


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ
С 1 января 2012 г. вступили в силу изменения и дополнения, внесенные в Особенную часть Налогового кодекса РБ (далее - НК), внесенные Законом РБ от 30.12.2011 № 330-З. В результате изменились ставки налога на прибыль и налога при упрощенной системе налогообложения (далее - упрощенная система, УСН).
Так, ставка налога на прибыль снизилась на четверть - с 24 до 18 % (п.1 ст.142 НК). Ставки, применяемые в рамках упрощенной системы, снижены на 1 % (часть первая п.1 ст.289 НК):
• для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость, - с 8 до 7 %;
• организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость, - с 6 до 5 %;
• организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности - с 3 до 2 %.
![]() |
Справочно Фактически ставка налога при УСН в размере 2 % в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности применяется с 1 апреля 2011 г. на основании Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 358 «О стимулировании реализации товаров». Названный Указ предусматривает применение данной ставки по 31 декабря 2013 г. С 1 января 2012 г. такой размер налога установлен и ст.289 НК РБ. |
С учетом произошедших изменений в налоговом законодательстве актуально составление расчетов, позволяющих принять выверенное решение о целесообразности применения упрощенной системы или общего порядка налогообложения (в первую очередь с точки зрения налоговой выгоды).
Лучший способ оценить целесообразность применения упрощенной системы - сравнить (с использованием реальных числовых данных организации за один или несколько отчетных периодов):
• суммы налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения, вместо которых при упрощенной системе уплачивается налог при УСН, с суммой этого налога;
• размер отпускных цен на производимую продукцию, величину рентабельности, а также сумму прибыли, остающуюся в распоряжении организации, в рамках упрощенной системы и общего порядка налогообложения.
Сравнение удобнее всего выполнять путем сопоставления плановых калькуляций с названными показателями.
В приведенной ниже таблице сравниваются плановые калькуляции, составляемые при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе, организацией промышленности, осуществляющей выпуск продукции, у которой структура затрат такова, что расходы на сырье и материалы составляют в полной себестоимости около 60 %, расходы, связанные с оплатой труда, - около 30 %.
В рамках УСН рассмотрены варианты калькуляций, когда в качестве неизменного показателя по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:
1) прибыль, остающаяся в распоряжении организаций после уплаты налогов;
3) отпускная цена на выпускаемую продукцию.
Таблица | |||||
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и упрощенной системе организацией - неплательщиком налога на добавленную стоимость, производящей продукцию | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); отпускная цена (гр.6) | ||||
показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб. | показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб.* | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) (сумма НДС - 7 700) |
38 500 |
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) |
38 500 |
38 500 |
38 500 |
2. - |
- |
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям |
7 700 |
7 700 |
7 700 |
3. Расходы на оплату труда |
15 000 |
3. Расходы на оплату труда |
15 000 |
15 000 |
15 000 |
4. Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН) (стр.3 х 34 %) |
5 100 |
4. Страховые взносы в ФСЗН (стр.3 х 34 %) |
5 100 |
5 100 |
5 100 |
5. Экологический налог |
330 |
- |
- |
- |
- |
6. Земельный налог |
200 |
- |
- |
- |
- |
7. Налог на недвижимость |
532 |
- |
- |
- |
- |
8. Прочие расходы (без НДС) (сумма НДС - 705) |
3 525 |
8. Прочие расходы (с учетом НДС) |
4 230 |
4 230 |
4 230 |
9. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 8) |
63 187 |
9. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 8) |
70 530 |
70 530 |
