньше. Ниже и доля этих налогов в выручке (процент налоговых изъятий из выручки).

Таким образом, переход на упрощенную систему при таких числовых данных является для индивидуального предпринимателя выгодным.

Проанализируем достоинства и недостатки каждого из 3 приведенных вариантов формирования тарифа при УСН.

При использовании варианта 2 (уровень рентабельности остается неизменным) тариф на оказываемые услуги самый низкий (36 076 руб.). По сравнению с общим порядком налогообложения он снизился на 11,58 % (100 % х (40 800 - 36 076) / 40 800). Размер дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, также несколько снизился (с 12 320 руб. до 11 760 руб. с единицы услуги). Применение такого варианта формирования тарифа целесообразно, если основной целью индивидуального предпринимателя является расширение рынка сбыта выполняемых работ (оказываемых услуг), а не получение максимальной прибыли.

Несколько больший доход по сравнению с вариантом 2 индивидуальный предприниматель получит при использовании варианта 1 (доход остается неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения). В этом случае применяемый тариф также заметно ниже тарифа при общем порядке налогообложения, несмотря на увеличение рентабельности.

Вариант 3 (тариф остается неизменным) оптимален в случае, когда основным приоритетом для индивидуального предпринимателя является получение максимально возможной прибыли. При таком варианте составления калькуляции, несмотря на сохранение применяемого тарифа, доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 25,81 % (100 % х 15 500 / 12 320 - 100 %), а рентабельность - на 31,80 % (100 % х 92,26 % / 70 % - 100 %).

В завершение стоит отметить, что сделанные выводы касаются только рассмотренной ситуации. При иных числовых данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т.д.) сравнение может привести к совершенно иным заключениям о достоинствах и недостатках того или иного варианта упрощенной системы и вообще о целесообразности перехода на УСН.

 

31.01.2012 г.

 

Сергей Шкирман, экономист