70 530 |
10. Рентабельность |
25 % |
10. Рентабельность (100 % х х стр.11 / стр.9) |
18,37 % |
25 % (стр.10 гр.2) |
24,98 % |
11. Прибыль (стр.9 х х стр.10), в т.ч.: |
15 797 |
11. Прибыль, в т.ч.: |
12 954 (стр.13) |
17 633 (стр.9 х х стр.10) |
17 616 (стр.14 - - стр.9) |
12. Налог на прибыль (стр.11 х 18 %) |
2 843 |
- |
- |
- |
- |
13. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.11 - - стр.12) |
12 954 |
13. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.11) |
12 954 (стр.13 гр.2) |
17 633 |
17 616 |
14. Цена без оборотных налогов (стр.9 + стр.11) |
78 984 |
14. Цена без налога при УСН (стр.9 + стр.11) |
83 484 |
88 163 |
88 146 (стр.16 - - стр.15) |
15. - |
- |
15. Налог при УСН (стр.14 х х 7 % / (100 % - 7 %)) |
6 284 |
6 636 |
6 635 (стр.16 х х 7 %) |
16. Отпускная цена без НДС (стр.14) |
78 984 |
16. Отпускная цена с налогом при УСН (стр.14 + + стр.15)** |
89 768 |
94 799 |
94 781 (стр.18) |
17. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.16 х х 20 %), в т.ч.: |
15 797 |
- |
- |
- |
- |
17.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов: 7 700 + 705 = 8 405) |
8 405 |
- |
- |
- |
- |
17.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.17 - - стр.17.1) |
7 392 |
- |
- |
- |
- |
18. Отпускная цена с учетом НДС (стр.16 + + стр.17) |
94 781 |
18. Отпускная цена с налогом при УСН (стр.16) |
89 768 |
94 799 |
94 781 (стр.18 гр.2) |
* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
** Цены приведены без округления.
Проанализируем результаты, отраженные в таблице.
Сравнение показывает, что общая сумма налогов, включенных в цену продукции, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 7-процентный налог при УСН, равна 11 297 руб. (330 + 200 + 532 + 2 843 + 7 392). Доля этих налогов в выручке составляет 11,92 % (100 % х 11 297 / 94 781), т.е. выше, чем ставка налога при УСН (7 %). Поэтому при таких исходных числовых данных переход организации на упрощенную систему для нее выгоден.
Формирование отпускной цены в рамках УСН по варианту 1 целесообразно в случае, если ближайшая задача организации - расширение рынка сбыта, так как при таком варианте обеспечивается снижение отпускной цены реализуемой продукции (с 94 781 до 89 768 руб.). При этом, несмотря на заметное снижение рентабельности (с 25 до 18,37 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (12 954 руб.).
При использовании варианта 2 организация получает максимально возможную прибыль. В сравнении с общим порядком налогообложения прибыль, остающаяся в распоряжении организации, возрастает на 36,12 % (100 % х 17 633 / 12 954 - 100 %). При этом величина рентабельности сохраняется неизменной. Этот вариант формирования цены может быть востребован в случае, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по товарам для детей) и когда реализация продукции по более высокой цене возможна (так как отпускная цена на продукцию немного вырастает).
Если при переходе на УСН неизменной сохраняется отпускная цена (см. формирование отпускной цены по варианту 3), прибыль, остающаяся в распоряжении организации, также заметно увеличивается - на 35,99 % (100 % х 17 616 / 12 954 - 100 %). При этом рентабельность снижается несущественно (до 24,98 %). Такой вариант составления калькуляции оправдан в случае, когда у организации на первом месте стоит задача извлечения максимальной прибыли, но при этом продать продукцию по более высокой цене проблематично (например, из-за существующей на рынке конкуренции или ограничения максимальной отпускной цены законодательством).
![]() |
Обратите внимание! Сделанные выводы относятся только к рассмотренной ситуации. При иных исходных данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т.д.) сравнение может привести к совершенно другим выводам о достоинствах того или иного варианта и вообще о целесообразности перехода на УСН. |
31.01.2012 г.
Сергей Шкирман, экономист
От редакции: С 19 марта 2012 г. в Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании Закона РБ от 04.01.2012 № 337-З внесены изменения и дополнения.